Влахернская святыня

Немало существует христианских святынь, дорогих сердцу верующего. Есть среди них и особо почитаемые святыни, к которым устремляются паломники со всего света, чтобы поклониться, помолиться и попросить о помощи. 15 июля (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник — «Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». История обретения ризы Пресвятой Богородицы после Ее Успения дошла до нас, благодаря ряду исторических источников, и в первую очередь, — труду Феодора Синкелла «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахернах».

А началась эта история… с похищения.

В V веке, во времена царствования императора Льва I, жили в Константинополе два брата Галвин и Кандид — люди богатые, да к тому же знатного происхождения, настоящие византийские аристократы. Однажды братья решили отправиться в Палестину, чтобы посетить святые места земной жизни Спасителя.

Оказавшись в Назарете и побывав в доме, где когда-то жила Пресвятая Богородица, Галвин и Кандид стали искать себе место для ночлега, и Провидение привело их к дому одной пожилой женщины-еврейки. Та с душевной радостью встретила братьев-паломников и охотно пустила их к себе в дом переночевать. Войдя в дом, братья увидели торжественно обставленное отдельное помещение, где горело множество свечей, висели кадила, курился ладан и на возвышении находился какой-то деревянный ковчег. В том же помещении братья увидели и людей, которые сидели и лежали, кто, молча, кто тихонько переговариваясь.

«Кто эти люди? — спросили удивленные братья. — И что за святыня хранится у вас дома?». Поначалу пожилая еврейка не хотела ничего рассказывать, но потом, проникшись к братьям доверием, поведала следующую историю: «Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей, по завещанию Самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести Самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё». А люди, которые сидели и лежали возле святыни, пояснила хозяйка дома, это больные и немощные, которые постоянно приходят сюда, чтобы помолиться Царице Небесной и испросить у Нее исцеления от недугов.

Братья упросили хранительницу реликвии позволить им провести ночь в молитвах возле святыни и, получив разрешение, остались одни в этой части дома. Галвин и Кандид сразу задумали похитить ризу Пресвятой Богородицы. И, надо сказать их план удался. В ту первую ночь они лишь тщательно измерили и зарисовали святой ковчег. На следующее утро, попрощавшись с хозяйкой, они сказали ей, что едут дальше в Иерусалим, поклониться Кресту Господню. А в Иерусалиме нашли хорошего плотника и попросили его изготовить ковчег по составленной картинке и в указанных размерах. Кроме того, они купили дорогое и красивое золотое покрывало для него.

Вернувшись в Назарет, братья вновь остановились на ночлег в доме доброжелательной хранительницы святыни, а ночью тайно подменили ковчег сделанной копией и увезли ризу Царицы Небесной с собой. Как известно из истории, много христианских святынь обретали свой новый дом в результате, завоеваний, грабежей, похищений. Так случилось, что и хитон Пресвятой Богородицы отправился из Назарета в поместье братьев, находящееся в маленьком селении Влахерна (или Влахерны).

В те времена Влахерна была северо-западным предместьем столицы Византии — Константинополя. Само название, как считают историки, произошло от слова «валах», — так византийцы называли жителей Добруджи, древнего Болгарского царства. Поначалу Влахерны располагались за городской стеной, но в VII веке, при расширении границ города, Влахерны были включены в состав Константинополя.

У Галвина и Кандида во Влахерне находилось большое имение, и поначалу они решили скрыть святыню от людских глаз: построили в имении небольшую домовую церковь и поместили в нее ковчег с хитоном Пресвятой Богородицы. Но ведь все тайное рано или поздно становится явным. Как говорил Сам Спаситель, «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме...» (Мф. 5, 15). Очень быстро жители города прознали, что братья Галвин и Кандид привезли из Палестины таинственную реликвию, и народ потянулся к маленькой церквушке, где стали происходить чудеса: глухие начинали слышать, слепые видеть, хромые ходить...

Галвин и Кандид испугались этих неожиданных чудес и, боясь гнева императора, поспешили во дворец. Они честно рассказали Льву I и Константинопольскому патриарху Геннадию I, как похитили и привезли к себе в имение ризы Пресвятой Богородицы.

Император не наказал братьев, но повелел, чтобы доступ к святыне был открыт для всех. В 458 году на берегу Влахернского залива была выстроена большая церковь, и ковчег с хитоном Богородицы был помещен в ней в специальной золотой раке. Именно в честь этого грандиозного события и было утверждено ежегодное празднование «Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». Позднее, в 680-х годах, когда, по решению Шестого Вселенского Собора, была вскрыта усыпальница Богородицы, обнаруженные в гробнице омофор (покрывало, которым женщины покрывали голову и плечи) и часть пояса Пресвятой Богородицы тоже были положены в ковчег вместе с Ее хитоном.

Когда весть о святыне разнеслась по Византии, множество паломников устремилось в Константинополь, чтобы преклонить колени в молитве у золотой раки с ризами Богородицы. Был среди них и один из первых русских паломников — Стефан Новгородец, который в своих записках о путешествии оставил такое воспоминание: «И оттуда пошли мы во Влахерну, в церковь Святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове Ее был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно. И мы приложились к нему».

...Из исторических источников известно немало рассказов о происходивших чудесах, связанных с ризами Пресвятой Богородицы. Не раз во время нашествия врагов Матерь Божия спасала город и его жителей. И в 626 году, когда на Константинополь напали авары и персы, и в 866 году, когда в поход на Царьград отправились язычники-русы под предводительством киевских князей Аскольда и Дира. Они убили многих христиан и осадили Царьград, подойдя к Босфору на двухстах ладьях. Жители были в панике, предвидя скорую и страшную смерть от русских мечей. И тогда византийский император Михаил вместе с патриархом Фотием всю ночь молились Пресвятой Богородице во Влахернском храме. А на утро они вынесли ризу Богородицы и смочили ее полу в море. И тогда, как описано это событие в «Повести временных лет», «…Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Известно также, что после страшного разгрома многие из выживших русов вместе с князем Аскольдом приняли Крещение. И интересно то, что по случаю разгрома русов был написан первый акафист Богородице, который патриарх Фотий прочитал той же ночью во Влахернском храме.

К сожалению, в 1434 году во время сильного пожара знаменитая Влахернская церковь сгорела. Считается, что находившиеся в ней святыни, в том числе ризу Пресвятой Богородицы, успели спасти, но Ее след потерялся более чем на 200 лет.

...Где теперь хранятся частицы святой ризы Царицы Небесной? На этот вопрос существует несколько ответов-гипотез.

В IX веке по политическим мотивам византийский император передал часть ризы Пресвятой Богородицы вместе с хитоном Господним французскому императору Карлу Великому, а тот отдал их на хранение монахам в монастырь в Аржантое. Чуть позже французский король Карл по прозвищу Лысый большую часть ризы Пресвятой Богородицы привез в Шартр, и в наши дни она хранится в кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Шартр, который был освящен в честь ризы Пресвятой Девы. Еще одна часть священной одежды Богородицы хранится в Риме в Соборе Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме.

Две небольшие частицы ризы Пресвятой Богородицы были привезены и в Россию. Одну приобрел в Константинополе митрополит Киевский и всея Руси святитель Дионисий и в числе других реликвий она попала в Москву в так называемом «ковчеге Дионисия». Другая частица была получена стараниями князя Василия Голицына. Первая частица была помещена в церкви Ризоположения в Московском Кремле, другая — в Кремлевском Успенском соборе.

Но существует и другая история, рассказывающая о том, как хитон Пресвятой Богородицы из Константинополя попал... в Грузию. Согласно преданию, некие грузины тайно вывезли ее из столицы Византии и привезли в свой родной город Зугдиди. Точно неизвестно, когда это произошло — то ли в веке VIII, в период иконоборчества, то ли в XIV-м столетии, незадолго до того, турки-османы захватили столицу Византии… В любом случае, согласно грузинской летописи «Картлис Цховреба», привезенный из Константинополя хитон Пресвятой Богородицы на протяжении пяти столетий хранился в Хобском Успенском монастыре. Правда, после 1917 года бесценная реликвия Грузии чуть не затерялась, но ее нашли и перенесли в Зугдидский исторический музей.

Сегодня паломники, которым повезет оказаться в Зугдиди 15 июля, могут посмотреть, как Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба — особо чтимый праздник в честь ризы Пресвятой Богородицы. В этот день священная реликвия переносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, где все верующие после Божественной Литургии могут приложиться к одной из величайших святынь христианской истории.

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить