Флоренция – Мекка влюбленных в искусство

Алексей Реутский

Есть города, приехав куда впервые хочется остаться навсегда. Такова Флоренция – Мекка влюбленных в искусство, чья душа ищет поэзии, воплощенной в камне и живописи. Здесь действительность кажется более многогранной, насыщенной и колоритной, чем всё, что ты о ней слышал, видел и стремился запихнуть в свою память, роясь перед поездкой в интернете. Дело даже не в упущенных деталях и в не упомянутых в путеводителях храмах или именах эпохи Возрождения. Просто из всего этого великолепия твоя душа вдруг выбирает нечто, что сразу становится родным и близким, без чего не сможешь жить, словно давно томилось и дышало в тебе, но только здесь обрело свою зримую сущность.

Город у реки

Так вышло, что мы с супругой прилетели во Флоренцию ночью (из Москвы в столицу Тосканы нет прямых авиарейсов). И заблудились, стремясь сократить путь от автовокзала до гостиницы, перепутав в сумраке часовни на Дуомо (кафедральный собор) и базилике Санто Лоренцо. Компании молодых людей, которые изредка встречались нам, как-то не располагали к общению, и оставалось только молиться святителю Николаю Чудотворцу, чтобы окончательно на сбиться с дороги. И Господь послал нам ангела в лице молодой флорентийки с копной вьющихся волос, которая вдруг взялась неизвестно откуда и, видя нашу растерянность, вызвалась проводить до половины пути, указав прямую дорогу к гостинице. Это стало маленьким приключением по мощеным улочкам средневекового города.

Храм Санта Лоренцо IV век (святого Лаврентия)

Флоренция – небольшой городок, многие ее достопримечательности находятся в шаговой доступности. И если вы остановились в старом городе, то утром, выйдя из гостиницы, можно смело отправляться куда глядят глаза, не беспокоясь, что заблудитесь. По какой бы улочке вы ни шли, купол собора Санта Мария дель Фьоре (святая Мария с цветком), колокольня Джотто, башня дворца Палаццо Веккьо, больше похожего на городскую тюрьму, вокзал и ленивая малахитовая Арно останутся лучшими ориентирами.

Возле кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре

С Флоренцией связаны всемирно известные имена эпохи Возрождения: Данте и Леонардо да Винчи, Джотто и Брунеллески, Рафаэль и Боттичелли, Микеланджело и Вазари. Все они жили и творили в этом городе, в котором и сегодня можно ощутить дух раннего Средневековья. Это ощущение придают ей улицы-щели, по которым текут ручейки туристов, а флорентийцы ездят на велосипедах и мотороллерах, древние башни разрушенных крепостных стен, арки, раздвигающие нависшие над прохожими фасады домов. А глядя на изящные фонари, выцветшие иконы в киотах и фигуры святых, наблюдающих за вами из ниш домовых стен и церквей, иногда кажется, что богатство музеев и храмов от избытка выплеснулось на улицы. 

Если у вас есть возможность и вы любите прекрасное, не поддавайтесь лукавым провокациям рекламных туров: «Флоренция за один день!» Словно речь идет о Пизе с ее вечной невестой – белоснежной башней на «площади чудес», возле которой, не говоря о молодежи, даже взрослые немного сходят с ума, придумывая бесконечные сюжеты фотосессий. Вас «протащат волоком» по этим улицам, запихнут в галерею Уффици и потом дадут всего полчаса свободного времени на личный осмотр шедевров. И вы станете похожи на того китайца, который отбился от группы, чтобы успеть пробежать по всем залам, интенсивно фотографируя всё подряд, чтобы потом в автобусе сортировать в голове кашу из впечатлений. И если счастье любит тишину, то искусство любит неспешное созерцание. Посвятите этому городу хотя бы неделю своей жизни, и, может быть, вам удастся побывать еще и в окрестных тихих и уютных Лукке, Сиене и Ареццо, добраться до которых можно на комфортных электричках. А знакомясь в галереях и храмах с картинами, иконами, фресками, скульптурой, не удивляйтесь, что творчество Лоренцо Монако, Филиппо Липпи, Джованни дал Понте так похоже по стилю на работы Андрея Рублева, Феофана Грека и Даниила Черного. Они были современниками друг друга и дышали одним воздухом христианского Средневековья. И у вас, конечно, найдется время подольше полюбоваться скульптурами Давида и Пьеты («Оплакивание Христа») Микеланджело, не находя ответа, как возможно сотворить такое совершенство руками из огромного грубого куска мрамора.

Храм св.Мишеля Гайтамо

Город мастеров

Флоренция похожа на резную каменную шкатулку, до краев набитую драгоценностями. Этим она обязана гениальной интуиции лучших представителей правящего рода Медичи, которые собрали тут самых талантливых мастеров своего времени, что на века обеспечило казне стабильный доход. В год город посещает до 11 млн. туристов, что на треть больше числа туристов в Риме.

Фрагменты фасада собора Санта Мария дель Фьоре

Здесь свыше 60 храмов, включая русский – Рождества Христова,  (который с 1924 года находится под юрисдикцией Константинопольского Патриархата), в главные из них вход платный (кроме кафедрального Санта Мария дель Фьоре). Несмотря на великолепие средневековых фресок и картин, внутри они выглядят величественными пещерами-музеями, неуютными и часто однообразными, хотя и поражающими своей непреходящей красотой. Но судя по тем, кого мы видели там молящимися на коленях, это не препятствие для общения с Богом.

Собор Санта Кроче (Святой Крест)

Исключением из того, где довелось побывать, наверное, можно назвать собор Санта Мария дель Фьоре (Дуомо) с куполом работы Брунеллески (тайну создания этого купола никто так до сих пор внятно не объяснил), соборы Санта Кроче (Святой Крест) и Сан Лоренцо (святой Лаврентий, IV век). Архитектура, интерьер и внутренняя атмосфера этих храмов производят такое сильное впечатление, что из них не хочется уходить. В какой-то мере это чувство сравнимо только с впечатлением от Николаевского собора в Кронштадте (к слову, копии Константинопольской Софии). Подробные рассказы об этих и других достопримечательностях в избытке есть в сети, где блоггеры и туристические сайты соревнуются в красоте флорентийских видов и содержании исторических справок. Но полную и достоверную информацию об общехристианских святынях Флоренции найти в интернете не удалось (частично она есть на сайте приходов Московского Патриархата в Италии), поэтому пришлось обратиться непосредственно к самим флорентийцам (см. справку 2).

Русский храм

Странно устроена русская душа. Даже накрытая волной сказочного флорентийского великолепия, она начинает тосковать по родному островку, где имя Христа звучит на родном языке. И на память почему-то приходит фильм «Ностальгия», сценарий к которому Андрей Тарковский писал именно во Флоренции. И такой островок тут есть. Правда, его поиски при незнании итальянского обернулись для нас очередным приключением.

Вернувшись из Фьезоле, пригорода Флоренции и обиталища древних этрусков (15 минут на автобусе от площади св. апостола Марка), мы стояли возле одноименного собора, тщетно объясняя прохожим, что нам нужен русский храм. Но люди либо не знали, либо не понимали нас, разглядывая не слишком подробную карту, захваченную из отеля. И вновь, как и в первый день, нам осталось только молиться и уповать на Господа. И тут из собора святого апостола и евангелиста Марка вышел католический служитель, которого мы приметили, когда осматривали базилику. Услышав ключевое «рашен кьеза» (русская церковь), он нарисовал на карте наш маршрут, и через полчаса мы стояли у ворот храма.

Храм Рождества Христова во Флоренции
Из архива храма Рождества Христова

Построенный в 1903 году на пожертвования горнодобытчика Демидова и императора Николая II, русский храм Рождества Христова с 1924 года находится под  юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Как рассказал его настоятель протоиерей Георгий Блатинский сегодня приход составляет около ста человек. Это не только русские, но и молдаване, грузины, украинцы, сербы, болгары, итальянцы (мужья русских прихожанок). Литургия служится на церковнославянском, а Апостол и Евангелие повторяются на итальянском. В настоящее время храм нуждается в средствах на реставрацию, идут ремонтные работы, он закрыт лесами, но богослужения не прерываются.

С Флоренцией тяжело прощаться. Этот город, без сомнения, один из самых прекрасных на земле, не отпускает от себя. Всё, что хранит он, что создано на протяжении нескольких веков, – невосполнимое наследие и безвозмездный дар человеческого гения для всех нас. Здесь жалко времени для сна, тут воздух насыщен вдохновением, а каждый день соткан из впечатлений, которых хватит на год.

Вид на город с площади Микеланджело
Карта достопримечательностей для незрячих

Справка 1

В храме Рождества Христова хранятся хоругви, присутствовавшиена пасхальномбогослужении 1814 годавПарижевПоходнойцерквиАлександра Iпослевзятия русскими столицыФранции. Но главная святыня –крест-мощевикмитрополитаФиларета (Романова) (впоследствииПатриархаМосковскогоивсеяРуси). Его в 1698 году взяла с собой жена Петра I Евдокия Лопухина, которую царь заточил в Суздальский монастырь. Этот крест передала в храм последняя представительница рода Лопухиных, которая скончалась воФлоренциив 1922 году (подробнее см. о истории храма и о русских во Флоренции. Сайт приходов Московского Патриархата в Италии).

Справка 2

Святыни Флоренции. В кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре находятся большой фрагмент Животворящего Креста Иисуса Христа и мощи более 600 святых. В том числе палец святого Иоанна Предтечи (Джованни Батиста ит.), Небесного покровителя Флоренции, рука апостола Андрея Первозванного, ребро святого апостола Фомы (Томмазо ит.), ребро святой Марии Магдалины, голова святого Иоанна Златоустого (Джованни Крисостомо ит. Напомним, что глава святого Иоанна Златоустого хранится и в Храме Христа Спасителя, что, конечно, вводит в смущение), мощи 40 мучеников Севастийских, мощи святителя Зиновия (San Zanobi, IV в.), первого епископа Флоренции, и часть мощей святого  мученика III века Миниато (251 г.). Его мощи покоятся также  в храме Сан-Миниато-аль-Монте, расположенном вблизи площади Микеланджело, откуда открывается великолепный вид на город, особенно прекрасный на закате. А в базилике Святого Лоренца хранится большое число мощей святых Востока, которые были вывезены после падения Константинополя в 1453 году.

Вид на участок крепостной стены города
с площади Микеланджело
Скульптура на углу улицы св.Мартина
Скульптура у моста Понте-алле-Грацие
Фрагменты фасада собора
Санта Мария дель Фьоре
Улицы Флоренции
Мост Понте Веккьо
 
Копия статуи апостола и евангелиста Матфея
(Лоренцо Гиберти)
Никольский храм
Храм св.Амброджио
Храм св.Амброджио
 
Колокольня базилики Санта Кроче
 
Одна из улиц, ведущая к кафедральному собору
Колокольня Джотто
Возле кафедрального собора
Санта Мария дель Фьоре
Возле кафедрального собора
Санта Мария дель Фьоре
Улицы Флоренции
Улицы Флоренции
Улицы Флоренции
Отец Георгий
настоятель храма Рождества Христова
во Флоренции
Из архива храма Рождества Христова
Мраморный иконостас
храма Рождества Христова
во Флоренции на пожертвования Николая II
Из архива храма Рождества Христова
 

Фото: Алексей Реутский


Комментарии   

0 # Елена 16.05.2017 03:52
Очень понравилось.Пол учила массу впечатлений.Спа сибо автору.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору