Дневник писателя

Автор рубрики Малягин Владимир Юрьевич

Достоевский и Церковь. Часть третья

Именно в характерах людей верующих (и исповедующих сознательно свою веру) Достоевский воплощает систему своих христианских взглядов, которую, хотя и с оговорками, можно назвать его учением. Главный образ, важный дляпонимания этих взглядов, – конечно, старец Зосима.

Достоевский и Церковь. Часть вторая

Начиная с «Записок из Мертвого дома» (1861-1862 гг.), вернувших Достоевскому угасшую было в связи с арестом и ссылкой его прежнюю громкую литературную известность, всякое новое крупное произведение писателя оказывалось в эпицентре литературной и общественной борьбы того времени. Но если «Записки из Мертвого дома» имели все-таки более социальное и публицистическое значение, то «Преступление и наказание» (1866 г.), первый великий художественный роман Достоевского, поднимал впрямую уже вопросы духовно-нравственного порядка.

Достоевский и Церковь

Вряд ли можно назвать другого писателя, чей художественный вымысел так безапелляционно и резко вторгается в живую жизнь, чьи невероятные по виду пророчества сбываются в реальности спустя многие десятилетия с железной и детальной обстоятельностью. Вопросы, с великой силой поднятые в литературе Достоевским, суть вопросы духа и совести – то есть главные вопросы для всякого искреннего людского сердца. Герои Достоевского всегда стоят на грани важнейшего выбора – между правдой и ложью, светом и тьмою, добром и злом.

Нет в мире виноватых?

По России прокатились беспорядки… Ну кто еще не высказал своего веского (и конечно же, последнего) слова? Кто не произнес окончательного и твердого приговора той или другой стороне конфликта? Кто, наконец, не пожалел со слезой на глазах о невинных жертвах, в качестве которых может выступать опять же кто угодно из акторов (то есть действователей) этой драмы?

БЛАЖЕН МУЖ... Протоиерей Геннадий Огрызков. Часть II

Отец Геннадий никогда не заботился о внешнем благообразии, вряд ли даже когда-нибудь об этом помнил. Я имею в виду его личное благообразие, — благообразие церковной службы он соблюдал строго и ревностно.

БЛАЖЕН МУЖ... Протоиерей Геннадий Огрызков

Господь привел нас с женой в церковь в самом начале восьмидесятых. Первым нашим храмом была церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», что в Марьиной роще (недалеко от нее мы тогда жили), но вскоре мы переехали в центр, и нашим храмом на долгие годы, куда бы мы потом ни уезжали, стала церковь Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке (или в Брюсовском переулке, или на улице Неждановой).  

О достоинстве и недостойных (Из дневника 1985 года)…

19 августа, Преображение Господне

Миллионы всесильны… Один день из Дневника 1992 года

Прошло уже несколько дней, начался новый 1993 год, а я пони-маю, что должен записать этот день, потому что забыть его невоз-можно, потерять из памяти нельзя. Этот день – 27 декабря 1992 года, день значимый и важный.

Один день из Дневника 1985 года

В 1983 году Правительство СССР вернуло Православной Церкви первый за весь советский период монастырь. До этого монастыри, как и храмы, только отбирали и закрывали, а тут – жест такой невиданной щедрости. Причина была проста: близилось 1000-летие Крещения Руси (988 год), и надо было, позвав религиозные делегации со всего мира, продемонстрировать, что в СССР нет никакого ущемления прав Церкви.