Приходские истории

Максим Терехов

Многие люди думают, что батюшки живут прямо в храме. Иногда венчаться ночью придут, иногда креститься. Надо сказать, что в сельских приходах священники часто имеют жилье прямо за храмовой оградой, но почему люди думают, что в городских храмах так же, непонятно.

Еще одно распространенное заблуждение связано с тем, что в храмах не возникает обычных бытовых проблем: не течет крыша, не бывает холодно, не стареет краска... На самом деле самые обычные проблемы совсем не проходят мимо этих дивных и величественных кораблей спасения. Даже такая беда, как воровство, присутствует. Правда, в меньшей степени, чем в светских учреждениях. Не всякий вор, воспринимающий обычных людей как «терпил», хочет испортить отношения с Богом. Господь Сам охраняет Свои храмы, и многие тати терпят полную неудачу в своих попытках незаконным способом присвоить чужое имущество.

В одном большом московском храме в перерыве между службами практически не было людей. Свечной ящик находился в притворе, и сотрудница, дежурившая за ним, не могла видеть главную часть храма. Ее частично мог видеть сидевший у входа охранник, но он отлучился на обед, не оставив подмены. Впрочем, беспечность иных храмовых охранников наводит на грустные размышления. Видеокамер тогда практически еще нигде не было.

В это время в храм зашел недавно освободившийся вор-рецидивист, решивший поживиться чем-нибудь драгоценным. Надо сказать, что в храме том было множество икон с золотыми цепочками и кулонами. Есть такая традиция у прихожан – благодарить святого, от которого пришла помощь, принося ему в дар драгоценные вещи. Никто их к этому не принуждает. Для икон, от которых люди получают помощь, необходимо делать закрытые киоты, чтобы обеспечить сохранность предметов, подаренных святым в знак благодарности. Бывают и на них покушения, но это уже другая история.

Вор зашел в храм и быстро оценил ситуацию. Людей в церкви не было, женщина за ящиком, пользуясь затишьем, читала акафист, охранника на рабочем месте отсутствовал. Вору было ясно, что если зайти в алтарь, то минут пять на спокойную работу у него точно есть, и он вошел в дьяконские врата. Опытным взглядом он выделил дорогостоящие предметы. Среди них были напрестольный крест, украшенный драгоценными камнями, и позолоченная чаша для Причастия, на церковном языке называемая потиром. Все эти ценности он погрузил в спортивную сумку и, бросив вызывающий взгляд на иконы, стал выходить через другие дьяконские врата.

В это время совсем «случайно» в алтарь зашел батюшка по каким-то своим богослужебным делам и увидел широкую спину вора. Тот не заметил священника и был уверен, что всё прошло гладко, поэтому к выходу он шел не спеша, а чтобы преждевременно не попасть в поле зрения женщины за свечным ящиком, сделал небольшой крюк в сторону стены с окнами на улицу.

У священника появилось время незаметно покинуть алтарь, подать сигнал тревоги на свечной ящик и так же не спеша направиться к вору навстречу.

– Милый человек, можно с тобой поговорить? – обратился батюшка к огромному бритому детине со спортивной сумкой.

– Да! Конечно, – ответил мужчина.

Казалось, он даже был рад вниманию священника и столь необычному к себе обращению. И батюшка повел с ним неспешную беседу, подробности которой остались неизвестны. Но кончилась она весьма неожиданно. Священник краем глаза увидел, что в храм быстро зашли охранники, а в больших храмах их может быть несколько, громко сказал:

– Мил человек, а ты ведь вор!

Ноги бывалого рецидивиста подкосились, горло перехватило, и он с трудом выдавил:

– Откуда… Откуда Вы знаете? – его огромный воровской опыт не мог ему подсказать, почему человек, видимо, с самого начала знавший, что он совершил храмовую кражу, обращается к нему с такой любовью. Он привык получать за свои дела побои, реальные сроки или похвалу от подельников, если удавалось выкрутиться, и поэтому без сопротивления позволил охранникам открыть сумку и забрать из нее крест и потир, которые батюшка и отнес обратно в алтарь.

Какое продолжение имела эта история для матерого вора, знающего, кажется, все «расклады», кроме церковного, Бог ведает. Собственно говоря, на первый взгляд и чудесного в ней ничего нет. Просто батюшка оказался в нужное время в нужном месте. Но явлена была разбойнику любовь чистая, о которой он знать не знал и ведать не ведал, а думал, что драгоценности к иконам глупые «терпилы» несут.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить