О врачебном долге и милосердии

Наверное, нет такого православного верующего, который бы при посещении храма ни поставил бы свечку и ни помолился одному из самых любимых в России святых – великомученику и целителю Пантелеимону, память которого Православная Церковь отмечает 9 августа. Эта дата побудила меня затронуть вопрос врачебного долга и такого главного христианского понятия, как «милосердие».

Известно, что целитель Пантелеимон был не только горячим защитником веры, но и врачом, лечившим страждущих безвозмездно. Ни одному человеку не отказал он в просьбе о помощи, ибо руководствовался заповедью Христа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Жаль, что в наше непростое время сердца людей порой так зачерствели, что милосердию трудно до них достучаться. Конечно, и сегодня в России немало замечательных врачей, истинных наследников Пирогова, Боткина, Филатова, Гааза, Склифосовского, которые отдают всё свое время лечению больных, нередко проводят сложные и уникальные операции, спасая жизни людей. Но, увы, всё чаще и чаще приходится читать на новостных порталах о случаях, когда врачи «Скорой помощи» ОТКАЗЫВАЮТСЯ помогать больным, руководствуясь не своим врачебным долгом, не христианским духом милосердия, а различными должностными инструкциями. Вот лишь некоторые примеры.

Ветеран Владимир Николенко

…Город Новый Уренгой, конец июня 2018 года. Когда 92-летнему ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Николенко стало плохо, его родственники вызвали «Скорую помощь». Приехавшие по вызову врачи, увидев больного и узнав, сколько ему лет, отказались везти его в больницу. «Ждите, пока он умрет у вас дома, – сказали они родным. – Ему явно недолго осталось». С этими словами «Скорая» уехала. Но близкие ветерана не захотели сдаваться. Они вызвали вторую «Скорую», и к борьбе за жизнь Николенко подключилась его лечащий врач. Она пригрозила врачам «Скорой», которые даже не хотели отправлять вторую машину, чтобы будет жаловаться в Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого АО.

Врачи второй «Скорой» проявили такую же бездушность. Они уговаривали родственников ветерана отказаться от транспортировки в реанимацию и дали понять родным больного, что если ветеран умрет у них в машине по дороге в больницу, то это …сильно подпортит им показатели. Лишь когда родственники написали расписку, что в этом случае не будут иметь претензий к «Скорой», тогда врачи с большой неохотой повезли 92-летнего ветерана Николенко в больницу.

Эта история сильно потрясла российское общество. Скандалом со «Скорой помощью» занялись и медицинские власти Ямала, и прокуратура. К слову сказать, ветеран, оказавшись в больнице, очень быстро пошел на поправку… Конечно, фельдшеров «Скорой» после расследования дела уволили… Как уволили и главврача, чье указание «не привозить больного, чтобы не портить статистики» эти врачи и выполняли.

Санкт-Петербург, ноябрь 2017 года. От острого инфекционного заболевания умер житель поселка Шушары, прождав приезда «Скорой помощи»… 10 часов. Его жена четырежды звонила в «Скорую» и умоляла прислать врачей. В ответ ей советовали то пойти в аптеку и купить анальгин, то протирать больного горячей водой, то вызвать утром участкового врача… У него осталось двое малолетних детей…

Екатеринбург, начало июня 2018 года. На пороге Центральной городской больницы № 23 лежит без сознания женщина, которой стало плохо, едва она вышла из медучреждения. Очевидцы просили врачей больницы оказать помощь потерявшей сознание женщине, но в ответ услышали: «У нас много своей работы, чтобы заниматься посторонними. Вызывайте "Скорую"». По словам людей, которые пытались хоть как-то помочь бедной женщине, врачам больницы было всё безразлично – они по-хамски разговаривали с людьми, просившими их хотя бы оценить состояние лежавшей на пороге медучреждения женщины. Приехавшая через 40 минут «Скорая» зафиксировала ее смерть…

В Великом Новгороде в июне 2018 года умерла 41-летняя женщина, у которой начались обострения на фоне рассеянного склероза. Фельдшер «Скорой», вызванной родственниками больной, сделал ей укол и засобирался уезжать. На вопрос родных «а как же госпитализация?» фельдшер весьма странно произнес: «На всё воля Божия», – и с эти словами уехал. Вторая «Скорая» после многочисленных уговоров всё же отвезла женщину в больницу. Там она умерла. Врачи больницы потом сказали родным, что если бы пациентку привезли на пару часов раньше, то ее удалось бы спасти. 

В июле 2018 года в Воронежской области несколько бригад «Скорой помощи» отказывались везти в больницу 82-летнего пенсионера на протяжении трех дней (!). С каждым днем ему становилось всё хуже и хуже, но каждый раз врачи «Скорой», приезжавшие по вызову, не могли поставить диагноз и в то же время упорно не хотели везти пенсионера в больницу. Лишь на четвертый день, когда супруга пенсионера вызвала платную «Скорую помощь», та доставила пациента в больницу, где ему диагностировали инсульт. Вскоре его поставили на ноги.

Актер Дмитрий Марьянов

Можно было бы вспомнить и случай с актером Дмитрием Марьяновым, который тоже не дождался врачебной помощи. На звонки его друзей в 112 диспетчер «Скорой помощи» с большой неохотой произнесла: «Придется ждать – у нас вызовов много». В итоге друзья актера были вынуждены сами везти Дмитрия в больницу, но, к сожалению, время было упущено.

Я прошу прощения у читателя за такое длинное перечисление разных, но в то же время очень похожих случаев. Всё это напоминает сводку боевых действий: Новый Уренгой, Екатеринбург, Воронеж, Санкт-Петербург, Дзержинск, Ивантеевка, Псков, Великий Новгород… Такое чувство, что между жителями России и врачами по всей стране идет борьба за выживание. И это происходит не во время каких-то страшных событий, не на полях Великой Отечественной войны, а в мирное время и в цивилизованной стране.

Впрочем, врачи, забывшие о милосердии, встречаются не только на «Скорой помощи». Полтора года назад в поликлинике уфимской больницы № 13 женщине с забинтованной ногой после операции пришлось ползти по лестнице на четвертый этаж (!), куда ее отправили сделать рентген. Ползти, потому что лифт в той больнице не работал уже два года… Да, конечно, когда об этой истории заговорила вся страна, главврача больницы тут же уволили. Но ужасает другое: никто из медперсонала – ни один врач, ни одна медсестра – не помог несчастной пациентке. Это тоже к вопросу о милосердии.

Контр-адмирал Вячеслав Апанасенко

Еще одна история, в отличие от упомянутых выше, произошла четыре года назад, но она буквально потрясла всю Россию. В феврале 2014 года из нагрудного пистолета ПСМ застрелился контр-адмирал Вячеслав Апанасенко. Как написала его дочь Екатерина, «у папы была терминальная стадия рака поджелудочной. Он мужественно терпел боль. Моя мама попыталась получить для него морфин в поликлинике (показанный ему). Чтобы получить ампулы на 5 дней, нужно было много часов пробегать по разным кабинетам. Под вечер не хватило одной подписи, поликлиника закрылась. Папа был возмущен. Это стало последней каплей… Ночью он всё приготовил, оставил четкую записку с указанием причин: "Прошу никого не винить, кроме Минздрава и Правительства. Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных и близких непереносимо". Поставил число, время, подпись. Достал наградной пистолет…».  Это тоже к вопросу о милосердии нашей системы здравоохранения, наших врачей.

Повторюсь: слава Богу, что в нашей стране есть еще немало поистине замечательных врачей, готовых порой сутками не спать, чтобы спасать и выхаживать людей. Но речь не об этих чудесных врачах – речь о системе здравоохранения и о тех врачах, которых эта система превратила в бездушные и холодные винтики. Как ни печально, но современная система здравоохранения формирует во многих врачах, фельдшерах, медсестрах равнодушие к страданиям простого человека. Чиновники под надуманными предлогами оптимизации работы закрывают больницы, сокращают врачебный персонал, урезают врачам и медперсоналу зарплаты и заставляют фельдшеров «Скорой помощи» отказывать в госпитализации, чтобы неожиданной смертью не испортить показатели, которыми так любит гордиться руководство Минздрава...

«Люди после 70 умирают чаще, чем в молодости. Это ведь очевидно!» – заявила в одном из интервью «Московскому комсомольцу» министр здравоохранения Вероника Скворцова. И будут умирать, хочется ей ответить, если фельдшер «Скорой помощи», приехав к пенсионеру или ветерану, скажет ему: «На всё воля Божия», – а потом развернется и отправится восвояси.

В 2016 году в международном рейтинге качества медицинской помощи Россия заняла последнее место. Нас обогнали даже Бразилия, Азербайджан и Колумбия. И стоит ли удивляться, что по уровню здоровья населения мы сегодня находимся на 119-м месте, пропустив вперед все страны Европы и все бывшие республики Советского Союза!

Все эти горе-врачи «Скорой помощи», что отказывали людям в помощи и милосердии, явно позабыли врачебную клятву Гиппократа, где есть такие слова: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Забыли они, видно, и клятву врача Российской Федерации, где есть весьма похожие по смыслу слова: «Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, <…> внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…».

Но, похоже, эти недофельдшеры (многие из которых называют себя верующими) забыли и то, что сказал Господь в Священном Писании: «…Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. <…> Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35–36, 40).

В последнее время мне довелось писать статьи о двух поистине великих врачах. Первый – это святой Сампсон Странноприимец. Он жил в VI веке в Константинополе и бескорыстно лечил всех страждущих: и богатых, и нищих, именитых жителей своего города и случайных чужестранцев, которые в любое время дня и ночи могли постучать в его дверь, прося исцеления и куска хлеба. Второй – знаменитый врач, уникальный хирург, живший в ХХ веке, святой Лука (Войно-Ясенецкий). Когда в России власть захватили большевики, его ждали 11 лет арестов, ссылок, тюрем. Но всюду, куда его ссылали, он продолжал лечить и спасать людей. И люди отвечали ему за это любовью и благодарностью. Это обстоятельство сильно раздражало большевиков, и они ссылали его всё дальше и дальше на север страны. Когда из Ташкента его решили сослать в Енисейск, то поезд, в который его посадили, не мог отойти от перрона: прихожане храма, в котором он служил, и все те люди, чьи жизни он спас, легли на рельсы, чтобы не дать увезти от них милосердного доктора. Но чекисты прикладами ружей согнали людей с дороги…

Когда узнаешь истории настоящих врачей, людей верующих и милосердных, невольно задаешься вопросом: что сегодня происходит в нашей стране? Куда исчезло милосердие? И как его вернуть?..

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить