Враги или братья?
Кому выгодны манипуляции сознанием православных?
«По всему миру набирает силу христианофобия, цинично прикрывающаяся правом граждан на свободу самовыражения и художественного творчества. Систематическими становятся акты антирелигиозного вандализма и кощунства, оскорбляющие чувства верующих». Эти слова из заявления Экспертного центра ВРНС по итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года отражают обстановку в мире, на фоне которой проходила эта важнейшая встреча. Может ли нам быть безразлично, что христианство становится самой гонимой религией, можем ли мы отвернуться от того, что происходит настоящий геноцид наших братьев-христиан на Востоке, что проливается кровь многих тысяч мучеников за веру? Казалось бы, очевидно, что сейчас как никогда необходимы совместные усилия не только православных христиан и римо-католиков, но также протестантов. От этого зависит судьба христианства.
Увы, немало тех, кому объединение усилий по сохранению христианства совершено невыгодно. Кто спекулирует на исторически непростых отношениях католиков и православных? Почему немногочисленная, но очень громкая часть мирян и священства вместо трезвого обсуждения поддались паническим настроениям?
«Вместе сохранить Европу христианской…»
Нельзя сказать, что мы ощущаем какой-то информационный голод. И на сайте Патриархии, и на множестве других православных и светских ресурсов опубликованы все документы, материалы встреч, круглых столов, интервью.
Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в интервью интернет-порталу «Православие и мир»«Мы не соперники, а братья»сказал, что «православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо», поскольку «человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен» и «христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа».
Владыка дал ответ и на опасения, что будут предприниматься шаги для восстановления евхаристического общения: «Известные догматические разногласия, разделяющие православных и католиков, не были предметом обсуждения между Патриархом и Папой. Однако нельзя было не сказать о том, что, "несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии". Утрата единства, констатируется в Декларации, стала "следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17, 21)"».
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в интервью агентству «РИА Новости» «Мы должны вместе сохранить Европу христианской» рассказал, о каком именно сотрудничестве может идти речь:
«Нам есть, чему поучиться друг у друга. Мне, например, очень интересна система школьного и семинарского образования у католиков. Их миссионерская, прямо скажу, поразительная по мужеству и самоотверженности, деятельность в самых опасных для христиан точках мира. Их работа с молодежью – тоже предмет самого внимательного изучения для нас, убежден в этом.
У католиков огромный опыт по потере влияния на общество, но не меньший – по сохранению христианской общины в условиях безбожного общества. Постоянно, то есть раз в неделю или хотя бы несколько раз в месяц, храмы в той же Франции посещают 12% населения. Умолчу, какой процент у нас – в разы меньше. Их опыт по сохранению христианской общины в современном мире необычайно важен.
И наша задача – свидетельствовать о православии в новых условиях и вместе трудиться в тех областях, которые открыты для нас».
Прямо и открыто отвечал на вопросы Святейший Патриарх Кирилл в интервью по итогам визита в страны Латинской Америки, опубликованном на сайте «Патриархия.ru». На вопрос, насколько оправданы опасения о том, что во время встречи были заключены какие-то тайные соглашения (мы все любим конспирологические теории!), Патриарх ответил:
«Эти опасения понятны, потому что никогда раньше Патриарх не встречался с Папой. История отношений Русской Православной Церкви и Римо-Католической Церкви небезоблачная… Поэтому вполне понятно, что у части наших верующих возникли вопросы: а зачем? а о чем они будут говорить? а не будет ли, упаси Бог, в результате этого как-то деформирована наша доктрина? не будет ли каких-то изменений в литургической жизни, в пастырских подходах?
Я должен сказать всем очень откровенно: не нужно ничего бояться… Цель встречи никак не была связана с продвижением каких-то богословских соглашений. Во-первых, это был бы совершенно неправильный подход. Церкви нельзя даже сблизить, тем более соединить договоренностями между двумя лидерами. Пойду дальше: Церкви невозможно соединить даже договоренностями всей иерархии, если собрать всю католическую и всю православную иерархию и что-то подписать.
Единство Церкви – это действие Святого Духа. Мы разделились в ответ на нашу греховность, а вот заповедь спасительную христиане не сумели сохранить. Если же говорить о том, как может произойти воссоединение, то это будет Божие чудо, если мы до этого когда-нибудь доживем».
Хотелось бы также привести очень важный комментарий по поводу причины опасений и страхов, который дала Наталья Нарочницкая, доктор исторических наук, руководитель Европейского института демократии и сотрудничества (Париж): «Опасения наши, что только пусти Католическую Церковь и она пустит свои щупальца, остались с 90-х годов, когда наша Церковь только начала возрождаться, народ был атеизированный и везде свирепствовал разгул сект, всяких иностранных проповедников. Сейчас картина обратная. Католическая Церковь в тяжелейшем положении. Стоит только ей поднять голос в защиту традиционных ценностей, семьи, как тут же из каких-то архивов вытаскиваются постыдные случаи из жизни священников (причем 20-летней давности, которые давно уже осуждены), чтобы Церковь знала, что ее дело – не выходить из церковной ограды. Мы сейчас сильнее – нам ничего не грозит в этих благородных контактах. Объединить усилия для того, чтобы сохранить то, что осталось от христианства в нашей общей Европе. А во Франции самый большой резерв лояльного, добрососедского и конструктивного развития отношений с Россией – это консервативная публика. Беатрис Бурж, которая создала движение в поддержку семьи «Manif pour tous» и вывела 2 миллиона человек в Париже против закона об однополых браках, сама к нам приехала, выступала на форумах и говорила: "Они Бога заместили деньгами!"
Нас волнуют и удручают одни и те же явления... Мы объединяем усилия консервативных сил, чтобы отстаивать хотя бы право на свободную дискуссию, на которое уже табу наложено в Западной Европе».
«Ревнители» документов не читают
Но, судя по баталиям, начавшимся в интернете, так называемые «ревнители» аналитических материалов и церковных документов не читают. У них заранее сложилось определенное «мнение».
На псевдоправославных сайтах появилось немало страшилок и провокаций. Вот заголовки некоторых статей: «30 пунктов Декларации = 30 сребренников за предательство Христа», «Афонские старцы предали анафеме Гундяева» (опять была вытащена на белый свет давно разоблаченная фальшивка – подложное видеописьмо якобы «афонских старцев», не имеющих никакого отношения к Афону).
Кто только ни пытается обвинить Патриарха во всех тяжких, основываясь на домыслах, вбросах, цитатах, выдернутых из контекста! Конечно же, появилось очередное бестолковое, но агрессивное «обращение» иеросхимонаха Рафаила (Берестова), которого деструктивные силы упорно называют «старцем». В разборках на «Фейсбук» договорились до требования: «Патриарх Кирилл должен уйти, он предал свой народ!» Спроси такого «ревнителя»: «А в чем предательство?» – он или отмолчится, или начнет размахивать парочкой канонов, из которых он прочел в лучшем случае одну сотую часть.
Доходит до анекдотических ситуаций. Некий владелец стоматологических клиник «Никадент» Евгений Борисович Лопатин, заполонивший своими видеокомментариями социальные сети, пугая «объединением всех Церквей», выдал такую страшилку: теперь, дескать, в храмах «исповедь будет принимать какой-нибудь мормон или хасид из Тель-Авива»!
Вклиниться в такой «междусобойчик» не то чтобы непросто, но непродуктивно. Надежда Лосева, например, попыталась сделать это в «Фейсбук». После панической реплики об «ужасных последствиях» для Церкви встречи Патриарха и Папы она написала: «"Последствия будут ужасными" из-за попрания Заповедей в угоду вырванным из контекста и реалий ТРАКТОВКАМ. Причем воюют не сами святые Отцы, а люди, прочитавшие трактовки в соцсетях. Не верю, что Господу угодно, чтобы мы ненавидели других Его рабов… Любовь – – это "всего лишь" Заповедь Божия. Какая мелочь по сравнению с возможностью доказать, что все вокруг грешники, а ты пришел их в этом уличить!»
После этого автор была осыпана угрозами, что за свой «либерализм» и «отступничество» она даст ответ на Страшном Суде. Те, кто манипулирует цитатами и пишет заведомую ложь, такого ответа перед Богом, очевидно, не боятся…
Увы, на какие бы умные статьи ни давались ссылки, какие бы трезвые мысли святых ни приводились, можно сделать вывод, что «ревнители» ответов собеседника даже не читают, считая, что истина известна только им.
Очень хотелось бы привести отрезвляющие слова святителя Игнатия (Брянчанинова):
«…Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности – безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие по незнанию своему очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов».
«Максимальный репост!!!»
Такими пометками сопровождается в последнее время, практически, каждая публикация историка Ольги Четвериковой на ее странице «ВКонтакте». Она начала «богословствовать» еще накануне встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, ЗАРАНЕЕ вынося приговор этому событию: «Эта встреча способствует созданию единой мировой религии, она означает признание ереси экуменизма», «иудео-христианскую ересь».
«СРОЧНО!!! БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Распространяйте это сообщение как можно активнее среди православных! Речь идет о страшном предательстве». Более чем странно слышать такие истерические нотки в высказываниях не бабушки у подсвечника, а доцента МГИМО, что наводит на мысль о некомпетентности или сознательных провокациях.
«Дорогие братья и сестры! Сейчас появляется все больше заявлений и сообщений, священство и миряне определяются – с кем они: со Христом или с еретиком-Патриархом. Просим максимальный репост!» – написала Четверикова.
Таким комментарием она снабдила ссылку на статью заштатного клирика г. Королева Димитрия Ненарокова с провокационным названием «Шествие антихриста, ч. 2».
Разве неизвестно людям, называющим себя православными, что еретиком признать кого-либо может только Церковный Собор? Иначе это настоящая клевета. И клеветники, если не покаются, будут держать ответ перед Богом. Нелишне будет напомнить, что по Канонам Поместных Соборов – Константинопольский Собор (двукратный, 861 г., правило 13), – «поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера… Аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви».
Кстати, интересная деталь: г-жа Четверикова не погнушалась пройти стажировку в Лувенском католическом университете в 2006 г. Тогда она саму себя «в еретики» не записала…
Евгений Никифоров, главный редактор радио «Радонеж», сказал: «После того, как Ольга Николаевна Четверикова назвала Патриарха Кирилла еретиком, радости и согласия с ней мы не разделяем. Сожалею, что этот автор не оправдал нашего доверия. Сожалею, но больше мы не сотрудничаем. Ее поведение безответственно».
Эстафета безответственности была продолжена.О. Четверикова с радостью написала: «Наконец опубликована декларация священнослужителей Русской Православной Церкви Молдавской митрополии». А ведь речь идет о раскольнической декларации двенадцати молдавских священников, которые после Архиерейского Собора, одобрившего действие делегации РПЦ на Предсоборном Совещании глав Православных Церквей, перестали поминать правящего архиерея. «Этим заявлением они фактически поставили себя выше Архиерейского Собора… Своим недоверием к Собору, а также личными амбициями "защитники" Православия отпали от единства Святой Церкви», – сказано в обращении Синода Православной Церкви Молдовы к группе «непоминающих» священнослужителей.
Протоиерей Андрей Ефанов, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии, пишет в «Фейсбук»:
«Мое предположение, что разрывающие ныне свои связи с Церковью через отказ от поминовения правящего архиерея клирики и миряне в своей основной массе состоят из тех, кто долгие годы ожидал повода. То есть кубинская встреча – это никак не причина к разрыву. Причина в глубоком, составляющем уже натуру стремлении противопоставить свое общество ревнителей всей Церкви. А тут такой повод найти оправдание долгожданной возможности порвать с Церковью».
Приходили ли подобные мысли г-же Четвериковой? Трудно предположить, что доцент МГИМО не понимает, какие последствия могут быть у горячей поддержки раскольнических действий. Это дает повод к «обоснованному» отступничеству.
Нет, не случайно после такой «артподготовки» на самом сайте г-жи Четвериковой «ВКонтакте» творится настоящая вакханалия – от паники до призывов к анафеме. Разжигаются такая злоба и ненависть к главе Церкви, что сомневаешься, православные ли люди пишут такое:
«Есть ли священнослужители, которые не принимают сговора, подготавливающего Православную Церковь к вхождению в единую Церковь антихриста?»; «Дорога в ад: встреча Патриарха и Папы»; «Жрецы объединяются! Они представляют комитет по встрече антихриста!»; «Латиняне – верные слуги антихриста»; «"Патриарх" Кирилл совершает предательство Христа и Церкви намеренно и осознанно. Он не заблудший пастырь, а самый что ни на есть матерый волк, служащий антихристу».
Доходит просто до безумных предложений: «А если келейно (дома) каждый предаст Его (Патриарха – Ред.) анафеме?»; «Как слышать имя Патриарха на службе и знать, что Он еретик-отступник, т.е. быть соучастником?»; «Кириллу мало сдохнуть, надо судить его как изменника Церкви, Родины и народа. Пес Он, а не Патриарх».Я прошу прощения у читателей, что цитирую эти гнусные высказывания, но они не удаляются хозяином страницы О. Четвериковой, а значит, поощряются ею.Там же мы видим рекламу группы «ВКонтакте» «Группа "Антиэкуменический Поместный Собор-2016"».
Любая, даже робкая попытка задать трезвый вопрос немедленно гасится: «Мне непонятна эта истерия вокруг встречи и Собора. Неужто мы лучше Патриарха знаем?» – спрашивает читательница. Ее тут же «ставят на место»: «Представьте себе, – да, лучше знаем». Какая поистине дьявольская гордыня стоит за такими словами!
Уже одних этих цитат достаточно, чтобы сделать вывод: истерия, поднятая О. Четвериковой (независимо от ее намерений), является настоящей провокацией.
«Бабье богословие»
Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов) в своих заметках в «Фейсбук» написал: «Все же склоняюсь к мысли о том, что есть-таки, есть в нашей Церкви одно уродливое явление. Я бы его назвал "бабье богословие". И неважно, доцент ли это или игумения какого-нибудь очень "духовно возвышенного женского монастыря"… или тетка в свечной лавке...»
Владимир Легойда, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, тоже написал об этом явлении: «Ответ дадим все… В том числе и те, кто, не обладая ни знанием, ни ответственностью, ни совестью, клевещет на архиереев и священников и пытается посеять смуту (все равно не удастся). Госпоже Четвериковой, прежде чем обличать кого-то в отказе от богословия, неплохо было бы это богословие изучить. А то смех сквозь слезы. А когда священники пишут, что "единственный человек – это Четверикова", то, простите, это совсем отрыв от реальности. Бедная Церковь! Оказывается, она стоит трудами Четвериковой! А я-то думал, что святостью Христа! Простите, но стыдно… за такие записи...»
На своей страничке в «Фейсбук» В. Легойда также опубликовал «Некоторые выводы из дискуссии по текущему моменту – в порядке общих рассуждений»:
Люди по-прежнему делятся на тех, кто пришел в Церковь спасаться и кто уверенно стремится Церковь спасать. Для последних – никто не указ: ни священники, ни архиереи, ни Соборы. Кроме "святых отцов", а по сути, нескольких цитат, повторяемых ими без понимания истории Церкви, без знания догматики и канонов, без любви – к Богу и человеку.
Малое знание и нетерпимость к человеку (а не просто к его мнению) идут рука об руку. Здесь же – каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
Болезненное стремление создавать несуществующие опасности, масштабировать их, чтобы потом с ними мужественно бороться, чувствуя себя истинными воинами Христовыми, а остальных, ничтоже сумняшеся, полагать предателями Истины и еретиками».
О ежеминутной готовности к бунту
К счастью, в прессе и в интернете все же большей частью мы видим трезвый взгляд на вещи. И я бы советовала тем, кто сомневается, кто «внезапно прозрел» и увлекся идеей «апостасии» в нашей Церкви, искать рассудительные материалы и размышлять над ними.
Мне кажется, что очень полезно прочитать заметки Александра Пасичныка: «Читаю записи некоторых ревнителей Православия и вижу, с каким жестокосердием они готовы видеть в других христианах врагов. Звучат фразы в стиле "если они названы не еретиками и врагами, а братьями, то это означает лишь то, что Патриарх ушел в ересь!" Скорблю, что многие из тех, кто претендует на то, чтобы называться христианами, людьми, познавшими Бога, так и не узнали, что такое любовь к Богу и любовь к ближнему. А величайший святитель, которого Церковь почитает как "столп Церкви", Григорий Богослов, когда шли разговоры, чтобы в Константинополе захватить остатки арианских храмов, говорит об этих еретиках: "Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас". Очевидно, что ревнителям, которые называют Патриарха еретиком за то, что он назвал католиков братьями, следует назвать еретиком и одного из величайших святых – Григория Богослова, который позволил себе подобное выражение в отношении еретиков».
И еще одна обнадеживающая (несмотря на резкие оценки) публикация есть в «Фейсбук», которой мне хотелось бы поделиться. Ilya Kuzmenkov пишет: «Все-таки, наверное, даже хорошо, что произошла эта странная дискуссия по поводу встречи Патриарха с Папой. В преддверии Великого поста она помогла нам разглядеть в себе многие страсти, вот и будет о чем поплакать в священные дни, горюя о своих несовершенствах... Мы видим дефицит... хотел сказать "смирения и послушания", да нет, элементарного воспитания и уважения к священноначалию. И станем мы после этого еще говорить, что будь мы на месте наших предков, не отступили бы от Государя! Почему-то мы уверены, что понимаем интересы Православия и способны видеть горизонты куда лучше и дальше своего Предстоятеля. Вот оно состояние духа – ежеминутная готовность к бунту, и никакая «Аврора» не нужна! Тем, кто составил свое представление о мироздании по конспирологической "кафедре" рунета, надо умерить воинствующий неофитский дилетантизм и не вводить в смущение тех, кто только приступил к этому славному занятию. Ну и, конечно, наше классическое фарисейство. Как же мы стали легки на осуждение и ненависть! Последнее время предпочитаем, по возможности, ненавидеть и осуждать уже не отдельных супостатов, а, желательно, сразу большие народы и конфессии. Ну а как же! "Слава Богу, что мы не такие, как они. Все погибнут, одни мы спасемся"».
«Испытание на рассудительность нашей веры»
Так называется статья епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). В ней есть моменты, очень важные для понимания ситуации: «Святитель Феофан Затворник, определяя католицизм, писал: "Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех – страсть ковать новые догматы..." Мы знаем эти новые догматы, католики вводили их один за другим, и мы просто не могли с ними согласиться, мы понимали, что это ложь, и скорбели о своих братьях. И правильно, по-христиански Святейший называет их "братьями", но братьями, ушедшими далеко. Хотя даже и "братьев" Патриарху сейчас ставят в вину. "Никогда вы нам не будете братьями!" – как-то слишком знакомо это нам сегодня. И мы хорошо понимаем, какого это духа.
Это противно учению Христову. Господь за заблудшей овцой пошел и обрел ее. Что же, мы не знаем об этом? Но как мудро надо действовать, чтобы не унизить и не оскорбить, а показать всю красоту Православия, всю его силу и радость, все то, от чего отошла Западная Церковь. Сколько сотен и тысяч католиков, иногда целыми общинами, перешли за последние годы в Православие! Иные стали священниками, монахами, иные – благочестивыми мирянами. А если бы им, как предлагают, заявили бы: "Боже, благодарю Тебя, что эти люди нам не братья и никогда ими не будут"?
А святитель Филарет Московский пишет: "Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Благочестивые люди бывали и будут как в Православной Церкви, так и в Римо-Католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, и молится "о соединении всех".
А вот слова исповедника святителя Луки (Войно-Ясенецкого): "Зачем нужно собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской Церкви? Разве Церковь Католическая – только Папа и кардиналы?.. Разве Церковь Католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми сердцами? Зачем же отравлять их статьями, ставящими злые и тяжко греховные преграды между христианами? Зачем, зачем этот тяжелый грех на радость врагам Церкви?"»
«Об использовании втемную»
Почему же мы не слышим этих слов, а чаще всего слышим неразумных дилетантов или провокаторов, опытных в разжигании розни? Публицист Сергей Худиев написал статью «Об использовании втемную»:«После встречи Патриарха и Папы в Гаване сеть наполнилась конспирологией и паническими сообщениями о том, что священноначалие собирается ввести унию с еретическими Римом, а там и совершенно погубить Православную веру – по заданию масонов и еще каких-то жутких тайных сил. Православных призывают мужественно восстать против изменников на высших уровнях церковной иерархии и спасти Церковь и Россию от уготованной ей гибели. Людям, которые распространяют и поддерживают такие материалы, стоит задуматься над тем, на чьей стороне они оказываются и кому приносят пользу. В нашем мире очень легко сделаться невольным орудием людей, которым вы бы и в страшном сне не взялись помогать».
А действительно – задумаемся, кому мы можем принести пользу нашими псевдобогословскими спорами? Кто умело руководит этими негативными настроениями на уровне «Все пропало! Церковь предали!»? Какие могут быть механизмы у таких манипуляций?
Все «страшные новости» берутся, в основном, с сайтов, весьма далеких от Православия и вообще от христианства. Например, с сайта «Восьмой Вселенский». Уже за одним этим названием этого интернет-ресурса стоит большая ложь. Всеправославный Собор клеветнически представлен как «Восьмой волчий». Какое нам должно быть дело, что пишет о Патриархе сомнительный, а то и явно провокационный ресурс (неизвестно кем созданный)? Уже одно то, что здесь размещены такие странные якобы «разоблачающие» материалы, как «Истинные цели Восьмого Собора», «Что делать православным после Собора?», должны насторожить всякого здравомыслящего человека.
У этого сайта нет ни имен учредителей, ни телефонов и адресов – вообще никаких контактных данных. Это сайт-пустышка, какие создаются специально для информационной войны, для дискредитации Православия – в данном случае под маской ревности о его чистоте.
Эти деструктивные и фальшивые материалы перепечатывает сайт «Институт высокого коммунитаризма». О духе этого сайта говорят публикации с таким постыдным названием, как «Экуменизм как свод всех ересей жидовствующих», а также акции «Памятник И.В. Сталину». Думаю, еще предстоит разобраться, кто спонсирует такие вбросы – необольшевики, мечтающие об уничтожении Церкви, или же иностранные разведки.
Не гнушаются наши неразумные «ревнители» перепечатывать материалы и с такого антицерковного раскольнического сайта, как «Москва – Третий Рим». В последнее время авторы этого сайта окончательно сбросили маски, назвав нашего Патриарха «лжепатриархом» в «Открытом письме братиям – оптинским монахам», написанном неким «греш. Онуфрiем (Авелем)»: «Дорогие отцы, вы видите, что на наших глазах происходит предательство Святого Православия, что лжепатриарх Кирилл со своей экуменической командой держит в страхе весь епископат и подавляющее большинство священников и монахов в нашей Русской Церкви. Лжепатриарх творит безчиние, попирая Священные Догматы и Каноны Православия…» И далее на том же маргинальном уровне.
В некоторых СМИ, в блогах и в частных беседах даже звучат призывы к уходу из «апостасийной Патриархии, продавшейся Ватикану и заключившей унию».
А уже с этого и им подобных сайтов лживые, разлагающие статьи попадают на различные интернет-ресурсы – нередко через публичную страницу «ВКонтакте» Ольги Четвериковой, которая столь неразборчиво для ученого пользуется провокационными источниками. И на пустом месте начинается настоящая истерия, недостойная христианина.
Пугать или любить друг друга?
На официальном сайте Патриархии выложены все документы грядущего Всеправославного Собора, все материалы о встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского, появляется немало глубоких, умных комментариев митрополитов, священников, богословов, множество интересных телепрограмм. Все предельно открыто. И каждый православный человек, если он настроен не наклеивать ярлыки, а разобраться и получить достоверную информацию из надежных источников, а не с интернет-свалки, может убедиться, что вероучительные вопросы на встрече глав двух Церквей не поднимались вовсе.
В этой ситуации больше всего волнует то, что православные люди (по крайней мере, называющие себя таковыми) вытеснили из сердца христианскую любовь, заменив ее страхом, злобой, а то и ненавистью. «Доказать», что ты, прочитав парочку отрывков из сочинений святых Отцов, лучше всех разбираешься в сложнейших богословских вопросах, что все вокруг «отступники», а ты призван их в этом уличить, конечно, очень заманчиво. Но надо помнить, что именно так человек заболевает одним из самых тяжких грехов – гордыней.
Мы пережили много пустых страхов – и по поводу «предпечати антихриста», и по поводу «лишения христианского имени» каким-то неведомым нам способом. От того, поддадимся ли мы на очередную провокацию и будем вслед за сектантами кричать «Патриарх – предтеча антихриста!» или же заглянем в глубь своего сердца, чтобы победить личного врага нашего спасения, зависит итог нашей жизни за чертой земного бытия.