Плоды земные: дары Бога Богатого

Владимир Басенков

«Бог богат милостью» (Еф. 2:4) – говорит апостол Павел со страниц Священного Писания. Но если у Бога в избытке доброго отношения ко всем людям, значит, Он может помочь человеку буквально во всем. В том числе и в устроении материальной стороны его жизни.

Иногда православных упрекают за тезис о евангельской нищете, сетуя, что он противоположен принципам жизненного устройства мiра, где нужно только и успевать зарабатывать, добывать, преумножать... И действительно, какая может быть радость у человека, оказавшегося за чертой бедности? Тут включаются базовые инстинкты выживания, и уже не до высоких материй и размышлений о высоком. А когда твой завтрашний день обеспечен усилиями сегодняшнего, завтра можно и пофилософствовать на тему вечности…

На самом деле, Евангелие не есть учение о бедности. Скажем так: богатство рассматривается в Священном Писании как возможная причина вреда для человеческой души и даже причина ее потери. Ведь место Бога в сердце может занять стремление к обогащению. Целеполагание формирует и личность человека. Где «сокровище ваше – там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Но фразу «евангельская нищета» можно трактовать не как учение о некоей «идеальной бедности», а как иную интерпретацию первой заповеди блаженства о тех, кто нищ духом, то есть осознает свое духовное несовершенство. Например, царь Давид, житель ветхозаветного периода истории, был вполне по-евангельски нищ, при том, что он был царем и по меркам своего времени считался обеспеченным, если не самым богатым человеком в обществе.

Труд как добродетель также отмечается в разных книгах Библии. Обычно речь о ней идет в притчах, в которых духовный труженик сравнивается с земледельцем или домоправителем, чья прилежность в исполнении своего дела дает положительные плоды. Таким образом, Христос, апостолы и пророки Священного Писания одухотворяют и труженика. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол. 3:10), говорит апостол Павел. Работая, человек не останется голодным, как минимум. Но он вполне может и преумножать «плоды земные», творчески развивая свое дело и становясь работодателем или даже благотворителем для других людей.

На великой ектенье за богослужением священник произносит такую фразу: «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся». Обратим внимание, что усердное прошение (ектенья) возносится священником от имени всех присутствующих в храме христиан об изобилии плодов земных. В этой фразе нет прошения о самом необходимом, но об изобилии, буквально, избытке. Удивлены? Богатство, или зажиточность, не считались в христианском мире и в России в частности пороком вплоть до революции 1917 года. Любопытно, что установка о том, что состоятельный человек – всегда мерзавец, была посеяна в умах наших соотечественников именно в советское время. Возможно, именно поэтому наш народ с тех пор так болезненно переносит финансовые кризисы.

А ведь до той же революции ситуация была совершенно иной. Нет, это не означает, что не было бедных. Но богатство русский человек рассматривал как особый дар от Бога. Дар, которым непременно нужно было поделиться с другими людьми. Богатство открывало человеку путь к миссии по поддержке неимущих. Избыток доходов позволял выводить творчество на новый уровень: можно было строить храмы, содержать причт, поддерживать неимущих, участвовать в социальных проектах…

Поэтому молитва об изобилии плодов земных – прошение для христианина вполне естественное. Действительно, недостаток в одном всегда порождает цепочку потерь: в гонке за выживание вполне может страдать духовная сторона жизни (хотя и испытание само по себе есть важная составляющая духовного пути). Материальные проблемы в нашем мире оказываются порой очень непростыми. Трудно представить себе горечь от невозможности приобрети для своих близких самое необходимое, исполнить заветную мечту супруги и детей. Но у христианина есть молитва, как оружие, способное менять реальность. А Бог богат, потому что Он – Полнота Всего. Молитесь, не отступайте, и Господь обязательно пошлет вам изобилие плодов земных.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить