Кто-то должен был сказать: «Уходите с Майдана!»

Протоиерей Андрей Ткачёв

О событиях на Украине мы говорим с постоянным автором журнала «Прихожанин» и издательства «Даниловский благовестник», клириком киевского храма во имя Преподобного Агапита Печерского протоиереем Андреем Ткачевым.

– Отец Андрей, пожалуйста, расскажите, какой Вы видите ситуацию на Украине сегодня?

– Скажем просто: народные массы, приведшие во власть новый (старый) политикум, усвоили себе ложную мысль. Они почему-то решили, что они и только они есть народ. Следовательно, они могут управлять государством: назначать, снимать и прочее, – ибо по Конституции именно народ – источник власти.

К сожалению, им и вообще многим непонятно, что смена власти и сама работа управленца требует знания сложных, прописанных процедур, определенного уровня политической культуры, которого у простых людей по факту нет. Откуда ему взяться? Вы ведь знаете, как резко меняются люди, критикующие власть, после прихода в эту самую власть? Они серьезнеют, быстро седеют, становятся осторожны в суждениях. Разные ведь вещи – кричать речевки и читать сотни документов да еще брать на себя ответственность.

Что еще произошло на Украине?  Был открыт некий «ящик Пандоры», который в ближайшей перспективе вряд ли получится закрыть. Страсти долго накалялись и выплеснулись наружу подобно наспех открытому согретому шампанскому. Демонтирована государственность, разрушены тот относительный мир и баланс в обществе, которые еще оставались, а государственный ум, который мог бы удержать на плаву тонущую страну, не виден. Есть, вероятно, здесь и зарубежные заказчики происходящего, но это отдельная тема. Нет ощущения, что кто-то может взять на себя тяжелый груз ответственности по воссозданию или, по крайней мере, сдерживанию деструктивных процессов. Таков неожиданный для «творцов революции» и вполне очевидный заранее для многих горький плод Майдана, к сожалению!

– Это похоже на то, что происходило в России в 90-е годы, или есть свои особенности у государственного переворота на Украине?

– Наверное, похоже, но особенности, конечно же, есть. Дело в том, что Россия и при Ленине, и при Сталине, и при Ельцине, пусть даже имея порой жуткие, безобразные формы существования, всегда оставалась собой. Все взлеты и падения были ее собственными взлетами и падениями, ее личными глубинами и вершинами.  Украина же не имела собственного подлинного политического бытия, всегда была с кем-то, под кем-то или в тени кого-то. Но вот Бог дал ей шанс –  ни год, ни два, а целых 20 лет – для того, чтобы она, наконец, определилась и явила миру свое лицо, показала, кто она есть на самом деле. К началу ХХI столетия ничего утешительного мы так и не увидели.

У философа В. Соловьёва есть прекрасная мысль, кажется, потом ее повторяет и Бердяев, что на историю страны нужно смотреть с точки зрения вечности. Необходимо задаваться вопросом: что думает Бог о стране и народе, а не только о том, что думаем мы сами? Предположим (хотя бы в виде гипотезы), что Бог хочет, чтобы Украина была вместе с Россией. Может ведь Бог этого хотеть? Может.  В таком случае, если политикум стремится отойти от России, то это – сопротивление планам Божиим. Я ничего не утверждаю, заметьте. Я лишь озвучиваю необходимость задуматься над вопросом: что Бог думает о нас? Но я не знаю умов, серьезно занятых этим вопросом. Люди хотят в Европу, в НАТО, в Штаты, куда угодно, но им неинтересно, что Господь думает и куда Он хочет, чтобы мы пошли?

 Приход во власть непременно требует возвыситься умом до метафизики, войти в область идей. Оценка ситуации происходит брюхом, гортанью, зубами, нервами, желудком... Это духовный тупик.

– Но что же произошло за эти 20 лет? Что такое сломалось в народе, если немалая часть людей, особенно молодых, на Украине не чувствуют себя единой общностью с русскими?

– Надо сказать, что собственные мысли вообще большая редкость. Давайте попробуем серьёзно отнестись к этой проблеме и спросить, какая из мыслей  выстрадана тем или иным человеком (нами – тоже) лично? Ведь если есть голова, значит, в ней должны быть мысли, и какая-то из них обязательно является самой главной. Жить без мыслей нельзя. А у нас головы сплошь и рядом  «набиты» обрывками телевизионных, газетных и радиосообщений. Есть  разнообразные клише, вроде «мы свободные», «мы Европа», «миром правят секс и деньги» или, например, «мы обезьяны, которые эволюционировали», и проч. Пустые головы рождают пустые идеи или же подхватывают брошенную им чужую непереваренную пищу. При этом считают, что они как бы в мейнстриме.  С таким состоянием внутреннего мира любая заварушка по плечу.

– Ну а как же духовность, культура,  все то богатство, которое является общим для наших народов? Все это не жалко терять в погоне за мейнстримом?

– Оно лежит себе и ждет момента, когда им начнут заниматься. Сегодня все это оказалось ненужным Украине. С содроганием и недоумением могу сказать: подлинная культура на Украине не нужна! Моцарт, Бах, Достоевский, Диккенс, Томас Манн, Дюма-сын, Дюма-отец – все это никому не нужно сегодня. Вряд ли было нужно и вчера. Проанализируйте сами книжный рынок, состояние кинематографа, театральную жизнь, состояние музеев… Украина исторически аграрная страна, и многие до сих пор интуитивно живут под девизом «мы землю пашем (виды работ могут быть и иные), ни у кого ничего не просим и никому ничего не дадим». Ну, как при большевиках с апломбом говорили: «Я университетов не заканчивал».

– Ну, хорошо, культура не нужна, это можно понять, наверное, но не может перестать быть нужной общая с Россией духовность, вера, Церковь?

– Здесь тоже хаос шевелится. Все ведь думали, что мы на Украине очень духовные, а время сорвало маски. Мы неграмотны в вере, суетны, завистливы и зависимы от радио, телевизора, желтой газетенки и местного начальника. Те, кто глубоки, молчат и прячутся по норам, как говорит пророк Иеремия. И там, в своей глубине, они молятся Богу как умеют: из глубины воззвах к Тебе, Господи. А остальным, подавляющему большинству людей, Бог нужен на всякий случай: на «праздничек», на похороны – ни более ни менее. Многим Он вообще не нужен. Если вдруг Бог скажет что-то такое, что не понравится, то мы Его распнем вторично, не задумываясь. То есть надо, чтобы Бог любил то, что люблю я, а если вдруг Бог ненавидит, например, то, что я люблю, или любит что-нибудь другое и зовет к другому, то мы Его распнем. Это – общая беда человечества, но Украина в нее вполне укладывается.

– И что же дальше? Какие перспективы ждут Украину?

– Надо быть записным лжецом, чтобы сказать: «Все будет хорошо на Украине». Откуда взяться этому «хорошо»? Я хочу хорошего, но покажите, откуда и благодаря чему оно появится. Уже ясно, что Украины такой, какой мы ее привыкли видеть, больше нет.

– А Церковь?

– Церковь наша на Украине, конечно, выживет. Господь, как обмолвился Честертон, умеет воскресать из мертвых. Но и Церкви нужно бы сейчас сделать работу над ошибками, подумать, чего мы не сделали и что сделали не так. Например, нельзя не обличать власть, когда она ведет народ в пропасть; нельзя заглядывать в рот любому богатому человеку; нельзя успокаивать себя мечтами о гипердуховности своего народа. Нельзя хвалить народ и заискивать перед ним. Кто только хвалит народ, тот убивает его. Лжецы всегда хвалят. Те же, кто имеет тревогу в сердце, умеют ругать; те, кто переживает о сути дела, кто по-настоящему любит, имеет право учить и требовать. А у нас никто никому не сказал, что мы часто и лукавые, и завистливые, и маловерные, мало молящиеся... Мы пели песни о том, что мы храним традицию. Но ложь наказуема. Мы думали, что нас много миллионов, но если бы это было так, то кто-то должен был сказать людям: «А ну, уходите с Майдана! Иначе посыплется страна, и мы ее не соберем!» Этого не произошло.

     И еще: если не было подлинного окормления паствы во дни мира, то неоткуда взяться и плодам во время войны. Паствой необходимо постоянно заниматься, ее нужно учить, лечить, сплачивать...

– По-Вашему, люди не могут искренне заблуждаться и хотеть в Евросоюз просто в силу непонимания происходящего?

–  А в том-то и фокус, что на человека возлагается «обязанность понимать», а потом нести ответственность за правильное или неправильное понимание.  Украина окунулась в беду. Это факт. А виноваты не только те, кто стрелял,  вынашивал замыслы, строил агентурные сети, связывался со спецслужбами и т. д. Виновны, по совести, все те, кто мазал бутербродики, носил копеечку, пел песенки…

Те, кто привел Украину на грань, имели «благие намерения». Не спорю, но ведь помните, куда эти пути ведут? Люди думали, что они всего навсего меняют декорации. Но вместо того, чтобы сменить мистера «Х» на мистера «У», они сломили стране хребет, а все, кто помог им в этом, виноваты в равной с ними степени.

– Ну а мы, русские люди, живущие в России, чем можем помочь народу Украины? Какого рода помощь он готов принять от нас?

– Надо принять к себе тех, кто уезжает с Украины, помочь тем, кто остается там, потому что не может уехать. Но в остальном нужно понимать, что Украина сама родила свою беду и должна самостоятельно ее выстрадать, а потом вытошнить как отраву. Это – приход в разум, покаяние и созидательный труд. Но это дело не одного дня и, возможно, не одного года.

У нас ведь очень слабая культура политического мышления. Люди мало читают книг, не анализируют глубоко исторические события. Даже ближайшие примеры Ливии, Сирии, Сербии и пр. не являются для них историческими уроками. Дальше цен на продовольствие и бензин, к сожалению, мало кто мыслит. Люди 21 века рискуют быть дикарями в галстуках. Мобильный телефон и машина без ключа для зажигания ведь не делают человека культурным. Для катастроф нужна антропологическия деградация. Об этом во всем мире говорить надо.

– Но, может быть, это как раз то самое дно, от которого надо оттолкнуться, чтобы начать всплывать?

– Государство – это, скорее, подводная лодка, нежели органическое вещество на букву «г». Следовательно, подлодка, в отличие от того самого, само не всплывает. Надо иметь ум, веру, совесть и волю. Если это будет, то мы поднимемся, а если нет, то...

– ... то во всем, что произошло, будет виноват российский Президент и его «оккупационный режим»?

– Конечно. Раньше были виноваты жиды, масоны, крупный капитал, а теперь во всем будет виноват Путин: что крыша течет, что тарифы поднялись, что собака покусала...

– Отец Андрей, о чем вы говорите сегодня своей пастве в Киеве, обращаясь к ней в проповедях?

– Говорю о том, о чем говорил всегда: о Христе, о Евангелии, о спасении, потому что это самое важное. Когда Христос нужен, тогда и все остальное появляется. Христос нужен очень небольшому числу людей. И именно поэтому нужно говорить, говорить, говорить о возлюбленном Сыне Божием, о любви, о Христе, о заповедях, о покаянии... Собственно, об этом я всегда говорил и говорю в своих проповедях.

– А о чем Вы хотели бы сказать сегодня русским людям, которые живут в России?
– Русские люди должны быть очень острожными и умными. Должны понимать, что они никогда не будут друзьями для Запада. Мы слишком большие, чтобы рассчитывать на дружбу. Все, что происходит на Украине, это лишь проявление свойств наточенного на матушку-Россию железного зуба. Всем жалко Украину, но проблема не в ней самой. Украина – это всего лишь блиндаж, из которого удобно стрелять, не более. Это господствующая высота. Кстати, это почти всем известно, кто умеет думать. «Отсель грозить мы будем шведам».

 Украина сама в себе должна разобраться, а Франции, Германии, Америке она просто так, как горячая точка или серая зона, не нужна.

Колокола «сорока сороков», святые мощи в наших храмах, Евхаристическая жизнь многомиллионной паствы, вообще все, что связано с Русью, – вот что на самом деле не дает увидеть внешним силам бельма на собственном глазу.

Беседовала Екатерина Орлова


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить