Фавор: в лучах Божественного света

Петр Селинов

В канун Преображения Господня давайте мысленно перенесемся на Святую Землю и поднимемся на знаменитую гору Фавор, где Господь наш Иисус Христос впервые предстал перед Своими учениками в Божественной славе.

 В 9 километрах к юго-востоку от Назарета и 18 километрах от Галилейского моря в восточной части Израильской долины высится одинокая гора. В других местах Израиля горы располагаются кучно, а здесь только Фавор величественно господствует над окружающей долиной, словно центр притяжения, некий пуп земли. Кстати, Фавор (на иврите звучит как Табор) так и переводится – «центральное выпуклое место», «пуп». Вполне возможно, что такое название гора получила еще и потому, что ее вершина имеет сглаженные ровные очертания – с виду она похожа на гигантскую перевернутую чашу с ровной, точно срезанной верхушкой.

Казалось бы, обычная гора, утопающая в зарослях дубов и олив, поросшая олеандром и кустами диких роз и жасмина, высотой чуть меньше 600 метров, но для христианина  она выше Эвереста, а по значению сопоставима с ветхозаветной горой Синай, где Моисей получил от Бога скрижали Завета, или горой Арарат, где остановился Ноев ковчег. Ведь именно горе Фавор Господь отвел особую роль – стать местом Преображения Спасителя мира.

Многие события Ветхого Завета происходили возле горы Фавор. Здесь пролегала граница, разделяющая земли трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова. Во времена Судей с горы Фавор израильский полководец Варак сошел с 10 тысячами воинов к потоку Киссон и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина. Здесь от руки царей мадиамских Зевея и Салмана погибли братья Гедеона. Во время Иудейской войны гора Фавор в течение 40 дней была укреплена евреями и Иосифом Флавием против Веспасиана… Впрочем, ни одна из ветхозаветных историй не сравнится с новозаветным Преображением Господним.

Откроем Евангелие от Луки. «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном, но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9, 28–36).  С IV века на Фавор стали совершаться паломничества. Тогда же мать императора Константина Великого Елена построила на вершине первую церковь. Вот как говорится об этом в Житии Святых царей Константина и Елены: «Удалившись отсюда и прошедши на запад от Тивериады десять миль, она (т.е. святая Елена) поднялась на гору Фаворскую, где Мелхиседек благословил Авраама, и, отыскав место, на котором преобразился Христос и Бог наш, устроила храм Христа и святых Его апостолов; Петра, Иакова и Иoaнна, и посвятила благочестивых мужей, чтобы священнодействовать и жить во всечестном оном храме, даровав на это дело большия деньги».

Позже, в веке XII, с приходом на Святую Землю крестоносцев на Фаворе обосновались католические монахи, построившие здесь свой монастырь. Греческий паломник, Иоанн Фока, посетивший ее в 1177 году, оставил нам такое описание: «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря, на расстоянии примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».

Так и соседствовали бок о бок православный и католический храмы, пока в 1183 году в эти земли не вторглись мусульманские орды султана Саладина. Христиане были изгнаны, а все храмы на Фаворе разрушены, – осталась лишь печальная груда каменных развалин.

Шесть веков простояла гора Фавор, одинокая и необитаемая, пока в 1854 году не пришел в Галилейские края архимандрит Иринарх, ученик знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного. Но однажды Иринарху было видение, побудившее его отправиться вместе со своим помощником, иеродиаконом Нестором в путь – в далекую Галилею, на гору Фавор. Подвижники устроили себе келью в развалинах храма и стали здесь жить, питаясь злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Среди груды камней Иринарх и Нестор нашли остатки древнего храма с полукруглыми нишами, устроили здесь алтарь и стали служить для паломников молебны.

А затем Господь сподобил их приступить к строительству храма. И благое дело не осталось без помощи. Сначала местные жители собрали на строительство храма 14 000 пиастров, потом еще 5 000 прислал Иерусалимский Патриарх Кирилл II, отдавший распоряжение Иерусалимской Патриархии всячески помогать старцу Иринарху. Очень скоро на строительство храма была собрана внушительная сумма – 40 000 пиастров.  И строительство пошло полным ходом. Дело, направляемое рукой Господа, спорилось быстро, и уже 6 августа 1862 года Патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на Святую гору Фавор и торжественно освятил храм Преображения. Правда, сам архимандрит Иринарх до этого момента не дожил. Он скончался 25 декабря 1859 года в возрасте 93 лет и был похоронен вблизи храма.

Храм имеет три престола: центральный – в честь Преображения Господня (там, кстати, хранится знаменитая чудотворная Акафистная икона Божией Матери), южный – в честь пророков Моисея и Илии, и северный – в честь свв. Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. И сейчас здесь находится действующий греческий женский монастырь Преображения Господня. В приделе свв. Моисея и Илии видны камни того первого древнего храма и фрагменты византийской мозаики, а на принадлежащей монастырю территории располагается пещерный храм во имя первосвященника Мелхиседека.

После освящения храма Преображения и священники, и паломники стали замечать регулярно случающееся поразительное явление. В августе – самом засушливом месяце – в канун праздника Преображения Господня к храму вдруг начинают подплывать облака. Тысячи людей становились свидетелями этого чуда: «Мы видели в небе облака. Они проносились над нашими головами с огромной скоростью, хотя никакого ветра не было и в помине»; «Выскочит одно облачко, будто из обоймы, спешит в сторону церкви и, едва достигая ее, тает на глазах. Ему бы еще лететь и лететь, а оно почему-то растворяется»; «Пели на утренней Литургии два хора. Внезапно над одним из них появилось облако. Запел второй хор – облако переместилось к нему. Стал петь первый – облако вернулось обратно. И так продолжалось всю службу...» Как тут еще раз не вспомнить Святое Евангелие: «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9, 7).

Есть на Фаворе и католический монастырь, в юго-западной части ее вершины, – его построили францисканцы на месте разрушенной мусульманской крепости.

Известно, что с горой Фавор связан большой религиозный спор между Католической и Православной Церковью, который разгорелся в XIV веке. Речь идет о знаменитом Фаворском свете. Помните, тот таинственный свет, о котором сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука, которым просияло лицо Господа нашего Иисуса Христа, когда Он явился перед учениками? Так вот, в XIV веке, калабрийский монах Варлаам, побывав на Афоне и пообщавшись с монахами-исихастами, обрушился на них с критикой за их слова, что они через молитву видят нетварный свет. На их защиту встал фессалонийский основатель исихазма архиепископ Григорий Палама («исихия» по-гречески – молчание) – учения о том, что человек, достигший совершенства в любви и возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, увидев воочию Свет Его предвечной Славы. Ведь Слава Божия и есть тот ослепительный свет, который видели Апостолы на горе Фавор. На Руси последователями исихазма были преподобный Сергий Радонежский, создатель «Троицы» св. Андрей Рублев, преподобные Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святой и праведный Иоанн Кронштадтский и др.

Дискуссия св. Григория Паламы с монахом-еретиком Варлаамом касалась главного вопроса: был ли Фаворский свет, свет Преображения, который видели ученики Христа, несотворенным? Варлаам со своими сторонниками-папистами полагал, что свет Преображения на горе Фавор был светом тварным, материальным. Григорий Палама и поддерживающие его исихасты утверждали, что свет, который на Фаворе был виден апостолам Петру, Иоанну и Иакову, не был чем-то вещественным и ограниченным, но являлся энергией и благодатью Божией.

И хотя V Константинопольский Собор уже в 1341 году признал, что «Свет Преображения Господа является нетварным, и он не является божественной сущностью», но борьба «варлаамистов» и «паламитов» продолжалась еще долгие годы, и окончилась победой партии Григория Паламы, но уже после его смерти. Его учение на Соборе 1368 года было признано истинно православным, а сам Григорий Палама, защитник Фаворского света, был причислен к лику святых.

Впрочем паломникам, отправляющимся на Святую Землю, наверное не столь важны религиозные споры, которые велись почти семьсот лет назад. Важно другое – включить Фавор в свой маршрут, чтобы, поднявшись на гору, попытаться хоть в малой степени почувствовать то, что испытали святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков, увидев Преображенного Господа нашего Иисуса Христа.

Ведь два тысячелетия назад на горе Фавор произошло не только Преображение Спасителя, изменилось духовное зрение Его учеников, позволившее им увидеть всю Славу и Величие Божие. Как писал митрополит Антоний Сурожски: Мы можем понять, что случилось на Фаворской горе, когда Христос стоял между Моисеем и Илией – один представлял Закон, другой – всех пророков – и беседовал с ними о том, чему надлежит быть, о том, что идет Он теперь на смерть, на распятие по любви Божественной и по Своей человеческой отдаче для спасения мира. В этот момент пробился Божественный свет, охватил все Его естество, и ответно воссияла Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть. И Его ученики тогда увидели, Кто Он есть: Агнец Божий, распятый для спасения мира еще до того, как создан был мир. Для того чтобы войти в это видение, им надо было самим приобщиться в какой-то мере тому, что совершалось. Церковное предание говорит, что эти три ученика представляли собой: один – веру, другой – любовь, третий – праведность. И вот из глубин своего естества они уловили нечто о совершающемся, увидели свет, который лился от Христа на все окружающее, который делал Его одежды белоснежными, который падал на все окружающее, вызывая во всем ответную жизнь и отклик. И они вошли во славу Божию, в то же облако, которое осеняло Синайскую гору, когда Бог говорил с Моисеем, как с другом Своим; и было так хорошо, другого ничего не нужно было, кроме как быть перед лицом славы Господней».


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить