«Кто не со Мною, тот против Меня»

Владимир Басенков

Эти слова произнес Христос (см.: Мф. 12: 30). Иногда мы пытаемся оправдать свою духовную жизнь, вернее, ее симулякр надеждой на милосердие Бога. Мол, Господь все стерпит и простит. Конечно, Бог обладает недостижимой для человека величиной милости. Но стоит ли этим злоупотреблять?

Стать богоборцем можно в один момент, добровольно приняв в незначительном поступке сторону тьмы. Нам доступно покаяние, и поэтому, согрешив, мы всегда можем очистить себя и измениться, смыть заразу греха и восстановить единство с Богом. Но мы также можем упорно стоять в непримиримой позиции вражды с Господом, пытаясь искать себе благочестивое оправдание. Сколько копий сломано в дискуссиях о важности исполнения закона, а также о формах «борьбы за благочестие»!.. Вспомним обросшие бородой истории о свирепых церковных бабках и ставшие повседневной реальностью «баттлы» в соцсетях под постами на острые религиозные темы. Отстаивание истины в агрессивном ключе, с попытками всегда быть правым и во что бы то ни стало иметь моральное превосходство над соперником – печальная, но неотъемлемая черта современной православной религиозности.

Суббота как идеология преобладает в сознании воинственно настроенных православных над идеей любви. Да, Христос исполнил Закон, но в то же время Он ясно указал фарисеям-законникам на ошибку, которая заключалась в подмене главного второстепенным, парировав атаку за исцеление в субботний, священный для иудеев день. Иными словами, соблюдая Закон, остаемся ли мы христианами? Это важный вопрос, потому что честный ответ на него водоразделом проходит между единодушными с Христом и лишь прикрывающимися Его именем.

Приверженность Богу доказывается делами любви, которые, в свою очередь, выходят из освященного Духом сердца. Внешний конструкт любви рушится без внутреннего содержания. Ревность о Боге должна основываться на искреннем чувстве любви. И «вразумлять», «защищать» веру стоит с позиции доброго отношения к оппоненту. Ведь если мы считаем, что «брат наш согрешает», в нас должны включаться механизмы не гнева, а искреннего сочувствия. Бог поругаем не бывает, а вот человек, совершая грех, губит себя.

Апостол Павел призывал не притворяться в делах любви: избегать зла в любых проявлениях, относиться друг к другу нежно и почтительно (см.: Рим. 12, 10). Именно эти слова хорошо обозначают внутренний настрой христианина, с которым стоит творить дела любви. Даже обличая. А в целом Павел просит христианина стараться быть в мире со всеми людьми. В этом желании гармонии и скрывается ключ, открывающий дверь понимания христианства.

Потому Спаситель и называет нарушителей духовной гармонии расточающими. Законники здесь сливаются в один лагерь с «расслабленными», излишне надеющимися на милосердие Бога людьми. Во Вселенной действует закон притяжения. Не Бог отдаляется от нас, мы собственным устройством мыслей и дел создаем реальность либо тождественную Его закону, либо противоречащую. Не удивительно, что нарушая принципы мироздания, мы автоматически переходим в ранг врагов Небесного Государства. Но Бог милостив – у нас все еще есть время, чтобы все исправить.

Фото: Владимир Ходаков


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить