«Свои» и «чужие» дети министров образования

Петр Селинов

Сентябрь. Школьная пора. Казалось бы, пришло время радоваться: ребятишки спешат в классы, звенят школьные звонки, открываются учебники… Но, увы, очередной сентябрь вновь принес разочарование в православные школы и гимназии.

Уже который год Министерство образования России на пару с Департаментом образования Москвы ведут тайную войну с православными школами, проявляя по отношению к ее учащимся ничем не прикрытую несправедливость.

И, в первую очередь, речь идет о финансировании. Известно, что из получаемых средств Департамент образования Москвы ежегодно выделяет на каждого учащегося обычной государственной школы порядка 123 тысяч рублей. А почему-то на ученика православной гимназии приходится  в два раза меньше – порядка 60 тысяч!

Парадокс?! Да еще какой! Но вот, что странно: деньги, которые выделяют власти, – это наши с вами деньги; они формируются из наших с вами налогов. И государству в принципе абсолютно все равно, где будут учиться наши с вами дети: в обычной государственной школе или в православной.  Главное, чтобы они получили обязательное среднее образование, финансируемое из бюджета. А вот кому, оказывается, не все равно, так это Министерству образования России и Департаменту образования города Москвы.

И вот тут начинается самое интересное. Варианта два. Первый: Правительство Москвы выделяет на каждого учащегося определенную сумму – 123 тысячи, а уж Департамент образования Москвы решает, кому эту сумму дать в полном объеме, а кому – лишь половину. И тогда возникает естественный вопрос: где же оседают наши с вами деньги, выделенные на обучение наших с вами детей? А возможен и второй вариант: Департамент образования Москвы, собрав данные о том, сколько школьников переступит порог православной (или иной конфессиональной) школы, заведомо запрашивает у Правительства Москвы для православной школы вдвое заниженную сумму. Но тогда имеет смысл задать вопрос Департаменту образования  города Москвы и Минобрнауки России: на каком основании учащийся православной школы должен получать меньше финансирования, чем школьник обычной государственной школы? И почему это решают чиновники Департамента образования?

В любом случае мы имеем дело с политикой целенаправленной дискриминации, проводимой в отношении православных школ. Есть в вопросе финансирования православных школ еще одна парадоксальная загадка. Известно, что Президент России Владимир Путин не раз высказывался о том, что должно существовать равное отношение и равноценное финансирование, как к государственным школам, так и к конфессиональным в вопросе обеспечения права граждан на получение бесплатного общего образования за счет бюджетных средств. Эту позицию разделяет и премьер-министр Дмитрий Медведев. Но чиновникам в Минобрнауки и Департаменте образования Москвы, похоже, совершенно все равно, что считают Президент и Премьер-министр. Они сами корректируют проекты законов, которые вносятся в Думу, убирая оттуда все моменты о равных правах учащихся государственных и негосударственных школ. Так и хочется спросить: кто же все-таки управляет у нас в государстве? Президент и Премьер или чиновники Министерства и Департамента? Ну, это уже, конечно, вопрос риторический.

И что делать православной школе в ситуации такой явной несправедливости? Обсудить эту ситуацию мы решили с директором православной гимназии «Радонеж» Михаилом Борисовичем Тишковым.

- Да, положение православных школ непростое. Их финансовая поддержка в разы меньше, чем государственных. И такую ситуацию мы наблюдаем уже четвертый год подряд.

- Михаил Борисович, вы сказали «в разы», но ведь можно говорить лишь о двукратном уменьшении средств, выделяемых  для православных гимназий…

- Вы имеете в виду то нормативное финансирование, которое государство ежегодно выделяет школам на каждого учащегося. Да, здесь соотношение один к двум: 123 тысячи рублей – государственным школам и 63 тысячи – православным и другим негосударственным образовательным учреждениям!

Эти деньги идут в основном на зарплату учителям и приобретение учебных пособий. Но ведь есть еще коммунальные услуги, ремонт школы, комплектация ее современным оборудованием: компьютерами, проекторами, интерактивными досками. На это денег православных школам, в отличие от государственных, денег не выделяют. Не дают нам средств и на благоустройство территории. Именно поэтому мы уже который год латаем наш старый забор, – хотя всем государственным школам вместо старых заборов установили новые. Именно поэтому мы не можем купить себе в гимназию новые парты, хотя государственные школы новым оборудованием легко обеспечивают за государственный счет. Именно поэтому зарплата учителя в нашей гимназии составляет 25 тысяч, тогда как в среднем по Москве педагог начальной школы получает 40 – 45 тысяч. Вот почему я говорю, что в реальности православные школы по ряду позиций дискриминируются в 3-4 раза по сравнению с государственными школами.

- И все же, куда девается разница в финансировании государственных и негосударственных школ?

- Сия великая тайна сокрыта в недрах Департамента образования Москвы. Но я сомневаюсь, что нам с вами удастся это узнать. Ведь, по сути, чиновники этого ведомства присвоили себе право распоряжаться средствами,  и перечисляют их только «своим» школам. Сами чиновник в беседах говорят: мы имеем обязательства по отношению к «нашим» детям, которые учатся в «наших» школах. А в отношении «ваших» детей – скажите спасибо, что вам вообще дают какие-то деньги. Как видите, ситуация прочитывается даже на уровне лексики: есть дети «свои» и «чужие»!

А ведь нередко случается так, что родители поначалу отдают своего ребенка в государственную школу, а потом переводят в негосударственную. К нам так немало детей попадает. Но деньги при этом в эту негосударственную школу не переходят, а исчезают в недрах Департамента образования Москвы.

- А как другие  («светские») негосударственные образовательные учреждения восполняют нехватку финансирования?

- Зачастую такие школы устанавливают большой вступительный взнос и высокую плату за обучение. А мы этого себе позволить не можем, потому что тогда мы перестанем быть социально ориентированным православным учреждением. Наш контингент – это семьи, как правило, многодетные и малообеспеченные. У нас в гимназии нередко учатся пять детей из одной семьи.

Конечно, мы просим родителей помочь нам, кто чем может. Но вступительных взносов не устанавливаем. И устанавливать не будем. Все родители вносят лепту, какая им по силам, из этого мы формируем свой школьный бюджет. 

- А как получилось, что в новом Законе об образовании так и не было прописано равное отношение к государственным и негосударственным школам…

- За это надо тоже сказать «спасибо» Министерству образования господина Ливанова. При подготовке нового закона мы входили в рабочую группу при Комитете Госдумы по вопросам общественных и религиозных организаций. Эта группа подготовила поправки о полном бюджетном финансировании учащихся негосударственных школ в реализации их права на получение бесплатного общего образования за счет бюджета. Ведь идею равного финансирования поддержали и Путин, и Медведев, и наши поправки, кстати, нашли поддержку у депутатов профильных комитетов Госдумы. Но, увы, за неделю до второго чтения в Госдуме Министерство образования России предложило изъять из закона наши поправки. Вот почему я считаю, что это продуманная политика Минобразования, направленная на удушение православного образования.

Вот такую безрадостную картину нарисовал нам директор православной гимназии «Радонеж».

Правда, председатель Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы, проректор МФЮА по духовно-воспитательной работе иеромонах Онисим (Бамблевский), к которому мы обратились за комментарием, выразил надежду, что ситуация, возможно, скоро изменится в лучшую сторону.

В беседе с нами он сказал: «Сергей Собянин на августовском открытом городском педсовете сам говорил о том, что должны быть равные возможности для учащихся всех школ Москвы. Несомненно, любая конфессиональная школа, выполняющая государственную программу, имеет право получать полное финансирование на учащихся, как и государственные образовательные школы. Ведь система образования в той же православной школе осуществляется по тому же плану, что и в обычной государственной школе. Просто добавляются свои конфессиональные модули. На сегодняшний день, я считаю, вся проблема в том, что вдогонку федеральному закону пока еще не принят закон региональный. Он будет приниматься в октябре. И уже сейчас по поводу равного финансирования православных школ мы будем готовить специальное обращение на имя мэра Москвы от лица Русской Православной Церкви. Возможно, его подпишет Святейший Патриарх. Пусть это не удалось сделать с начала учебного года, но, я надеюсь, нам удастся добиться того, что равное финансирование начнется с января 2014 года. В этом направлении нам надо целенаправленно проводить свою линию. Такую приоритетную задачу поставил перед нами Патриарх. И мы будем предпринимать все усилия в этом направлении».

Что ж, у Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы намерения самые благие. Но удастся ли это сделать? Посмотрим! Ближайшее будущее покажет, согласятся ли господа Ливанов и Калина считать православных ребятишек своими или учащиеся православных школ по-прежнему будут оставаться для них чужими.

P.S.:
В настоящее время у «светского» школьника есть возможность выбирать между государственной и негосударственной школами. У «православного школьника» возможности выбора нет. Если его семья реализует свое конституционное и гражданское право на получение общего образования, объединенного с православным воспитанием и образованием, то данное право такая семья может реализовать только в негосударственной школе, поскольку действующее федеральное законодательство не допускает государственных конфессиональных общеобразовательных школ. А бюджетное финансирование учащихся негосударственных школ, обеспечивающее госстандарт, ниже финансирования учащихся государственных школ в несколько раз. Таким образом, чтобы обеспечить равное финансирование для ученика в православных школах, родители вынуждены финансово поддерживать православные школы из своих средств. Недофинансируя учащихся православных общеобразовательных школ из бюджета, местные власти фактически облагают православные семьи налогом на общее образование, которое гарантируется государством как бесплатное.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить