Пост - понятие духовное

До Светлой Пасхи остается чуть меньше месяца. И один из главных вопросов, который часто обсуждается, когда речь заходит о посте, как питаться в это время. На эту тему мы беседуем с насельником Данилова ставропигиального мужского монастыря игуменом Гермогеном (Ананьевым).

- Отец Гермоген, а почему так получается, что пост соблюдают только православные, а католики и протестанты его игнорируют?

- Это не совсем верно. У католиков тоже существует понятие поста, но отношение к нему у них не такое строгое, как у православных. Католическая церковь в последнее время сделала очень много послаблений верующим мирянам. И хотя католики постятся в Страстную пятницу, но в целом посты у них считаются необязательными. Но недаром же мы считаем католиков еретиками – в историческом развитии католической церкви было много повреждений, много изменений догматов, отсюда и отказ от постов.

У протестантов так постов нет и вовсе, потому что протестантское учение весьма своеобразно: оно произошло больше от человеческого ума, чем от духовной веры. Отцы протестантизма считали, что раз ученики Спасителя не постились во время своего пребывания со Христом, то и они могут не поститься.

Православная Церковь держится Предания, и мы соблюдаем посты согласно древним традициям Православной Церкви.

- Расскажите немного о значении Великого поста для православного христианина.

- Через пост мы возвращаемся к Богу, вспоминаем, что все мы Божьи дети. Следует понимать, что пост – это прежде всего понятие духовное. Его смысл и предназначение состоит не просто в воздержании от определенных продуктов пищи: пост – это способ очищения души, возможность приблизиться к Богу, чтобы хоть на время стать такими, какими мы должны быть.

Кроме того, Великий пост – это подготовка к Святому празднику Пасхи, главному христианскому празднику. Это особый день нашей встречи с Богом. День, когда объединяются небо и земля, мир видимый и невидимый. День, когда весь мир объединяется в Воскресшем Христе и наполняется Божественным светом.

И каждому из нас, чтобы обрести эту духовную радость от встречи с Богом, нужна очень тщательная духовная подготовка. Необходимо очистить свое тело и душу. Человек, пребывающий в своих страстях, просто не в состоянии увидеть эту духовную красоту, почувствовать всю удивительную духовную глубину этого праздника.

Вот почему я еще раз подчеркиваю, что пост – это понятие духовное. А если человек просто ограничивает себя в пище, продолжая жить своими страстями и предаваясь обычным развлечениям, то это вовсе не пост. Это просто диета, по времени совпадающая с Великим постом. Истинный пост – это не только отказ от пищи, это посвящение себя молитвам и добрым делам. Главный критерий истинности поста – наше духовное состояние: насколько мы понуждаем себя к молитве и становимся ближе к Богу.

Ограничивая себя, мы тем самым стараемся успокоить свою плоть, смирить страсти, чтобы они меньше отвлекали нас от духовной жизни во дни Великого поста. При этом ограничение в еде – всего лишь вспомогательная часть главного процесса – поста духовного. Хотя нередко иные прихожане говорят так: «Единственное, что я могу принести Богу в пост, это ограничить себя в еде». Что ж, если человек ничего больше не в состоянии принести Богу, пусть будет хоть это. Господь примет даже малую жертву. Хуже, когда иные люди постятся и страшно этим горды; они словно мысленно собой восхищаются: «Какой я молодец! Я пост соблюдаю, не ем ничего скоромного». Получается, что человек вместо покаяния начинает себя превозносить. Вот такой пост точно Богу не угоден.

- Отец Гермоген, а как правильно питаться в пост? Есть ли какие-то рекомендации?

- Вообще-то устав Великого поста довольно строгий. По сути это устав монашеский. К сожалению, нет отдельного устава для мирян. И это не совсем хорошо, потому что большинство мирян просто не в состоянии соблюдать пост в той строгости, в какой предписывает Церковь. К примеру, согласно монашескому уставу, растительное масло можно вкушать лишь в субботу и воскресенье, а три дня в неделю – вообще сухоядение. А ведь у многих мирян тяжелая физическая работа, а потому им дается послабление: первую и Страстную неделю без масла, в остальные дни поста можно вкушать пищу с растительным маслом.

Послабление дается больным людям: кому – на молочные продукты, кому – на рыбу. Но это все решается индивидуально в беседе с духовником. В любом случае мирянам, занятым достаточно интенсивной работой, очень трудно соблюдать пост в той строгости, в какой он записан в уставе. И не только сложно, но, может быть, даже вредно. Ведь цель поста не навредить своему здоровью, а прежде всего обуздать плоть.

Время Великого поста – это время наших маленьких подвигов во имя Христа. Пусть небольших, в меру наших сил, но все-таки подвигов. Преодолевая себя, наступая на свои страсти, отказываясь от определенного жизненного комфорта, ограничивая себя в развлечениях и увлечениях, мы становимся ближе к Богу.

Но пищу во время Великого поста мы должны есть простую, достаточно сытную и полезную, чтобы, с одной стороны, поддерживать свой организм в нормальном состоянии и спокойно работать, но, с другой, чтобы в нас не рождались разные страсти. Тут каждый сам должен определить свои границы: где заканчиваются удовольствия и что и в каком количестве он может съесть, чтобы на работе или на службе не потерять сознание. Если человеку необходимо послабление во время поста, надо обратиться к священнику или своему духовнику и получить у него благословение на то или иное послабление. Так же следует поступить, если возникают сомнения, правильно ли я питаюсь в пост.

- И какую пищу лучше всего выбирать для поста?

- Как всегда говорили на Руси, щи да каша – пища наша. Я советую всем не лениться и делать разные каши: заваривать не только геркулес, но и рис, гречку. Эти каши очень питательны и содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов. Ну и, конечно, овощи и фрукты. Плюс всякие постные супчики. Конечно, их приготовление требует времени, но, если вы не будете лениться и жалеть времени, ваша пища будет достаточно строгой и в меру вкусной и полезной.

- А ваше мнение по поводу соевых продуктов? Или японской тофу? Такая замена в пост допускается?

- Тофу, в основе которой соевые бобы, вполне допустима. Другое дело, в последнее время появилось много всяких соевых заменителей: соевое мясо, соевая колбаса, соевая ветчина, даже соевая сметана и майонез… И есть их в пост не совсем правильно.

- Почему же? На них ведь даже написано, что они постные…

- Если в один из выходных дней вы приготовите салат и заправите его постным соевым майонезом, это, конечно, не страшно. Но если такого рода имитацией человек пытается заменить свои любимые продукты – мясо, колбасу, творог, – то он попросту лукавит перед Господом. И в чем же смысл тогда поста? Где стремление принести хоть малую жертву ради Спасителя?

- А как поститься беременным, детям, старикам?

- Хотя у разных духовников на этот счет может быть разное мнение, есть церковная традиция. Беременным и больным вообще поститься не предписывается. В старости вообще проще воздерживаться от еды, поэтому людям пожилым дается послабление постом – их благословляют на молочные продукты: творог, молоко… Другое дело, что эти продукты во время поста они должны рассматривать как лекарство, а не как повседневную пищу, которую можно есть сколько и когда захочешь.

Детям до 7 лет пост вообще не рекомендуется – нельзя ограничивать растущий детский организм. После 7 лет можно постепенно вводить в детское сознание понятия поста, но не надо лишать детей молочных продуктов – пусть лучше они откажутся от лакомств. Кстати, наши современные дети могут очень легко поститься на пепси-коле и чипсах и будут только рады, если родители не станут к ним приставать с мясом и творогом. Для них большее значение имеют конфеты, а также мультики и компьютерные игры. Пусть лучше родители научат детей ограничивать себя в этом.

- Отец Гермоген, а как все-таки разнообразить постный стол? А то каша да постный суп грустно смотрятся на столе…

- Многие православные сталкиваются с проблемой: что же готовить? Хотя на самом деле выбор колоссальный! Крупы: гречка, пшено, рис; много всевозможных экзотических круп пришло к нам из арабского мира. Их можно делать с овощами. Постный плов, который можно готовить с луком, морковью, болгарским перцем, сухофруктами. Из одной только картошки можно приготовить сотню разных блюд: картошка жареная, пюре, картофельные котлеты…

Постный стол не должен быть столом пустым. Пусть на нем будет жареная картошка, соленые грибы, грибы жареные, котлеты овощные, капуста квашеная. Ту же самую квашеную капусту можно и просто заправить, а можно солянку потушить, можно приготовить щи из квашеной капусты и грибов. Пустой стол в пост – это наша лень и нежелание стараться. Человек, который сидит с постным лицом за пустым столом, занимается самообманом и лицемерием.

- А можно в пост есть морепродукты?

- На этот вопрос не совсем просто ответить. Греки считают морских гадов – мидии, креветки, кальмары и осьминоги – постной едой, они приравнивают их к грибам. Но это же Средиземноморье, у них там несколько иные продукты питания, чем у нас. Грибов нет, зато есть морепродукты. У нас же, напротив, много грибов, орехов, ягод. И все-таки морские гады ближе к рыбе, чем к грибам. И у нас в России достаточно других продуктов, чтобы не использовать морепродукты.

- А чем можно подсластить постный стол? Или лучше в пост обходиться без сладкого?

- Ну, тут выбор достаточно богатый: мед, мармелад, варенье, конфитюры. С ними можно попить чай и дома, и на работе. Совсем отказываться от сладкого в пост мне кажется неразумным. Только люди духовно стойкие могут совсем обходиться без сладкого. Обычные люди могут впасть в уныние, а это ведь тоже грех. Я считаю, что не надо доходить до таких крайностей.

- А как быть православному, если во время Великого поста его пригласили, скажем, на День рождения или свадьбу? Отказываться? Или грустно сидеть в углу с огурчиком и кусочком хлеба?

- Если вас пригласили люди, которые не обидятся на вас за ваш отказ, то лучше отказаться. Иное дело, что это не всегда возможно. Взять хотя бы корпоратив на работе, на который нельзя не пойти. Или вас позвали люди близкие, но не церковные, и они могут сильно огорчиться, если вы не придете.

Главное не надо в гостях кичиться своим постом. Не надо выставлять его напоказ как некую добродетель – это проявление гордыни. Ваш пост должен быть незаметным для других. Вы поститесь для Бога, а не кому-то напоказ. Как говорится в Евангелие, «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 - 18).

Что же касается еды, то сегодня на любом столе можно найти немало постных блюд, чтобы не сидеть с «корочкой хлеба». Если вы вдруг нечаянно съедите что-то непостное, в этом тоже нет греха. Хуже будет, если вы демонстративно будете раздражаться сами и раздражать других гостей, говоря: «Вот это от меня уберите. И этого я тоже есть не буду – у меня пост». Вот это точно грех, гораздо более серьезный, чем случайно съеденный скоромный кусок.

Приведу такой пример. В свое время я служил псаломщиком в храме Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. В те годы настоятелем там был отец Борис. Это были 70 – 80-е годы. Помню, мы застали матушек, которые несли послушание в Марфо-Мариинской обители при Елизавете Федоровне. Они для нас были примером невероятной духовной жизни. И вот одна матушка в пост регулярно ходила в магазин «Кулинария» и покупала там себе солянку. А отец Борис смотрел и сильно тому удивлялся: он-то ведь знал, что та солянка готовится на сале. И вот однажды отец Борис говорит: «Мать, что же ты постничаешь, постничаешь, а сама солянку на сале покупаешь!». Та сначала очень сильно удивилась, а потом улыбнулась и сказала: «Слава Тебе, Господи, вот и мяса попробовала». После этого она, конечно, ту солянку больше не покупала.

Другими словами, если мы начинаем относиться к посту формально, смотрим, что входит в это блюдо, а что – в то, если начинаем мысленно прикидывать: «А нет ли здесь лецитина? Ведь это же молоко. Или вдруг там яичный порошок оказался?», – а при этом ругаемся со своими ближними, сплетничаем, строим кому-то козни, то какой же это пост?! Лицемерие одно и лукавство перед Богом.

- Отец Гермоген, я знаю, что в издательстве «Даниловский благовестник» выходила Ваша книга «Кухня батюшки Гермогена» и что Вы даже вели одноименную телепередачу. Как получилось, что Вы так плотно занялись вопросами питания?

- Почти десять лет я нес послушание келаря монастыря. Келарь – это человек, который занимается трапезной: заготовкой и хранением продуктов и собственно кухней. И в начале 2000-х годов в программе «Православная энциклопедия» регулярно выходила моя трехминутная рубрика «Кухня батюшки Гермогена». Она имела большой успех, многие ролики до сих пор висят в Интернете. Потом на основе этих сюжетов родилась книга. Сейчас этой передачи, к сожалению, уже нет. Но скоро должен выйти первый номер специального кулинарного приложения к журналу «Фома». Он будет выходить раз в две недели, и в нем будут печататься рецепты к праздникам и постам.

- А какое ваше самое любимое блюдо в пост?

- Жареная картошка с солеными огурчиками. Как видите, в этом вопросе я не очень оригинален. Я вообще человек всеядный. Очень люблю гречку. Ее можно приготовить с овощами – как плов. А можно просто запарить в термосе. Гречка в термосе разваривается как в русской печи, в ней при этом сохраняются все полезные вещества. Грибы люблю самые разные: и белые, и черные. Вы знаете, если хорошо приготовить, любая постная еда станет вкусной.

- Отец Гермоген, пройдет какое-то время, Великий пост закончится, наступит Пасха. Часто на Пасху люди, особенно пожилого возраста, резко выходя из поста, попадают в больницу с различного рода воспалениями. Как этого избежать? Что Вы можете посоветовать?

- Во-первых, надо помнить, что Пасха, как и любой православный праздник, идущий вслед за постом, – это не повод, чтобы наедаться и напиваться. И в праздничные дни должно быть определенное воздержание. Надо помнить и понимать, что наш организм за семь недель поста привык к определенному питанию. А тут мы вдруг предлагаем ему обилие жирной пищи. Поэтому я советую всем православным на Пасху есть поаккуратнее: кусочек кулича, немного творожной пасхи, одно яичко – и достаточно. Не надо переедать, особенно в первые пасхальные дни. И с алкоголем посдержаннее. Просто следует не забывать, что Пасха, как и пост, это понятие духовное, а не телесное. И на Пасху мы к Богу приближаемся, а не к скоромной пище.

Беседовал Петр Селинов


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить