Сохранение свободы и единства реализуется через веру

30 июля 2017 года, в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кронштадтском ставропигиальном Морском соборе в честь святителя Николая Чудотворца – главном военно-морском храме России. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал:

<…> Мы знаем, что разделения существуют везде, в любом человеческом сообществе. Именно об этом учил сегодня апостол Павел, обращаясь к нам своими словами о том, что он молит братьев, живших в Коринфе, сохранять единство (1 Кор. 1:10-18). Но когда мы говорим о сохранении единства, мы должны понимать, о чем идет речь. Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно. Именно поэтому в послеапостольское время, в глубочайшей древности, святой Викентий Леринский дал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство. Он сказал так: в главном и основном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь. Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное — для каждого из нас, для сохранения нашей национальной жизни, для сохранения свободы и независимости нашего Отечества, для сохранения нашей веры, — и если, вычленив это главное, мы будем едины, то во всем остальном мы обретем свободу, без которой человек превращается в раба.

Сочетание единства и свободы реализуется, в первую очередь, через нашу веру. Можно запутаться в философских понятиях, в разного рода политических учениях, но если мы точно знаем, что от нас требует Бог, то мы всегда умом и сердцем поймем, в чем мы все должны быть едины, и никакая пропаганда, никакие иные взгляды, навязываемые прямо или прикровенно, не сумеют поколебать подлинного единства нашего народа. Но мы должны также помнить недавний опыт нашей страны, когда власть пыталась обеспечить единство в вопросах второстепенных и подстригать всех под одну гребенку. Сегодня мы имеем возможность быть свободными и одновременно сохранять единство в самом главном.

Ну и, наконец, «во всем остальном — любовь», потому что в равенстве тоже могут быть конфликты. Равенство может порождать здоровую или нездоровую соревновательность, что мы сегодня и видим и в бизнесе, и в политической жизни. Когда люди открыто соревнуются друг с другом, это вызывает уважение. Когда прибегают к негодным средствам, когда желают гибели другому, тогда нет никакой свободы, а только «свобода» волчьей стаи, которая может привести к уничтожению. Но если мы свободу наполняем любовью, то есть христианским образом жизни, то свобода всегда остается свободой. Человеческие изъяны и наши слабости покрываются любовью, потому что Сам Бог есть любовь, — когда мы с любовью относимся друг ко другу, когда мы умеем прощать, когда мы умеем поддержать, когда мы умеем по-настоящему дружить друг с другом, как это часто происходит в Вооруженных Силах. Без внутреннего сердечного расположения все это невозможно. Из-под палки невозможно дружить, из-под палки невозможно созидать благополучное общество. А любовь способна помочь нам хранить единство в главном и оставаться свободными во второстепенном, и если любовь пронизывает жизнь человека и общества, то такая конструкция, Богом благословенная, не может быть разрушена никакими дьявольскими наваждениями, никакими провокациями, никакой пропагандой, потому что конструкция, которую Сам Бог определил для счастливой жизни человека, непобедима и несокрушима.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси