Предсказавшие Рождение Мессии

Рождество Христово – важнейшее событие в истории человечества, с которого для всех живущих на земле людей начинается новая эра.

Со времени грехопадения первого человека люди ожидали прихода Спасителя, Который помог бы им вернуться в состояние, свободное от грехов и страстей, болезней и смерти, состояние, которое предназначалось Творцом любимому творению, но которое человек утратил, нарушив заповедь Бога Отца в Эдемском саду.

На протяжении всей ветхозаветной истории израильский народ оставался единственным народом, исповедовавшим веру в Истинного Бога. Согласно обетованию именно в этом народе должен был родиться Мессия (в переводе на греческий – Христос – «Помазанник»).

До рождения Христа Господь через праведников и пророков избранного народа напоминал человеку о необходимости хранить истинную веру, чтобы быть достойными принять Спасителя.

Пророки сыграли особую роль в истории Ветхозаветной Церкви. Они наставляли народ, а также возвещали о скором приходе Спасителя. Господь открывал им Свою волю за стремление жить по воле Божией. Пророческий дар – один из даров Святаго Духа. Самые важные пророческие наставления и предсказания вошли в двадцать пророческих книг Ветхого Завета. Язык каждой из них соответствует времени, в которое они были написаны.

Предрождественский месяц, декабрь, изобилует днями памяти святых пророков, которые возвестили миру о приходе Христа. А 24 декабря вспоминаются все пророки, а также остальные святые Ветхозаветной Церкви, которые приоткрыли человечеству завесу тайны рождения Спасителя мира.

«Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 18), – обещает Господь Аврааму, испытав его веру. Праведный Иаков перед своей кончиной говорит сыновьям: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). Примиритель – это и есть будущий Спаситель, а смысл пророчества заключается в том, что избранный народ утратит свою независимость, не приняв Мессию. Покорность народов означает обращение ко Христу язычников.

В книге пророка Даниила, которую можно назвать исторической, в силу того, что она содержит подробности, описывающие Вавилонское царство эпохи 597-539 гг. до Рождества Христова, также есть пророчества о приходе Спасителя: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт» (Дан. 9:24-26). Примечательно, что отвергшие Спасителя иудеи в V веке по Рождестве Христовом изъяли из синагог и заново переписали все свитки Библии, исправив слова ряда пророчеств и годы жизни ветхозаветных патриархов, по которым подсчитывали срок исполнения «седмин» пророка Даниила.

Одновременно с пророком Даниилом проповедовал о Христе пророк Аввакум. Свою проповедь он начал в Южном Царстве ещё до взятия Иерусалима вавилонянами, при нечестивом царе Манассии.

Начальные слова второй главы его книги «На стражу мою стал я» послужили основанием для ирмоса четвертой песни пасхального канона: «На Божественной страже богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Слова из его третьей книги встречаются и в других ирмосах: «Господи, услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененныя чащи пришел еси», «Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе».

Предсказания о Рождестве Спасителя встречаются и у ветхозаветного пророка Михея, жившего за семь столетий до Христа: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). В его пророчестве назван город, в котором должен был родиться Мессия, – это Вифлеем.

А пророк Исайя, живший в VIII веке до Рождества Христова, которого называют ветхозаветным евангелистом, с необыкновенной точностью указывает своему народу признаки Боговоплощения: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники…» (Ис. 11, 1-10). Спаситель должен был родиться от Девы из рода Иессеева (Иессей – отец святого царя и пророка Давида). Во второй части пророчества Исайя говорит о приходе ко Христу язычников. «Бог ваш… придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35, 4-6).

Самое известное его пророчество о Рождении Спасителя христиане вспоминают каждый год в праздник Сретения Господня: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Именно в этих словах усомнился переводчик священных текстов Симеон-Богоприимец, доживший до Рождения Спасителя и своими глазами увидевший Непорочную Деву с Христом-Младенцем. Еммануил в переводе с греческого означает «с нами Бог».

Кроме предсказаний о рождении Спасителя в пророческих книгах Ветхого Завета есть и другие – о Его земной жизни, чудесах, крестной смерти и Воскресении. Тем печальнее представляется образ иудейских священников, хорошо знавших предсказанное избранному народу, и отвергших своего Спасителя.

Пророчества о боговоплощении Христа вошли в чинопоследование Рождественской службы. В них содержится напоминание о том, что родившийся в царствование Августа в Вифлееме Иудейском Младенец Иисус есть обещанный людям и предсказанный пророками Избавитель мира.

Благодаря воплотившемуся Богочеловеку, народы, пребывавшие во тьме язычества, были просвещены светом истинного богопознания. Не вымышленные язычниками боги, а Господь наш Иисус Христос есть подлинный Спаситель человечества, появившийся на свет от Духа Святого и Марии Девы и живший на земле в определенную историческую эпоху Богочеловек.

Материал подготовила Екатерина Орлова


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить