Раскрыть талант

Раскрыть талант

Протоиерей Алексий Уминский

Все дети талантливы – об этом знают многие, но как помочь маленькому человечку найти свое призвание; как раскрыть талант и не задушить при этом самого ребенка; как сделать так, чтобы талант стал даром маленького человека Богу.

Талантливы бывают все дети – все без исключения! Люди сотворены так, что могут развить любые свои задатки. Невероятные, на первый взгляд, способности – это лишь отражение божественных свойств в людях. Задача педагогики в том, чтобы развить данные детям таланты. И если это – мудрая педагогика любви, то и средства для решения этой задачи она выбирает достойные. Дар педагога состоит в том, чтобы приумножить талант и трудолюбие их обладателя, оставляя при этом за ним право выбора.

Название: «О таланте и смысле жизни»
Год издания: 2009
ISBN: 978-5-89101-345-2
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Что такое талант? Как он связан со смыслом нашей жизни? Делятся ли люди изначально на избранников, «поцелованных» Богом, и на «серую толпу» или же по своей воле отвергают дар свыше? Может ли талант быть опасным для человека? Надо ли его развивать, и если надо – то для чего? Что означают слова «зарыть свой талант в землю» применительно к сегодняшнему человеку? Мешает ли талант молитве? Как человек может стать «соавтором» дьявола?

В наши дни подобные вопросы стоят особенно остро. В эпоху культа «успеха» понятие о даре Божьем нередко искажается и подменяется суррогатами, что может привести к нравственной катастрофе. На эти и многие другие темы в книге рассуждают такие известные авторы, как протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Алексий Уминский, священник Владимир Соколов, игумен Пётр (Мещеринов). Интересен читателю будет и анализ демонических обольщений «сверхспособностями» в материале игумен N.

Настоящим открытием для читателей (и слушателей!) будет творчество воронежского священника Геннадия Заридзе, выпустившего 6 дисков песен под псевдонимом Странник. В нашем сборнике представлены его избранные песни с аккордами. А в качестве приложения к книге вышел диск с песнями о. Геннадия «Серебряный путь. Песни православного сердца».

«О таланте и смысле жизни»
В чём тайна одарённости

Самое главное в педагогике, как мне кажется, «не задушить ребёнка». Необходимо, чтобы он сам почувствовал, чем именно ему хочется заниматься. Детская душа должна стать восприимчивой к тому, чтобы услышать своё призвание. Вот для чего ребёнка надо развивать всесторонне – и музыкально, и художественно, и литературно, учить его общаться с природой, видеть красоту мира.

Очень важно правильно понять это слово призвание, потому что люди как-то не очень готовы к тому, что их призовёт Господь. Чаще они пытаются понять, что сейчас наиболее востребовано. Современная школа тоже, к сожалению, не раскрывает в человеке эту способность, не учат этому и родители. И те и другие в лучшем случае готовят выпускников школ к поступлению в вузы. Это большая ошибка современного образования.

Надо учить душу ребёнка чувству прекрасного, чтобы однажды он услышал призыв и понял, кто он и куда ему надлежит идти. Один человек бывает призван в самом начале своей жизни, а другому проходится пройти долгий путь раскрытия многих талантов, и только после этого он бывает призван Господом. И тогда ненужные таланты уходят, а через призвание человек обретает духовный дар.

Главная задача родителей – учить ребёнка слышанию, учить его чуткости. Человеческая душа должна быть очень чуткой. Она должна воспитываться в красоте и сама стремиться познавать красоту мира. Если душа не научилась видеть и чувствовать красоту, вряд ли можно считать, что она осуществила своё призвание. Красота ведь совершенно естественна для восприятия любого человека, если, конечно, его внутренний мир не искажён с детства.

Воспитать в ребёнке чувство прекрасного просто, потому что красота сама по себе проста. Всё, что человек видит прекрасного, запечатлевается в его сердце. Родителям надо только сразу провести грань между прекрасным и безобразным. Описанием того и другого занимаются этика и эстетика.

Я уверен, что воспитать в ребёнке чувство вкуса можно, обращаясь к лучшим образцам традиционного классического искусства. Надо посещать музеи и концерты классической музыки, сократить до минимума просмотр телевизора, вместе читать перед сном вслух. Делать всё это очень просто. При этом ребёнка всегда полезно нагружать. И школа, и занятия музыкой (если, конечно, они не превращаются в достижение несбыточных целей), и занятия рисунком очень развивают трудолюбие, слух, вкус и чувство прекрасного.

Не стоит ставить себе цели сделать детей великими музыкантами, художниками, спортсменами. Господь Сам выберет лучших. Хотя, конечно, любой талант, заведомо предполагая огромные вложения труда, и радость приносит огромную, потому что, умножая его, человек находится в соработничестве с Богом, познаёт красоту, ему открывается гармония.

Я знаю, что и для многих талантливых детей самой большой радостью является не похвала, а осуществление задуманного. У ребёнка что-то получилось, он услышал, как это должно звучать, и это отозвалось в его сердце. И, увы, совсем иная ситуация возникает, когда человека (в нашем случае ребёнка) нацеливают на успех как таковой. Разовьётся ли при таком подходе к делу талант и станет ли талант даром, сказать сложно, а вот тщеславие, гордость и зависть обязательно станут его неотлучными спутниками.

Интересно, что в наше время нашли синоним слову талант, – способности. Можно даже сказать, что в светском обществе им фактически заменили употребление слова «талант». Главным теперь считается, насколько человек способен реализовать себя в этом мире.

Развитие таланта должно быть направлено всё-таки не на реализацию способности жить по законам мира сего, даже если это – талант вполне прикладной – технический, математический или любой другой. Талант, вернее, его наличие всегда возвышает человека, делает его выше мира. Мы должны осознавать возможность реализации своего таланта, прежде всего, как некоего служения Богу и ближнему.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить