Заступница усердная…

Николай Головкин

4 ноября (по новому стилю) – один из двух дней, когда Русская Православная Церковь отдает дань памяти знаменитой иконе Богородицы, именуемой Казанская. Из всего множества икон Матери Божией «Матушка Казанская» особенно широко почитаема в России.

…В ночь на 1/14 октября 1552 года, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Государь Иван Грозный, который готовился к решительному штурму Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов.

Государь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Царицы Небесной Господь «восхотел обратить к Себе народ казанский».

Так, под Покровом Пресвятой Богородицы было завершено покорение Казани – дело, начатое в 1164 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским.

Волга – главный водный путь Руси – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 православных людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины.

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских мусульман явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани 8/21 июля 1579 года. Об этом свидетельствует труд священника Ермолая, ставшего впоследствии Святейшим Патриархом всея Руси Гермогеном (в церковном написании Ермогеном, ок. 1530–1612) – «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594)».

В «Повести» будущий патриарх Ермоген подробно описал обстоятельства обретения иконы и случившиеся от нее чудеса. Это несколько листов убористой скорописи («полуустава») с указанием имен и адресов десятков исцеленных... Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А.И. Соболевского, М., 1912.

* * *

…После взятия Казани Государь Иван Грозный разместил здесь стрелецкий гарнизон.

Одним из главных бедствий того времени были пожары. Летом 1579 года такой страшный пожар случился в Казани и уничтожил часть Кремля, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада.

Однажды, вскоре после пожара, дочь одного из стрельцов, десятилетняя Матрона, увидела во сне, что ей явилась Богоматерь и указала место, где укрыта икона с Ее ликом. Матрона рассказала родителям, что видела во сне Божию Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома. Но те в такой чудесный сон не поверили. Не верили и другие, в том числе и священники.

Матрона пошла на пожарище и в месте, указанном во сне, на глубине примерно полутора метров нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Ее здесь зарыл, по всей видимости, еще до штурма Казани кто-то из христиан-пленников. Икона, как предполагают, пролежала в земле не менее 25 лет, однако сохранила свежесть красок. Найденный образ был столь ярким, словно иконописец только что закончил свой труд.

Мать Матроны обратилась к священнику Ермолаю, чтобы передать находку в храм.

Обретение сияющей чудным светом иконы сопровождалось множеством исцелений.

Первым чудом стало исцеление слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Это произошло с Иосифом во время крестного хода от места обретения иконы к храму. Другой слепец – Никита – обрел зрение после принесения иконы в собор.

Список с иконы был отправлен в Москву, а в Казани, на месте обретения образа, царь Иван Васильевич Грозный повелел построить церковь и женский монастырь. Первой инокиней, а впоследствии настоятельницей этого монастыря, стала девица Матрона.

Небольшая икона, обретенная Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.

Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.

Вдохновленный Влахернской иконой Одигитрии, написанной, как считается, евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы, древнерусский монах-иконописец создает свой вариант-список святого образа.

По месту своего явления этот образ стал известен как Казанская икона Божией Матери. Ее иконография, по сравнению с Влахернской иконой, чуть-чуть изменена. Русский образ Богородицы всегда можно узнать по теплоте, смягчающей царственную строгость византийских прототипов.

Отличают русский образ от классического варианта и оплечное изображение и наклон головы Богоматери к Младенцу. Благодаря этому их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. И мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Легкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Ее Божественного Сына. На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Богомладенец ручкой благословляет Богоматерь, а в Ее лице – и всех христиан.

* * *

…Через разошедшиеся по Руси чтимые списки, много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Казанская икона Божией Матери была в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами. Бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли.

* * *

В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке. А в 1915 году, во второй год уже другой войны – Первой мировой, в которую была втянута Россия, русский поэт Сергей Городецкий (1884–1967) написал такое пронзительное, проникновенное стихотворение о Казанской иконе Божией Матери:

У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение
Братьев – страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъярёмных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая –
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

* * *

Первая мировая стала прологом к еще более трагическим событиям – октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны в России, когда зверски были уничтожены Царская семья и ряд членов Дома Романовых, многие монахи, священники и миряне были расстреляны или сосланы, храмы и монастыри, святые иконы уничтожены или осквернены. А ряд икон из-за их древности и богатых окладов большевики пустили с молотка, и они попали в руки западных коллекционеров. Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе римскому Иоанну Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1981 года.

Летом 2004 года этот почитаемый список с чудотворной Казанской иконы был возвращен в Россию и передан в Московский Патриархат.

В июле 2005 года приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II доставил образ в Казань во время своей поездки, приуроченной к 450-летию Казанской епархии Русской Православной Церкви. Теперь перед этим списком с иконы Казанской Божией Матери можно помолиться в Благовещенском монастыре Казани.

* * *

Именно Казанской иконой Божией Матери обычно благословляют молодых к венцу. Именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на детей и внуков наших, напутствовал их на праведную земную жизнь. К Казанскому образу мы чаще всего обращаем взоры в бедах и болезнях, взывая:

«Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить