Подвиг – это всегда движение вперед и вверх

13 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил II Международный православный студенческий форум, организованный в 75-м павильоне ВДНХ Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви и Правительством Москвы. Центральным событием II Международного православного студенческого форума стала встреча Святейшего Владыки с молодежью, в ходе которой Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал:

<…> Позвольте мне сказать несколько слов о том, как я вижу место молодежи в нашей общественной жизни, значение молодежи, ее уникальный вклад молодежи в жизнь всего народа. Когда Господь Иисус Христос призвал Своих учеников, Он сказал им: «Вы соль земли» (Мф. 5:13). Что такое соль? Это вещество, небольшое количество которого определяет вкус большого количества пищи или предохраняет ее от разложения. Количество соли и количество продукта, вкусовые качества которого соль изменяет к лучшему, несоизмеримы. Соль — это всегда меньшинство, но без этого меньшинства большинство погибает. Потому Господь и сказал: «Вы должны быть солью земли». Не вся земля должна стать солью, а вы, горсточка людей. А к кому Он обратился? К умудренным жизненным опытом старцам, книжникам, ученым, политической элите Своего народа? Он обратился к группе молодых людей.

<…>Ну, а что же совершили святые апостолы? Они вышли с проповедью в языческий мир, который, конечно, смотрел на них свысока, как и иудейский мир смотрел свысока на Спасителя. Во всех диалогах Христа с книжниками просматривалось чувство их превосходства: «Тебе ли нас учить?!» Он действительно был молод, Он не был аристократом, Он был из простой семьи, и вдруг Он начинает не просто учить, но бросать вызов интеллектуальному и политическому истеблишменту. И апостолы пошли по тому же непростому пути — надо было идти против течения, надо было совершать подвиг…

<…> «Подвиг», «движение» — у этих слов один и тот же корень и между ними — несомненная смысловая связь. Не может быть подвига без движения. А движение вперед предполагает напряжение всех сил, концентрацию энергии, разума, воли, чувств. Движение предполагает высокое целеполагание, и тогда движение становится подвигом.

Вы лучше меня знаете, что сегодня происходит в массовой культуре, в кинематографе, хотя я тоже стараюсь не отставать и иногда что-то смотрю, правда, урывками, потому что не всегда хватает времени. Но вот мне как-то не встречается, за редчайшими исключениями, пропаганда подвига. Пропаганда успеха — да, бывает. Человек должен быть успешным — получить хорошее образование, много зарабатывать, видеть мир, наслаждаться жизнью. Конечно, он должен научиться также преодолевать трудности, но сама идея подвига в мировом кинематографе очень слабо представлена. <…> На самом деле идея подвига должна быть в центре внимания, потому что с подвигом связано подлинное развитие личности, общества и государства. В противном случае жиром зарастает мозг, в противном случае человек и народ теряют пассионарность. Это замечательное понятие, которое определяет способность нации совершать подвиг; а если пассионарность теряется, то у цивилизации сокращается потенциал для выживания.

А для чего же был подвиг, который совершали святые апостолы? Они ведь не стремились ни к власти, ни даже к построению социально справедливого общества. Они обращались не к обществу, а к личности, к человеку. Они открывали такие горизонты бытия, которые помогают человеку подняться к Небу, стать сильным и свободным. И весть Христа Спасителя, и труд апостолов были направлены на то, чтобы вырвать людей из этой цепи, когда человек, находясь под влиянием и давлением обстоятельств, предрассудков, ложных убеждений, путается в жизни и теряет перспективу. Подвиг святых апостолов был связан с движением вверх, к небу, и задача заключалась в том, чтобы вверх, к небу поднять род человеческий. И многое удалось сделать, потому что проповедь о кресте, идеи, которые казались безумными (как сказано апостолом, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие», 1 Кор. 1:23), вдруг оказались в центре жизни значительной части человечества.

Поэтому не уходите от подвига. Конечно, не надо делать глупостей, не надо рисковать, не надо искать приключений — это все не имеет никакого отношения к подвигу. Но нужно помнить, что подвиг — это всегда движение вперед и вверх, и если идея подвига в таком смысле станет общемолодежной, то следующее поколение будет уже совсем другим.

<…> Сегодня очень пропагандируется образ преуспевающих молодых людей, которые менее всего думают о создании семьи. В иных фильмах хэппи-энд — это, в лучшем случае, счастливое совместное проживание вне брака. И очень, к сожалению, нечасто нам предлагают образ счастья, связанного с семейными отношениями, с полноценной многодетной семьей. Более того, среди молодежи часто распространяются некие стереотипы, что не нужно вообще спешить с вступлением в брак, мол, давайте подождем. Особенно часто так рассуждают девушки: «Ничего страшного, что я не вышла замуж в то время, когда мама выходила и тем более бабушка. Я еще поучусь, потом поработаю, стану самодостаточной, самообеспеченной, а уж затем…»

Думаю, что в этой идее есть нечто рациональное, но вместе с тем присутствует нечто очень опасное. Рациональность заключается в том, что незачем ограничивать свое интеллектуальное развитие браком. А вот опасное заключается в том, что при такой позиции семья перестает быть главной ценностью и в каком-то смысле целью жизни. А ведь Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили в браке, чтобы они жили вместе. Это Богом определенная ценность, и когда возникает возможность вступить в брак, не стоит откладывать это, как говорили в древности, до римских календ. Иначе счастье может уйти. <…> Важно понимать, что в семье происходит единение людей, обмен всего того, чем располагают муж и жена, что превращает их в «плоть едину», как говорит Слово Божие. Это союз любви, это школа жизни, это школа подвига, ведь понятно, что «цветочный» период проходит, как только молодые вступают в брак, а дальше начинаются трудности, преодоление которых — тоже подвиг и тоже движение вперед и вверх.

<…> Полнокровная семейная жизнь дает возможность и подвиг совершать, и себя совершенствовать, и повышать благосостояние и свое собственное, и всего народа.

<…> Мне бы хотелось сказать еще вот о чем. Сегодня мы все во власти информационного потока, во власти информационных технологий. <…> Это, конечно, очень хорошо! Научно-технический прогресс предопределен самой Богом созданной природой человека. Бог нас предназначил к такому развитию, и никто не может положить ему предел, сказав: «Не мысли! Не изобретай! Не открывай! Не тренируйся! Не работай!». Но ведь очень важно помнить: все, что мы делаем, должно служить благу; а как священник добавлю: прославлению Творца и в душах, и в телесах наших. Прославление Творца — это поразительное состояние человеческой души, это слияние человека с Богом, когда вырастают крылья, когда обретается сила, когда у человека появляется не второе, а десятое дыхание, на котором он проживает свою совершенно замечательную жизнь.

Чтобы было так, мы должны быть «мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). То, что научно-техническое развитие часто используется не во благо, а во зло, — каждому ясно, это прописная истина. Но сегодня особенно опасно использование информационных технологий в плане дезинтеграции человеческой личности, потери ценностной ориентации, когда человеку предлагается множество моделей поведения, когда ему говорят: «Свобода — это высочайшая ценность, ты можешь выбрать всё что угодно». В традиционном либеральном понимании свобода еще как-то ограничивалась законодательством и даже моралью. Сегодня мораль уже не считается фактором, ограничивающим свободу, а законодательство обслуживает этот абсолютно ничем не сдерживаемый выбор человека. И как же трудно разобраться, особенно если тебе силой современных информационных технологий навязывается возможность любого выбора! Но ведь есть выбор к погибели, как в Слове Божием сказано: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Замечательный библейский призыв! Значит, не только возможность выбора, но и его качество определяет качество человеческой жизни, потому что выбор может быть разрушительным для личности, для общества, для государства. Живя в условиях свободы, нужно иметь внутренний GPS, внутреннюю свободу ориентации в информационном пространстве, ясные критерии, позволяющие отличить добро от зла. Если наша молодежь вооружится этими критериями, то никакое информационное пространство не будет страшно и все больше и больше людей будет работать для того, чтобы современные достижения науки и техники служили человеку, служили преображению человеческого общества.

(Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на II Международном православном студенческом форуме)

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси