Как помочь снять черные очки

Попечение Церкви о депрессивных больных

С 27 по 31 января в Москве проходили XXVII Международные Рождественские образовательные чтения – церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения, которые проводятся регулярно под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Их организатором традиционно выступает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. В этом году чтения посвящены теме «Молодежь: свобода и ответственность».

Корреспондент «Прихожанина» принял участие в работе секции «Попечение Церкви о депрессивных больных», которая проходила накануне официального начала Чтений, 26 января, в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Руководил работой секции «Попечение Церкви о депрессивных больных» митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Перед началом владыка обратился к участникам мероприятия с приветственным словом, а позже выступил с первым докладом.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

Говоря о важности поднятой темы, Его Высокопреосвященство остановился на двух главных моментах. Первое: мы должны находить подходы к нашим больным, а не сводить все психические заболевания лишь к бесоодержимости. И второе, по словам митрополита Сергия, «мы должны побудить наших священнослужителей откликнуться на эту проблему, чтобы они не боялись психически больных людей, а оказывали им посильную помощь». Как остроумно заметил владыка, парадоксальна сама мысль, что безумие мы пытаемся постичь силою разума. И это при том, что ум человека не может постигнуть бездны своего собственного бытия, так как человеческая природа искажена грехом. «Разум без Бога совершает совершенно неразумные вещи», – заметил митрополит Сергий.

Говоря о депрессии, владыка сказал, что, по последним данным, этим заболеванием страдают более 300 миллионов человек в мире. И хотя много факторов способствуют распространению депрессии в современном обществе, но самым значимым, по мнению владыки, является «утрата традиционных религиозных ценностей».

Другая причина распространения депрессии в мире – это кризис в семье. С каждым годом, отметил владыка Сергий, «семья всё хуже выполняет свое главное предназначение – воспитание детей». Дети, растущие в дефиците любви или наблюдающие вражду родителей, склонны к саморазрушительному поведению: химической зависимости от алкоголя и наркотиков и склонности к суицидам. Такое поведение молодежи – «ответ не на страдание, а на отсутствие смысла жизни, которого они так и не смогли обрести в семье».

Типы депрессий

Депрессия, подчеркнул владыка Сергий, это душевная болезнь человека, уставшего от страстей. Печаль овладевает человеком, когда он обуреваем страстью и не может достичь желаемого. С грустью владыка заметил, что современное общество, разбирая душевные расстройства, всё больше понятие греха подменяет понятием болезни. Это относится и к депрессии. «Конечно, никакую болезнь нельзя приписывать только греховности, – подчеркнул он. – Бывает, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению, но это не отрицает причинную связь греха и болезни, хотя этого могут не видеть сами пациенты».

Владыка отметил, что сегодня много говорят о кризисе медицины, но речь идет не о состоянии некоего общественного института, скорее, это кризис человечности и милосердия в медицинской среде. «Гуманизацию психиатрической помощи надо начинать с гуманизации врача-психиатра», – заключил митрополит Сергий.

Потом митрополит Сергий передал слово заместителю директора Научного центра психического здоровья РАН (НЦПЗ) по развитию и инновационной деятельности, заведующему отделом юношеской психиатрии, профессору кафедры практического богословия ПСТГУ, доктору медицинских наук профессору В.Г. Каледе. Хотя тема его выступления звучала как «Депрессии и понятие печали и уныния в святоотеческой литературе», в начале своего выступления Василий Глебович привел данные о том, что депрессией в России страдают более 9 миллионов человек, многие не выдерживают тяжелого депрессивного расстройства и прибегают к суициду. Поэтому неслучайно, подчеркнул профессор Каледа, ученые называют депрессию «убийцей № 1».

Г.И. Копейко и В.Г. Каледа

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения депрессия определяется как «психическое расстройство, проявляющееся в патологически сниженном настроении», и на последних трех словах Василий Глебович сделал особый акцент, добавив, что в норме человеку свойственны эмоции, в норме каждый человек реагируют (радуется или печалится) на те или иные события. При депрессии же человек как бы надевает на глаза черные очки, а потому и себя, и весь мир он словно бы видит в темном цвете.

Перечисляя критерии депрессии, профессор Каледа отметил, что о психическом расстройстве можно говорить, когда сниженное настроение длится не менее двух недель, и при этом человек ощущает его на протяжении большей части дня. Нарушение сна, низкая самооценка, отсутствие энергии, повышенная утомляемость, отсутствие аппетита, беспричинное чувство самоосуждения и чрезмерное чувство вины, нежелание жить – вот некоторые критерии, указывающие, по словам ученого, на развитие депрессии. «В наши дни врачи понимают, что длительное плохое настроение – это не просто банальная печаль или огорчение, это болезнь, – заметил Василий Глебович. – И женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины. Причина в том, что, в силу ряда эндокринных изменений, более 20% женщин подвержены послеродовой депрессии».

Описывая характерные особенности людей, страдающих от депрессии, докладчик указал на так называемую триаду показателей: химическую составляющую, проявляющуюся в ощущении грусти, печали, тоски; нарушение двигательной активности, когда человек становится заторможенным и, наконец, психических изменениях, когда мысли человека текут медленно и вяло. «При депрессии люди реально ощущают физическую боль, – отметил профессор Каледа. – И когда их спрашиваешь, где болит, они указывают на область сердца».

Депрессия, по словам ученого, не может не отражаться и на духовной сфере человека. Происходит так называемое «окамененное нечувствие»: человек обращается к Богу с молитвой и не чувствует никакого ответа; приступает к таинствам и не ощущает себя участником Таинств; не в силах читать духовную литературу; испытывает ощущение «холода на сердце» и поэтому не может молиться – он чувствует так, словно стучится в закрытую дверь. Это всё следствие депрессии.

Выступление В.Г. Каледы

В ходе своего выступления Василий Глебович Каледа подробно рассказал слушателям о видах депрессии, ее формах и причинах. В следующей части своего доклада он рассказал о том, что говорили и писали святые отцы о печали, унынии – проявлениях депрессии у человека. «Удивительно, – заметил профессор Каледа, – у святых отцов мы находим описание причин депрессии. Психогенные факторы, отсутствие любых желаний, состояние гнева, воздействие бесов. И самое удивительное для нас, психиатров XXI века, к примеру, Иоанн Кассиан Римлянин описывал, что печаль может быть беспричинной. Сейчас мы сказали бы, что это – эндогенная депрессия, когда причина находится на биологическом уровне, когда депрессия возникает без какого-либо провоцирующего фактора». По мнению профессора Каледы, мы, люди, живущие в XXI веке, можем только поражаться тому, как глубоко видели и понимали ситуацию с печалью, унынием, депрессией святые отцы в прошлом. И не следует забывать, что во многих случаях одной из главных причин депрессии, по мнению профессора Каледы, являются причины духовные, а потому заболевание требует не только лекарственного, но и духовного врачевания.

После профессора В.Г. Каледы митрополит Сергий предоставил слово заместителю директора по научной работе Научного центра психического здоровья РАН кандидату медицинских наук Г.И. Копейко. Его выступление называлось «Возрастные аспекты депрессии».

Кандидат медицинских наук Григорий Иванович Копейко

Григорий Иванович рассказал, что еще в ХХ веке врачи считали, что депрессия бывает лишь у людей подросткового и среднего возраста, а факт наличия депрессии у детей или стариков долгое время находился под сомнением. «Самый грозный момент депрессии, – отметил господин Копейко, – это самоубийство. И это касается всех: и священника, и врача, и родных больного, и всего общества. Это зона нашей совместной ответственности».

Григорий Иванович сделал акцент на том, что сейчас идет сильное омоложение депрессии как заболевания, а потому проблема суицидов в молодежной среде особенно актуальна. «Наша страна, к сожалению, занимает одно из первых мест по суицидам среди молодежи, – заметил ученый. – Фиксировалось немало случаев попыток суицида у детей 10–12 лет».

Ученый особо отметил, что и родители, и окружение часто не видят, что происходит с детьми, подростками. «Родители только тогда начинают понимать, что с их ребенком что-то не так, когда уже фиксируется первая попытка суицида», – заметил Григорий Иванович. Сложность подобной ситуации заключается, во-первых, в том, что подростки нередко попросту не могут описать ту тяжесть, которую они испытываю; они также не могут признать сам факт того, что они больны, а, во-вторых, врачи и ученые отмечают проблему доверия между взрослыми и подростками. Всё это мешает раннему выявлению депрессивных состояний.

В ходе своего доклада господин Копейко подробно остановился на том, как наиболее высокий процент страдающих депрессией выявляется в двух группах: у молодежи в пубертатном периоде и у пожилых. По мнению ученого, подростковую депрессию отличает стремление к оппозиции, желание разорвать отношения с обществом, семьей, конфликтность, влечение к алкоголю, сексу, наркотикам, высокий суицидальный риск. У людей пожилого возраста, которые страдают от депрессии в силу гормональных перестроек, различного рода заболеваний, разочарования в жизни, «частота таких случаев доходит до 25%». Особенности, свойственные этой категории депрессивных больных, – это постоянные жалобы на состояние здоровья, стремление без всякого повода ходить по врачам, непреходящая тревога, идея вины и греха за свои поступки, а также всякого рода мелочные обиды и претензии, как правило, к своим родственникам. Завершая своё выступление, Григорий Иванович Копейко заметил: «Нельзя лечить подростков, зрелых людей и пожилых одним методом. Это в корне неправильно. Для каждого возраста нужны свои методики и свои препараты».

Очень интересным показалось мне выступление клирика храма Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья РАН протоиерея Илии Одякова. Он с сожалением отметил, что на сегодняшний день многие священнослужители считают, что депрессии как заболевания не существует, а «есть лишь проявление страстей, печали, уныния, лени, слабоволия; они говорят, что у истинно верующего человека не может быть депрессии». Такие священники полагают, что таблетки просто вредны для здоровья, а все перечисленные состояния можно исцелить постом и молитвой. Но, по мнению священника, это в корне неверно, и в случае депрессии человек просто обязан обращаться к врачу. «Не дело священника диагностировать те или иные заболевания, – заметил протоиерей Илия. – Но он может и должен в случае необходимости убедить своего прихожанина обратиться к врачу».

Клирик храма Божией Матери «Целительница» при НЦПЗ протоиерей Илия Одяков

Правда, есть в этом случае одна большая проблема: человек, услышав слово «психиатр», может замкнуться, перестать доверять священнику и вообще ходить в церковь. Поэтому, по мнению отца Илии, священник в этом случае должен действовать особенно аккуратно и осторожно и стараться привлекать для решения подобных ситуаций родных этого больного.

Протоиерей Илия подробно перечислил те жалобы, симптомы, своего рода маркеры в речи на исповеди или в поведении, которые должны насторожить священника и дать ему понять, что его прихожанин действительно нуждается во врачебной помощи. Затем отец Илия Одяков подошел к главной теме своего выступления: чем пастырь может помочь своему прихожанину? Священник рассказал о разных психологических методиках, которые может использовать священник, желая помочь человеку, страдающему депрессией. В частности, он рассказал о лечении активностью и поиском радости. Другими словами, постоянная занятость трудом, а также составление списка дел, которые приносят человеку радость, могут облегчить течение болезни и вывести человека из депрессии. И пастырь может и должен наставить больного двигаться в этом направлении.

Также протоиерей Илия особо отметил, чего не должен делать священник, когда он имеет дело с больным. Если у прихожанина, страдающего депрессией, возникают мысли о греховности, о своей вине, то есть мысли, которые могут привести к суицидальным последствиям, священник не должен поддерживать больного в ощущении своей вины или греховности. «Надо показывать Господа не как сурового судью, который наказывает человека за каждую ошибку, за каждое грехопадение, а показать, что Христос – это любовь, свет, доброта и милосердие», – сказал отец Илия.

«Категорически нельзя использовать или поддерживать отношение к болезни, как к наказанию за греховную жизнь или наследственные пороки… Желательно не делать никаких упреков больному человеку, касающихся церковной жизни, – продолжал отец Илия. – Надо помнить, что больной человек очень раним и легко усматривает в любых словах мысль, что его считают никчемным и ни на что не способным. Надо дать почувствовать больному, что он не виновен в том болезненном состоянии, которое у него развилось в настоящее время».

Еще один интересный совет. Отец Илия сказал, что священник не должен давать больному банальных советов, типа: «Ты должен взять себя в руки» или «Ты мог бы легко справиться, если бы захотел». Надо избегать плоских утешительных высказываний. «Надо относиться со вниманием к любым жалобам больного человека и ни в коем случае не игнорировать их как безделицу, а со вниманием выслушивать всё, что он говорит», – подчеркнул отец Илия. К сожалению, в небольшой статье нельзя пересказать все те интересные практические и весьма ценные советы, которые привел в своем докладе протоиерей Илия Одяков.

Следующий докладчик магистрант Сретенской духовной семинарии А.А. Матиенко посвятил свое выступление анализу святоотеческой литературы, содержащей описание депрессивных состоянии. Святые отцы, конечно же, в своих трудах не использовали слово «депрессия» – они говорили о состоянии глубокого уныния, сильной печали, ощущения потерянности, боли в душе, окамененного нечувствия. О них писали святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Тихон Задонский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Магистрант Сретенской духовной семинарии А.А. Матиенко

В заключительном слове митрополит Воронежский и Лискинский Сергий высоко оценил качество докладов и тепло поблагодарил представителей Научного центра психического здоровья РАН, при участии которых эта конференция оказалась столь насыщенной. Владыка предложил последующие конференции и семинары устраивать так, чтобы они имели практический характер. Митрополит Сергий пообещал, что все поднятые в ходе обсуждения вопросы обязательно будут включены в повестку будущих научно-практических семинаров и конференций, посвященных теме «Попечение Церкви о душевнобольных».

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить