О блуде

Протоиерей Борис Ничипоров

В статье «О блуде» приводятся размышления протоиерея Бориса Ничипорова о тех силах, что толкают человека на блуд, и тех иллюзиях в отношении блуда, в которых пребывает сегодня современное общество. Всю свою жизнь протоиерей Борис Ничипоров служил в церкви Святого Илии Пророка, что в селе Селихово в Тверской области. Создав молодежный центр «Новая Корчева» Он посвятил себя возрождению церковного социального служения. Протоиерей Борис Ничипоров был настоящим духовником, педагогом и учителем.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 19–21). Любая душа, как и любая семья, всегда подвергается испытанию и атаке со стороны сил деструктивных, разрушительных. Это разрушение идет от греха в целом, но прямой удар, направленный прямо против семьи, ее чистоты и единства, – всегда ожидается со стороны страсти блуда.

Надо понять, что блуд есть следствие воздействия демонических сил. И проблема блуда – это вовсе не моральная проблема, а аскетологическая. Залогом, основой целомудрия является стыд. Но одно дело, когда стыд – это невроз, мучающий человека, и другое дело – стыд, скажем, у благовоспитанной девушки, где стыд – это и целомудрие, и хранение чистоты и женского достоинства, это и нравственное начало.

Многие думают, что Церковь запрещает блуд просто из принципов христианской морали. Но не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. А это, в свою очередь, тяжелейшим гнетом ложится на детей.

Говоря о пороке блуда, необходимо сказать, что блуд, помимо самого хотения, а точнее похотения, зиждется еще и на нескольких вполне наивных, но из века в век повторяющихся аксиомах блуда.

Первое: блудник, или прелюбодей говорит сам себе, что «никто не узнает» его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж. И это сначала происходит на неосознаваемом уровне, а затем откроется воочию.

Вторая иллюзия состоит в том, что в блуде, якобы, есть только телесное сочетание, и нет духовной порочности. На это отвечает апостол Павел, который говорит: «Ничто не должно обладать мною <...> Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела... Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с [нею], ибо сказано: два будут одна плоть... всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6, 12–19).

И в этомконтексте следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы многих горе-психотерапевтов о том, что если, мол, у вас половая несовместимость с мужем (женой) – найдите себе партнершу (партнера). Эти «специалисты» вообще ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: «Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). Меня могут спросить, а что же делать, если действительно несовместимость. И я отвечу: надо разбираться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нравственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфорта. Напротив, подобные советы порождают еще целый ряд проблем и переживаний.

Третье заблуждение. Половые отношения, как в браке, так и в блуде в Священном Писании ассоциируются с понятием познания. Скажем, в Книге Бытия говорится: «Адам познал Еву, жену свою» (Быт. 4, 1). Но и при описании в Книге Судей изнасилования женщины говорится: «Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра» (Суд. 19, 25). Познание такого рода сопряжено еще и с радостью победы и владения.

Если мы внимательно исследуем пушкинскую версию Дон Жуана, то увидим поистине жуткий исход его жизни. Конец, душевный исход блудника можно обозначить через два образа – евангельский и святоотеческий: это мерзость запустения и окамененное нечувствие. И это всегда некое омертвление, пугающая пустота одиночества.

Блудник – это образ духовного странничества. Недаром блудные дела называются похождениями. Блуд, блуждания, заблудший, потерянный, богоставленный – все это один смысловой синонимический ряд.

Многие психологи и сексопатологи задают ложные ориентиры, когда говорят об исходных причинах крайней деградации нашего общества в вопросах сексуального воспитания. Как и в лучшие застойные времена, в этом контексте проходит дежурный миф об отсталости «дореволюционной России». И одни косвенно, а другие и прямо обвиняют Церковь в том, что Она, якобы, всегда была тормозом, главным препятствием в деле просветительства в вопросах полового воспитания.

В наши дни люди, как они сами сейчас свидетельствуют, «теряют себя». Человек не владеет своими собственными эмоционально-волевыми процессами, он теряет себя и как некое родовое существо, он теряет интимную связь с природой. Он теряет в себе и эстетическое начало, ибо красота, которая, будем надеяться, все же спасет мир, коренится в Духе Божием. И в области половых отношений начинается процесс распада и постепенной.

И еще одно замечание культурологического типа. В Православии так называемые подробности интимных отношений всегда были сокрыты, были тайной, это – во-первых. И вместе с тем, брачные половые отношения никогда не считались греховными или постыдными – во-вторых. Но оттого что тема половых от ношений всегда была закрытой, вовсе не следует, что в ней отсутствовала глубина и творчество. И понятно, что она замечательным образом транслировалась от поколения к поколению.

Есть еще один вопрос, ответ на который остается за гранью тайны интимных супружеских отношений. Поэтому я лишь поставлю его, как бы «подвешу» в воздухе. Я хотел бы продемонстрировать два полюса отношений в сексуальной сфере. Первый описывается словами апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7, 4–6).

Второй, противоположный полюс – это возведение половой сферы в некий (единый) ценностный абсолют, понимание ее как психобиологического эпифеномена. Как сочетаются эти два полюса? Могут ли они, скажем, быть разными временными тактами в жизни одного и того же человека? Все это вопросы, а ответы на них мы сможем найти лишь в собственном духовном опыте нашей семейной жизни.

Помоги нам, Господи!

Более подробно с текстом статьи можно познакомиться в сборнике «Свобода любви или идол блуда?», издательство «Даниловский благовестник», 2011 год.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить