Святой, видевший Троицу. Вспоминаем преподобного Александра Свирского

30 апреля (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает память великого русского святого, преподобного Александра Свирского, основателя знаменитого Александро-Свирского монастыря и единственного из русских святых, кто удостоился чести лицезреть Святую Троицу. Интересно, что историю преподобного Александра Свирского можно разделить как бы на два рассказа — весьма показательных и символичных. Один рассказ — о жизни и духовных подвигах самого святого, которые имели место в XV веке, второй — о том, что происходило с мощами преподобного спустя почти 500 лет.

Дорога на Валаам

В церковной памяти этот святой навсегда останется преподобным Александром Свирским, названным по имени реки Свирь, близ которой он основал свой знаменитый монастырь.

Хотя история его жизни, можно сказать, берет свое начало от Введено-Оятского монастыря: напротив этой обители на противоположному берегу реки Оять находилась маленькая деревушка Мандера, где 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян родился мальчик. Родители Стефан и Васса (по другим источникам — Василиса) назвали сына Амосом — в честь ветхозаветного пророка Амоса, жившего за 750 лет до Рождества Христова.

Александро-Свирский скит Валаамского монастыря

Будущий преподобный Александр Свирский по происхождению был вепсом — это малочисленный финно-угорской народ, проживающий на территории Карелии и Вологодской области. (К слову сказать, именно факт принадлежности святого к вепсам сыграл определенную роль, когда через 400 лет власти проводили идентификацию мощей преподобного Александра Свирского — Ред.).

Амос стал третьим, самым долгожданным и вымоленным ребенком у Стефана и Вассы. Двое других сыновей выросли, обзавелись своими семьями и жили отдельно от родителей. Но Стефан и Васса продолжали молить Бога подарить им еще одного сына, чтобы он скрасил их старость. И Господь услышал их молитвы. Обрадованные родители уже мысленно представляли себе, как их сын выучится, женится, и будут они вместе счастливо жить-поживать.

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Как-то раз через деревушку Мандеры по хозяйственным нуждам шли два Валаамских инока. И так, видно, Господь направил их путь, что они присели передохнуть близ родительского дома Амоса. Юноша стал их расспрашивать, откуда и куда они путь держат, где и как живут. Так он узнал о далеком северном острове Валаам и об отшельнической жизни монахов в обители, основанной двумя выходцами из Греции — Сергием и Германом Валаамскими. Рассказы Валаамских иноков глубоко запали в душу Амоса.

Пещера на острове, где жил святой

 

В 1467 году, в возрасте 19 лет, однажды ночью, никому не сказав ни слова, Амос оставляет отчий дом и отправляется искать «дорогу на Валаам». Сделать это тайным образом Амос был вынужден потому, что родители вскоре собирались его женить. А юноша не хотел жить семейной жизнью. И хотя Стефан и Васса были людьми глубоко верующими, но они не позволили бы любимому сыну просто так уйти в монастырь. Вот и пришлось Амосу тайком сбежать из родного дома. Как рассказывается в житии будущего святого, дорогу на Валаам ему указал Ангел Господень, который однажды явился ему под видом спутника и сопровождал юношу на протяжении почти всего пути вдоль Ладожского озера.

...Семь лет Амос прожил в Валаамской обители в качестве послушника, прежде чем в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Но, даже живя среди островных монахов, он стремился к полному уединению, чтобы иметь возможность всё время посвящать молитве. Валаамские монахи не переставали удивляться большой духовной и физической стойкости монаха Александра: он мало спал, днем занимаясь тяжелой работой, а ночи проводя в молитвенных бдениях. Через несколько лет после монашеского пострига Александр удаляется на уединенный остров, где семь долгих лет живет и молится в полном одиночестве в темной пещере, питаясь лишь тем, что собирает в лесу.

Впоследствии остров, где подвизался преподобный Александр Свирский, люди назвали Святым. В наши дни, паломники, приехавшие на остров, могут побывать в Александро-Свирском скиту Валаамского монастыря и увидеть крохотную пещеру, где жил преподобный, и даже могилу, которую он вырыл для себя своими руками.

«Александр, иди на прежде показанное ти место»

прп. Александр Свирский

...Впрочем в 1485 году монаху Александру пришлось прервать свой молитвенный подвиг на острове. Как повествует его житие, однажды, стоя на молитве, Александр услышал голос, который произнес: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися».
Инок Александр прекрасно понял, о каком месте говорит голос. Когда юношей он тайком ушел из родительского дома, по дороге на Валаам ему пришлось пересекать реку Свирь. И вот, находясь на берегу Рощинского озера он увидел яркий столп света и услышал в воздухе голос, который возвестил ему, что в будущем на этом самом месте ему предстоит создать монашескую обитель.

И вот теперь, вновь услышав свыше призыв Господа, Александр понял, что пришло время оставить Валаамский монастырь и отправиться в обратный путь в родные места. Правда, к тому моменту родных уже в тех местах у него не осталось. Еще прежде, чем Александр перебрался на Святой остров, на Валааме его разыскал отец. Родители долгое время горевали, думая о том, куда пропал их любимый сын, пока однажды от Валаамских монахов не узнали, что их сын жив-здоров. Тогда Стефан решил отправиться на Валаам в надежде уговорить сына вернуться. Он разыскал Александра, и они много часов проговорили друг с другом. Но в итоге всё вышло наоборот: Александр убедил своих родителей самих оставить мир и удалиться в монастырь. Вскоре после возвращения в родную деревню Стефан и Васса ушли в Введено-Оятский монастырь и там приняли монашеские постриги с именами Сергий и Варвара. В этой обители верующие молятся у их могил, которые находятся друг напротив друга.

...Но вернемся к преподобному. Александр поведал игумену Валаамской обители о голосе свыше и получил его благословение отправиться в обратный путь, чтобы обосноваться на новом месте. На берегу Рощинского озера монах нашел удивительное место, которое в его житии описано так: «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Здесь в полном уединении и постоянных молитвах, питаясь лишь травами да кореньями, святой прожил несколько лет.

Но однажды его молитвенное уединение нарушил некто Андрей Завалишин. Это был местный богач из знатного боярского рода, владевший большим имением в 9 верстах от места, где поселился преподобный. В тот день он отправился на охоту, и Господь привел его к хижине святого.

Первое же общение со старцем так поразило боярина, что он еще не раз приезжал на берег озера, чтобы послушать его наставления и поговорить на духовные темы. Впоследствии, благодаря общению с преподобным Александром Свирским, боярин Андрей Завалишин оставил мирскую жизнь и ушел в Валаамскую обитель, где принял постриг с именем Адриан, а позже основал знаменитый Никольский Адриано-Андрусовский монастырь. Но после той первой встречи Андрей Завалишин, вернувшись домой, рассказал родным о таинственном старце, живущем в хижине в дебрях леса возле озера. И с этого момента к месту обитания преподобного Александра Свирского потекли люди: кто за советом, кто за молитвой, а иные захотели обосноваться близ его жилища.

Никогда никому не отказывал в помощи преподобный. И на этот раз, понимая, что на всё воля Господня, не стал он мешать людям следовать его примеру. Единственное, что он сделал, это построил себе новую отдельную келью — так называемую «отходную пустынь» — в 130 саженях от места общего поселения новоприбывших иноков. Эта келья святого в «отходной пустыни», сооруженная им в 1487 году, стала тем фундаментом, на котором позже был воздвигнут Александро-Свирский монастырь, история обители исчисляется именно с этой даты — 1487 год.

«...Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе»

Из Ветхого Завета мы знаем о единственном случае, когда Бог явился праведному Аврааму в виде путников: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него (Быт. 18, 1-2).

Подобное явление Живоначальной Троицы за святость и безграничную веру было дано и простому русскому монаху. Вот как об этом говорится в житии преподобного: однажды ночью, когда Александр молился в своей «отходной пустыни», «вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим».

Рассказывается также, что Господь повелел преподобному Александру Свирскому построить храм в честь Святой Троицы. Поначалу преподобный растерялся, не в силах решить, в каком именно месте его строить, но по молитве ему был послан Ангел Господень, Который указал точное место.

Вместе с другими монахами преподобный соорудил в указанном месте деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на месте деревянного храма был построен храм каменный.

Кстати, к периоду строительства храма относится и время избрания преподобного Александра Свирского игуменом обители. Долгое время братия уговаривала его встать во главе монастыря, но по скромности своей преподобный постоянно отказывался. Тогда монахи обратились за помощью к архиепископу Новгородскому Серапиону, и тот, пригласив преподобного Александра к себе в Новгород, уговорил его стать игуменом Троицкого монастыря, который впоследствии стал называться Александро-Свирским.

Став игуменом, преподобный по-прежнему оставался простым, кротким и смиренным монахом. Он раньше всех поднимался с рассветом и позже всех отходил ко сну, спал на полу, носил старую одежду в заплатах и без устали трудился на благо обители. Когда не работал — молился, когда не молился — трудился. Известна такая показательная история. Однажды, когда в обители закончились дрова, эконом монастыря попросил преподобного отправить в лес тех из братии, кто был на тот момент празден. «Я сейчас празден», — сказал игумен и, взяв топор, пошел в лес рубить дрова.

Александро-Свирский скит Валаамского монастыря

За несколько лет до кончины преподобный Александр Свирский решил построить в обители еще одну церковь — каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы пригласили знатных каменщиков, и началось строительство. Когда было заложено основание храма, преподобный удостоился видения Матери Божией с Младенцем в окружении Ангелов.

На тот момент игумен вместе со своим келейником Афанасием отдыхал после тяжелой работы. И вот внезапно преподобный Александр воззвал к Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». И услышали они голос, сказавший: «Се Господь грядет и Рождшая Его» и в ослепительном свете на том самом месте, где был заложен алтарь будущего храма, они увидели Пресвятую Богородицу, державшую на руках Младенца. И сказала Богородица преподобному Александру:«Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное».

Нетленные мощи

...Много потрудился преподобный Александр Свирский на благо монастыря и его насельников. Много будущих великих подвижников он воспитал, много чудес совершил. Но, наконец, пришло и его время заканчивать земной путь: 30 августа 1533 года в возрасте 85 лет преподобный Александр Свирский отошел ко Господу.

Спустя 10 лет монах этой обители по имени Иродион по указанию Новгородского архиепископа Феодосия составил его первое житие, а еще пару лет спустя на Руси началось поклонение великому русскому святому. И нескончаемый поток паломников потянулся в Олонецкую губернию на берег Рощинского озера, чтобы помолиться преподобному Александру Свирскому.

Известно, что преподобный просил похоронить его на том самом месте, где долгие годы находилась его келья в «отходной пустыни». Братия обители исполнила его волю, но долгие годы место захоронения держалось в тайне.

...Спустя сто лет после кончины святого, 17 апреля 1641 года, при перестройке церкви Преображения мощи преподобного Александра Свирского были обретены в нетленном виде. Рассказывают, что к прогнившему гробу, обнаруженному на престольном месте старой церкви, спустилась вся братия, и, когда игумен Авраамий снял верхнюю доску, в воздухе разлилось сильное благоухание. Тело святого оказалось цело, в мантии и схиме, лицо закрыто, а из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, левая обращена ступнею в сторону. Присутствующие при этом монахи и прибывший по этому случаю Новгородский митрополит Аффоний были потрясены, увидев такие нетленные мощи, — преподобный Александр казался спящим.

Мощи святого поместили в серебряную раку, сооруженную на средства, пожертвованные царем Михаилом Федоровичем, и поставили в Преображенском соборе. С этого момента к общецерковному празднованию памяти святого к дате его упокоения — 30 августа добавилась еще одна — 17/30 апреля.

Инокиня Леонида: в поисках утраченных мощей

В. Н. Тонков

А вот дальше начинается удивительная история пропавших и вновь обретенных мощей преподобного Александра Свирского. То, что верующие сегодня вторично обрели эти святые мощи, заслуга двух человек — знаменитого русского анатома, академика Владимира Николаевича Тонкова, который на протяжении десятков лет тайно охранял их, и инокини Леониды (Сафоновой), талантливого ученого в области биологии клеток и тканей человека, которая за полгода до защиты докторской диссертации оставила науку ради монашеского служения и посвятила себя поискам этих мощей.

Хотя, надо сказать, что сама история похищения мощей чекистами и все события, с этим связанные, напоминают детективный роман. В небольшой статье эту историю можно рассказать лишь вкратце.

Три сотни лет в России почитали память святого преподобного Александра Свирского. А потом власть в государстве захватили красные бандиты, провозгласившие жизнь без Бога. Ленин начал яростную борьбу с Церковью и религией. Специально созданные по его приказу группы из сотрудников ЧК грабили монастыри, арестовывали и расстреливали монахов и священников. По мнению Ленина, важно было не только уничтожить живых представителей Церкви, надо было дискредитировать в сознании верующих саму идею веры в Бога. Поэтому было принято решение вскрывать церковные захоронения, мощи святых либо уничтожать, либо передавать в музеи, а народу сообщать, что никаких святых мощей на самом деле не существует.

15 октября 1918 года отдельный батальон войск ЧК при Олонецкой Губернской ЧК, руководимый Августом Вагнером, вошел в Свирский монастырь, чтобы реквизировать все ценности монастыря и забрать мощи преподобного Александра Свирского. Собственно Вагнер выполнял приказ своего начальника — председателя Олонецкого Губчрезвычкома Оскара Кантера, который, даже не дождавшись получения самих мощей, сообщил через прессу, что в монастыре на месте захоронения были обнаружены не святые мощи преподобного Александра Свирского, а некая «восковая кукла».

Позже, когда из центра к нему посыпались вопросы по поводу этой «восковой куклы», Оскар Кантер с перепуга начал, как говориться, путаться в своих показаниях: в разных донесениях в Петроград он заменял «восковую куклу» то на «обыкновенный скелет человека», то на «кучку полуистлевших костей», то вообще на «череп и три зуба»... Причина такой неразберихи крылась в том, что руководитель посланного чекистского отряда Август Вагнер, увидев подлинные мощи преподобного Александра Свирского, которые по-прежнему оставались нетленными, так изумился, что не выполнил приказ своего начальника и по просьбе монахов оставил мощи в монастыре.

Инокиня Леонида (Сафонова)

А между тем из Москвы и Петрограда из различных инстанций председателю Олонецкого Губчрезвычкома сыпались самые разные указания и директивы: власти требовали разобраться и передать «восковую куклу» в распоряжение отдела Народного образования для хранения в губернском музее. Но ни в музей, ни куда-либо еще мощи святого так и не попали, — еще долгое время они продолжали покоиться в монастырском гробу, где их оставил чекист Август Вагнер.

Меж тем председатель Олонецкого Губчрезвычкома Оскар Кантер, чтобы «выйти сухим из воды», приказал... сфальсифицировать мощи и изготовить подложные документы. Его подчиненные составили фальшивый акт и, приложив его к неизвестному черепу и трем зубам, завернутым в вату, отправили фальшивку в Петроград в Судебно-медицинский подотдел при Наркомздраве. Кантер рассчитывал, что, когда вся эта шумиха вокруг мощей преподобного Александра Свирского уляжется и Петроград перестанет забрасывать его распоряжениями, по-тихому мощи сжечь.

Но всё вышло иначе. Совершенно неожиданным образом мощами преподобного Александра Свирского заинтересовался глава Петроградского совета Григорий Зиновьев, на тот момент второй человек в партии большевиков после Ленина. Помимо Петросовета, Зиновьев являлся председателем недавно созданного Союза коммун Северной области. По его приказу, в Александро-Свирскую обитель была направлена особая археологическая комиссия, которая должна была на месте изучить мощи святого и забрать в Петроград. К сожалению, до конца неизвестно, когда точно, кто и каким образом привез мощи преподобного Александра Свирского в Петроград, но из северного монастыря они удивительным образом попали в единственный в России самый лучший анатомический музей при некогда знаменитой Императорской Военно-медицинской академии, которая после захвата власти большевиками, стала называться просто Военно-медицинской академией. Это и спасло их от уничтожения. Глава анатомического музея и заведующий кафедрой нормальной анатомии академик Владимир Николаевич Тонков, сын русского графа, сделал всё, чтобы спрятать мощи преподобного Александра Свирского в недрах своего музея. Начать с того, что по его указанию, мощи святого нигде официально не были зарегистрированы, и тайна их происхождения тщательно скрывалась.

В ряде случаев, когда в анатомический музей с проверками или поисками приходили сотрудники ЧК, академик Тонков вместе с санитаркой прятали мощи преподобного в скрытую нишу между шкафом и стеной, которую было очень трудно обнаружить. После кончины Владимира Тонкова в 1954 году, дело сохранения мощей продолжали ученики академика, хотя они, вероятно, уже не догадывались, чьи конкретно мощи прячут.

Возможно, мощи святого так бы и продолжали находиться в музее Военно-медицинской академии, если бы по воле Господа за их поиски не взялась инокиня Леонида (Сафонова). Свои поиски она вела в десятках архивах Москвы и Санкт-Петербурга, изучила десятки тысяч различных документов, отчетов, актов... Как рассказывала сама инокиня Леонида, «особая сложность была в том, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена в ходе так называемых «макулатурных кампаний»».

Но, наконец, поиски привели ее в Военно-медицинскую академию. Обнаруженные инокиней мощи в течение полугода исследовали антропологи, рентгенологи, анатомы и судебные эксперты, которые в итоге составили совместный акт освидетельствования мумифицированного тела мужчины, хранящегося в запаснике фундаментального музея, принадлежавшего святому Александру Свирскому.

Уже в июле 1998 года мощи преподобного были официально переданы Церкви, а в ноябре 1998 года они вернулись в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, где теперь открыты для поклонения верующих.

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить