О критериях правды и «креативном классе»

Было бы большой ошибкой считать, что бесплодные дела тьмы принадлежат только прошлому. И сегодня совершаются бесплодные дела тьмы. И сегодня появляются люди, которые, иначе формулируя, повторяют те же самые аргументы — считают, что Церкви не место в современном обществе, что она препятствует развитию, что она подавляет человеческие права и свободы. А когда они совершают бесплодные дела тьмы — дела греховные, пропагандирующие грех, разрушающие человеческую личность, — они вновь оправдывают все это некими ссылками на свободу человеческой личности. Нельзя, мол, человека ни в чем ограничивать, дайте ему жить по его инстинктам, по его хотению, по его желанию, нет более высокой ценности, чем человеческая личность, утверждают они, забывая, что при всей высоте человеческой природы личность может быть падшей, греховной, преступной.

Как же нам распознать, что дело, которое совершается, есть бесплодное дело тьмы? А может быть, это действительно светлое дело, открывающее новые перспективы для человека? Нужно помнить только одно. У каждого человека есть своя правда и свой взгляд на жизнь. Но это не значит, что эти человеческие правды являются отображением правды Божией. Для того чтобы не участвовать в делах тьмы, нужно обладать критерием, мерилом правды, в соответствии с которым можно сказать: вот здесь правда, а здесь ложь; здесь дело святое и важное, а здесь дело бесплодное, дело тьмы <...>.

И вот что удивительно: иногда, общаясь с совершенно простыми людьми — я это часто делаю, совсем простыми, у которых нет никаких претензий на понимание современной жизни, — когда им задаешь вопрос о том, что сегодня происходит, когда их спрашиваешь о том, как они относятся к тем или иным политическим деятелям, получаешь потрясающий ответ. Как будто перед человеком открывается сокровенная глубина происходящего, и он дает безупречные характеристики многим известным личностям. Задаешь себе вопрос: отчего же это? А потом понимаешь: не от мудрости человеческой, не от знаний, не от образованности, а от того, что человек этот близок к Богу. Он молится, он знает слово Божие и, применяя свой духовный опыт к оценке происходящего, делает совершенно определенные, недвусмысленные и удивительно правильные заключения.


Фотограф Владимир Ходаков