Верность Христу

26 июня 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после окончания Божественной литургии в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара обратился к верующим со словом, в котором, в частности, сказал:

<…> Что означает исповедовать Христа? Это означает оставаться верными Ему не только в легких обстоятельствах, но и тогда, когда обстоятельства жизни становятся трудными. Если человек теряет верность, он перестает исповедовать Господа и Спасителя, а происходит это обычно под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств. Мы знаем, как в первые столетия христианской истории появилось множество мучеников и исповедников, которые жизнью своею запечатлели верность Спасителю. Им предлагалось отречься от Господа, и тогда они могли бы остаться в живых. Многие из них могли сохранить высокое положение в тогдашнем римском обществе, свои деньги, свое имущество; а если они не отрекались, то теряли всё – и имущество, и доброе имя, и саму жизнь.

<…> Исповедание – это не что иное, как свидетельство о Спасителе, связанное с риском для жизни, благополучия, здоровья. Исповедание требует огромной внутренней силы. Именно поэтому подвиг мучеников и исповедников так почитается в нашей Церкви. И вот возникает вопрос: а что же является движущей силой для этих исповедников? Что было силой в прошлом, но, можно смело сказать, что остается силой для исповедания Христа и сегодня? Это, конечно, глубокая вера в Господа и Спасителя, но, более того, это личный опыт общения с Ним в молитве, в таинствах, когда человек чувствует Божие присутствие, когда он видит, слышит, осознает, что его молитва достигает Божественного Престола, и он получает просимое. Вот этот опыт реальной жизни с Богом и является той силой, которая дает возможность человеку исповедовать Христа Распятого, Сына Божиего и Сына Человеческого даже до смерти, не боясь ничего.

Верность – это огромная ценность. На верности основываются человеческие союзы – в первую очередь семейные. Если есть верность, то есть семья. Разрушается верность – разрушается семья. Но не только семейный союз основывается на верности. В каком-то смысле все человеческое общежитие, вся жизнь народа связаны с верностью – верностью общим идеалам, верностью родине. И мы знаем, как в страшные годы войны именно эта верность даже до смерти помогала народу нашему не только выстоять, но и победить во много крат превосходящего противника.

В основе верности нет никаких прагматических интересов, потому что верность до конца означает способность человека умереть во имя этой верности, а никакими материальными ценностями уравновесить человеческую жизнь невозможно. Значит, верность долгу, верность родине, верность близким – это нравственные категории, никак не связанные с материальными факторами. Никто никогда не оставался верным даже до смерти во имя материального вознаграждения. Такого по природе быть не может, потому что человеческая жизнь дороже всего на свете. И Господь требует от нас по отношению к Нему именно такой верности: «Если будете исповедовать Меня перед лицом людей, то и Я буду исповедовать вас пред лицом Отца Моего Небесного». Он прямо требует от нас этой верности, потому что без верности не может быть и веры. Какая же вера в Бога, если ты не остаешься Ему верным? Разрушается вера – разрушается молитва, разрушается духовная связь между Богом и человеком, все разлетается в мелкие кусочки, остается пустота. Молитва человека, потерявшего веру и верность, не достигает Бога. Но ведь точно так же и в наших человеческих отношениях: уничтожается верность – уничтожается связь с другими, уничтожается общность, сила, соединяющая людей. <…>

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси