Святое Елохово

Николай Головкин

19 января – престольный праздник Богоявленского кафедрального собора в Елохове.

***

Богоявленский кафедральный собор в Елохове, свидетель прошедших эпох, любимый храм Божий, связан с судьбами многих великих и безвестных людей нашего Отечества, просвещавших и просвещенных Словом Божиим. Здесь молились будущие новомученики и исповедники Церкви Русской. Здесь служили выдающиеся архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви. Прихожанами храма в разное время были деятели литературы, искусства, науки, представители видных московских купеческих семей. 

Сельцо Елох известно с XIV века. «Елох», «елоха», по словарю Даля, это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы.

Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. 

В 1712–1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич. 

Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот холодный Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода. 

По благословению святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, в середине XIX века началось строительство нового здания храма. Для его возведения был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792–1870), прославившийся строительством домовой церкви мученицы Татианы Московского университета.

Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части у Благовещенского и Никольского престолов.

К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет.  Треть от всей затраченной на строительство суммы (200 тысяч рублей) покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец потомственный почетный гражданин Василий Щапов.

***

За полвека до освящения святителем Филаретом нового здания Богоявленского собора, еще в старой церкви, прошло Крещение новорожденного Александра Сергеевича Пушкина. В память о Крещении здесь гения русской поэзии  у входа в собор установлена мемориальная доска.

Именно тогда, при таинстве Крещения, Пушкин обрел и пронес через всю свою жизнь  великий дар – любовь Спасителя. Сохранить этот дар, а с ним веру и надежду на спасение спустя годы помог ему святитель Филарет.

Ко дню своего рождения 6 июня / 26 мая 1828 года А.С. Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...»:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Стихи эти, исполненные чувства тоски от бессмыслицы жизни, вызвали у святителя искреннее сострадание к поэту. В стихотворении Пушкина он обнаружил «стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния».  Привыкший проповедями вразумлять свою паству, святитель поспешил на помощь поэту – у себя, на Троицком подворье, тотчас сел за перо. Для врачевания страждущего сердца и заблуждающегося ума он написал стихотворный перефраз, в котором даны неотразимые и мудрые ответы на пессимистические вопрошания, которые мучили поэта:

Не напрасно, не случайно
жизнь от Бога мне дана;
не без Бога воли тайной
и на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
зло из темных бездн воззвал,
сам наполнил душу страстью,
ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
и созиждется Тобою
сердце чисто, светел ум.

Стихотворение митрополита, подписанное буквой «Ф», потрясло Пушкина. Поэтический ответ вразумил, умилил поэта и вдохновил его на написание стихов, исполненных благоговейной благодарности. Это широко известное стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...»:

…И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Позднее, публикуя эти стансы 12 февраля 1830 года в «Литературной газете», Пушкин переделает последнюю строку, уйдя от определенного образа митрополита Филарета к обобщенному образу некоего серафима, с маленькой буквы:

…Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Главное, в чем «исповедался» святителю гений русской поэзии, что его душа «отвергла мрак земных сует»…

На торжественной панихиде, отслуженной в соборе в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась Великая княгиня – будущая преподобномученица Елисавета Феодоровна.

***

После революции собор, слава Богу, не закрыли. Его неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Беллавин). Он предвидел, сколько жертв будет положено на алтарь новой власти.

«Опомнитесь, безумцы, – взывал Патриарх к палачам. – Прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело – это поистине дело сатанинское...».

Прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством ожидали его 7 апреля 1925 года для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, но пришла весть о внезапной кончине Патриарха. Уже в 1917 году Всероссийский Поместный Собор решил поминать «всех исповедников и мучеников, усопших в нынешнюю лютую годину гонений». Сведения о них собирали и в 1920-е, и в страшные 1930-е годы. Собирали тайно, только чтобы сохранить память.

Лишь в конце XX века стала возможна канонизация новомучеников и исповедников Российских. В 1989 году к лику святых был причислен и Святейший Патриарх Тихон.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе... один из крупнейших кинотеатров Москвы. К счастью, этому замыслу не суждено было сбыться. После разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего Патриаршим собором, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Богоявленский собор в Елохове свою кафедру.

***

Почти весь XX век после взрыва Храма Христа Спасителя Богоявленский собор в Елохове был главным храмом страны и Русской Православной Церкви, не закрывался даже в самые тяжелые времена гонений на православие.

Хотя сегодня центральным кафедральным собором России стал восстановленный Храм Христа Спасителя, однако Богоявленский собор в Елохове по-прежнему остается для многих верующих главным храмом православной Москвы.

Главные святыни Богоявленского собора – чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы и мощи святителя Алексия (1293–1378), митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы, с которым ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву от поляков, один из первых списков с этого явленного в граде Казани образа Божией Матери.  Перенесен в собор в 1935 году, когда разрушили храм в Дорогомилове.

Во время Великой Отечественной митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с Казанским образом Богородицы.

Святитель Алексий (в миру Елевферий), митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, родился в 1292 году (по другим данным, в 1304-м) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Киевской Руси – из Черниговского княжества. Став Первосвятителем, он много потрудился, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших, чтобы наше Отечество было едино. Когда скончался Великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.

После блаженной кончины святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самой революции. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Русской Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Сегодня, когда раскольническая церковь на Украине допускает святотатство – делит святых на своих и чужих, «москальских», –святитель Алексий продолжает объединять все ветви русского православия, объединяет своих русских, украинских, белорусских чад.

Согласно храмовому преданию протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 году привез из Иерусалима и установил в храме в отдельном киоте образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий верующих для поклонения.

В канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты в собор переданы частицы святых мощей разных святых и священных реликвий.

И еще об одной святыне собора нельзя не сказать. Это – список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, который протопресвитер Матфей Стаднюк, который около полувека являлся настоятелем собора (ныне – почетный настоятель), привез после одного из посещений родных мест – села Залесцы Тернопольской области Украины, расположенного неподалеку от Свято-Успенской Почаевской лавры.

Ныне рядом с этим образом, находящимся в Благовещенском приделе собора, упокоился Святейший Патриарх Алексий II.

Ежедневно из года в год сотни верующих из России, всего православного мира и в праздники, и в будни стремятся сюда – к  золотым куполам Елохова. Здесь, в соборе, собираются люди разного возраста, разного достатка, но одной веры. Кто приходит с надеждой – уходит с благодарностью. Кто приходит с верой – уходит с любовью, готовностью к действию. Поэтому можно без преувеличения сказать: все дороги, которые идут из храма, способствуют и возрождению России, и сохранению единства Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории.

***

С древних времен праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святого Богоявления, назывался днем Просвещения, праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить, спасти по благодати падший человеческий род. Чудо Богоявления происходит в нашем мире каждое мгновение. Надо только уметь его видеть.

Здесь, в Богоявленском соборе, на протяжении всей его истории Господь призывает нас:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28–30).

Святитель Филарет, Пушкин, судьбы известных и неизвестных людей, а в них, как в капле иорданской воды, благословение Господа Отечеству нашему, всему православному миру.

И Богоявленский кафедральный собор в Елохове служит этой праведной цели. Люди выходят из него просветленными. Свет, который они несут в своих душах, озаряет не только их обыденную жизнь, но и окружающих их людей. И Света вокруг, хочется верить и надеяться, становится всё больше.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить