Чтобы обрести благодать, надо не бояться трудиться

Нередко у людей, которые только-только вступают на дорогу к Храму, возникают необычные, порой смущающие их самих, вопросы. Это не вопросы веры или отношения к Богу – они, скорее, касаются околоцерковной жизни. Часто неофиты даже не знают, к кому обратиться с ними. Мы отобрали несколько подобных вопросов и попросили ответить на них эконома Даниловской обители игумена Иннокентия (Ольхового).


Прихожанин: Почему в православных храмах во время службы нельзя сидеть, как, например, в католических соборах, где для верующих установлено много скамеек?

Игумен Иннокентий: Начнем с того, что в православных храмах сидеть можно. Там есть несколько лавочек в задней части храма, где могут посидеть  пришедшие в церковь немощные и больные люди. Многие приносят с собой раскладные стульчики, чтобы была возможность отдохнуть во время богослужения.

Другой вопрос, почему в православных храмах нет скамеек, на которых все молящиеся  могли бы сидеть во время службы? Это древняя православная традиция. Когда мы совершаем в храме соборную молитву, мы должны делать это стоя. Ведь перед Богом и Его Таинствами мы испытываем благоговение. Разве можно было бы сидеть перед Христом, если бы Он стоял перед нами Живой? Или, будучи здоровым, сидя просить Его: «Господи, помилуй меня, грешного. Я посижу, а Ты меня пока помилуй»?! Это трудно себе представить! Поэтому православные, особенно русские православные,  благоговейно стоят перед Богом.

Что, например, означает возглас: «Премудрость, прости!». Что мы должны находиться перед Богом «просто», то есть «прямо», должны благоговейно, прямо, стоя воспринимать Премудрость, которая будет нам прочитана из Священного Писания.

Известно, что в Греции сейчас везде ставят лавочки и во время службы прихожане сидят, поднимаясь только в особо важные моменты богослужения. Но в России традиция сидеть не приживется, потому что русский человек хорошо понимает: на службе в храме надо потрудиться, а сидение трудом не назовешь.

Повторюсь: если во время долгой службы вы почувствуете, что устали или  пришли больным в храм, вы можете присесть – никто вам слова не скажет. Но надо быть готовым к тому, что, когда идет Божественная литургия, звучит Херувимская песнь или Евхаристический канон, вас могут попросить встать, потому что церковные люди воспринимают это как неуважение к Таинствам, молитве, Богу.

Надо помнить, что любой труд, который человек несет ради Господа, потом Богом и восполняется с огромным избытком. Помню, когда к нам в монастырь привозили мощи святителя Спиридона или великомученика Пантелеимона, болящие люди или инвалиды просили провести их без очереди. Но однажды я видел, как человек, которого провели без очереди, приложившись, говорил: «А теперь пойду все-таки очередь отстою». Он вдруг осознавал, что, не потрудившись, благодать не получишь. И шел в конец очереди и стоял восемь часов, понимая, что этот труд Богом вознаграждается.

Прихожанин: Зачем верующему поститься? И не только в Великий пост, а в течение недели, в среду и в пятницу?

Игумен Иннокентий: Пост в среду и пятницу – это напоминание о событиях двухтысячелетней давности, о том, что Господь был предан и распят.

В среду Иуда предал Спасителя: «Вот, приблизился предающий Меня. И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его» (Мф. 26, 46 - 49).

В пятницу Господь был распят:«Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! <…> Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; Там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (Ин. 19, 14 - 18)

Поэтому пост в эти два дня еще с апостольских времен является знаком того, что мы никогда не забудем о тех страданиях, которые перенес Спаситель, будучи Человеком, и которые послужили делу нашего спасения. Пост – это инструмент, который помогает нам в борьбе со страстями. Когда человек постится, в нем утихают физические страсти и его душе становится легче с ними справляться, чем когда в нас бурлит энергия, которая часто приводит к раздражительности, похоти, всевозможным ревностям, обидам, озлоблениям. Когда эта бурлящая физическая энергия несколько ослабевает, стихает, тогда душа укрепляется, для того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями – молитвой к Богу, деланием добрых дел…

Пост – это очень важная составляющая духовной жизни. По сути своей пост – это лекарство, которое помогает нам бороться с грехами, страстями и дарит возможность каяться и исправляться. Покаянное чувство возгревается гораздо лучше, когда человек постится.

Прихожанин: Почему на куполах храмов под крестом находится перевернутый полумесяц? Есть ли здесь связь с исламом?

Игумен Иннокентий: Прямой связи с исламом здесь нет. Полумесяц, обращенный концами вверх и располагающийся под крестом, появился значительно раньше  этой религии. Изначально это был символ якоря. Во-первых, потому что крест – это наш якорь спасения, который может удержать нас даже в самую сильную бурю. Во-вторых, в раннем христианстве много было символов, связанных с морской тематикой, в частности изображения рыб. Кстати, на древнегреческом «рыба» будет звучать как «ихтис» – это акроним, состоящий из начальных букв слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Есть у перевернутого полумесяца и второе толкование, говорящее, что перевернутый серп – это знак жезла Аарона, знак священства – ведь Аарон был первым священником Бога.

Нередко полумесяц называют символом Божией Матери. Ведь в христианской символике образ Христа – это солнце, а луна – образ Божией Матери, которая как бы отражает на нас Свет Божий.

Естественно, когда появился ислам, многие стали говорить, что это символ Торжества Православия, хотя, подчеркиваю, изначально полумесяц, серп, обращенный концами вверх, в христианстве считался именно якорем спасения.

Прихожанин: Почему все службы в храме идут на церковнославянском языке? Почему не перевести их на привычный нам современный русский язык? Тогда, возможно, легче было бы адаптироваться людям, которые собираются воцерковиться.

Игумен Иннокентий: У большинства православных позиция иная: не надо переводить службы, молитвы, Священное Писание на современный русский язык. Более того, те, кто хотят прийти к Богу, к Церкви, должны потрудиться, чтобы научиться понимать этот древний язык.

Во-первых, потому что  церковнославянский язык более возвышенный, более одухотворенный, он позволяет нам, обращаясь к Богу, отрываться от всего нашего земного, суетного, плотского. Надо помнить, что церковнославянский язык появился у нас благодаря трудам святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кроме того, он освящен трудами многих святых. Церковнославянский язык красив, благозвучен,  лучше передает смысл молитвы и значение некоторых понятий, которые мы заимствовали из греческого. Современный русский язык по сравнению с церковнославянским грубее, проще,  менее подходит для разговора с Господом.

Кроме того, Церковь считает, что люди, желающие прийти к Богу, должны потрудиться, постичь многие важные моменты, в том числе научиться языку, на котором Церковь обращается к Спасителю. Помню, когда я сам впервые пришел в Церковь, я тоже поначалу ничего не понимал. Но мне так хотелось все узнать. Я нашел переводы с церковнославянского на русский – они, кстати, существуют практически для всех молитвословий и богослужений – и разобрался. Мне потребовалась всего неделя – ведь на самом-то деле церковнославянский язык очень легкий.

И повторю: не надо забывать, что в Церковь мы приходим потрудиться ради спасения своей души. Не потрудившись, не обретешь благодать Божию.

 Вопросы задавал Петр Селинов

Если Вы хотите, чтобы на Ваши вопросы ответил насельник Данилова монастыря, пишите «Прихожанину» в рубрику «Спросить у священника».


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить