Выбор между небом и адом
«Если долго смотреть в бездну, то бездна начнет смотреть на тебя»
Ф.Ницше
В наше время, полное незаметных подмен, когда человек, тянущийся к духовной жизни, может оказаться игрушкой в руках темных сил, принимающих вид ангела света, насущно важно научиться распознавать, кто есть кто. Это очень непросто, поскольку «существа параллельного мира» (как их иногда называют светские люди, а верующим они известны как демоны) применяют множество уловок, чтобы соблазнить личность раскрытием «новых, необычных способностей», исцелением от всяких недугов, решением с помощью мистики житейских проблем. На этом пути каждому человеку рано или поздно приходится делать выбор – с кем и куда он идет. По сути дела – это выбор между Небом и адом.
Да, каждому верующему человеку приходится вести борьбу с дьяволом, сражаясь, прежде всего, со своими внутренними врагами: страстями и пороками. Но бывают ситуации, когда демоническим усилиям приходится противостоять и в светской жизни. Ведь есть люди, которые реально служат силам зла – маги, оккультисты, экстрасенсы, руководители и адепты тоталитарных сект. И бороться с разгулом этих деструктивных сил тоже бывает совсем не просто. Об этой нелегкой брани мы беседуем с писательницей и публицистом, редактором издательства «Даниловский благовестник» Аллой Добросоцких.
Вы спросите, почему для такого непростого разговора собеседником мы выбрали именно Аллу Алексеевну? Когда-то, еще в далекие 70-е она была неверующим материалистом, потом, как и многие советские интеллигенты, прошла путь увлечения разными духовными практиками. Но с Божьей помощью сумела выбраться из бездны и обрела веру в Бога. И вот тогда для нее – возможно, в качестве хоть малой компенсации за «дружбу» с силами зла – наступил нелегкий период, когда пришлось обличать те самые силы, которые прежде ей казались привлекательными. В городе Александрове, где живет Алла Алексеевна, она оказалась в числе тех, кто пытался реально противостоять нашествию магов и колдунов, знахарей и оккультистов, внедрению секты «Белое братство», массовым сеансам Кашпировского и другим псевдодуховным явлениям… Как верующий человек, часто используя при этом профессиональные навыки журналиста, она писала статьи, готовила обзоры для педагогов, медиков, местных властей, показывая, насколько пагубным может быть попустительство разгулу псевдодуховности. И пусть многие их этих ситуаций были боями районного масштаба, но на их примере каждый из нас может многому поучиться.
Возвращение из бездны
— Алла Алексеевна, расскажите, пожалуйста, как получилось, что вы как журналист активно занялись противодействием деятельности экстрасенсов, магов и прочих служителей тьмы? Что побудило Вас к этому?
— К этой теме я подошла, если так можно выразиться, от обратного. Ведь и к вере в Бога я пришла очень опасным путем: от веры в коммунизм и материализм, пройдя различные восточные практики: агни-йогу, спиритизм, психографию (автоматическое письмо). Так что я хорошо знаю, в какие бездны ада может заглянуть человек, ступивший на эту кривую дорожку.
В первый раз столкнуться с тем, что выходило за рамки моих материалистических представлений, мне довелось в 70-е годы. Помню, как пришла однажды к друзьям в гости. Шла на день рождения, а попала… на спиритический сеанс. Поначалу попробовала их высмеять: какой ерундой вы занимаетесь, ребята! Потом решила «разоблачить обман» и вполне провокационно задала потусторонним силам вопрос, ответ на который знала только я. И когда увидела в точности угаданный ответ «с того света», кинулась, расталкивая друзей, к этому блюдцу – задавать новые и новые вопросы. И блюдце, словно почуяв мой интерес, вдруг закрутилось с бешеной скоростью. Друзья были просто ошеломлены: «Как тебе это удается одной?! Ты – потрясающий медиум!», — восторженно говорили они.
Новоявленного «медиума» распирало любопытство (а что это было?!), и я стала беседовать с неведомым мне собеседником дома, в одиночку, допытываясь, не мое ли это подсознание со мной беседует. Но после каждого «сеанса» чувствовала себя так плохо, словно весь день разгружала вагоны. А когда в ответ на мои назойливые вопросы «собеседник» начал ругаться матом, у меня хватило разума понять, что здесь что-то не то, и я забросила свои первые «духовные» опыты.
Позднее, уже в конце 80-х, когда интеллигенция жадно кинулась осваивать открывшуюся вдруг «духовность» в виде агни-йоги, всяких восточных практик, я перепробовала очень многое: и исследование «НЛО» с выездом на места «посадок», и лозоходство, и так называемую психографию (автоматическое письмо). Я с большой скоростью записывала ответы на мои вопросы, надиктованные мне неведомыми силами… Когда я вышла на один кружок, где очень милые люди (ученые, философы, технари) активно осваивали, как мне тогда казалось, «утонченные» духовные практики, они с восторгом приняли мои «способности», подтвердив, что спиритизм, к которому я прикоснулась 15 лет назад – явление сил тьмы, а психография – это контакт с силами света. Намного позднее я поняла, что под видом «учителя» (как себя называл мой невидимый собеседник) скрываются те же бесы, что и в спиритизме, только действуют не так грубо, приспосабливаясь под поиски человека. Я тогда была в восторге от того, что мне диктуются, как я думала, «послания из ноосферы». Я была уверена, что каждый человек может освоить это «сокровище», и мои «учителя» поощряли мое «бескорыстие». На собраниях нашего кружка я уже не писала, а печатала ответы на вопросы самых разных людей – в 5 экземплярах, под копирку. Какое счастье, что не было тогда всяких частных издательств, и публикацией моих «опытов» никто не заинтересовался. Иначе – не знаю, говорили бы мы сейчас с вами… Тогда я на себе испытала многие из тех губительных вещей, о которых потом писала в своих статьях и книгах.
Увы, я не сразу поняла, в какие глубины ада заглянула. И лишь значительно позже, когда пришла к вере, когда состоялась моя первая исповедь отцу Артемию, только тогда я начала осознавать, из какой бездны мне удалось вырваться по Божьей благодати. Возвращение из ада было очень болезненным, иногда мучительным, я долго жила в православии, все еще «держа беса за хвост». Как сказал потом мой духовный наставник, «ты вернулась из таких мест, из которых люди обычно не возвращаются».
У игумена Анатолия (Берестова) я прошла чин отречения от сатанинских сил. А потом батюшка сказал мне: «Ну, теперь тебе надо поработать, использовать свои знания во благо». И какое-то время я была нештатным сотрудником Душепопечительского центра во имя Иоанна Кронштадского, что на Крутицком подворье. В этом центре священники, медики, психологи помогали жертвам сект и всяких оккультных практик. Я таких страшных историй искалеченных жизней там наслушалась, стала свидетелем таких трагедий, что поняла: не писать об этом просто нельзя. Совместно с отцом Анатолием (а он не только священник, а и доктор медицинских наук) мы сначала подготовили книгу «“Православные? колдуны. Кто они?», позже сделали ее более полный и углубленный вариант – «Под маской Православия». Так вот потихоньку началась непростая работа в этой области.
Черный след «Белого братства»
— А как получилось, что вам пришлось выступить против «Белого братства»?
— Летом 93-го к нам, в Александров, приехали посланцы «Белого братства». Сейчас уже не все помнят, насколько угрожающим было появление этой страшной тоталитарной секты, основанной в начале 90-х годов в Киеве Юрием Кривоноговым и Марией Цвигун, объявившей себя Марией Дэви Христос (то есть «женским» воплощением Христа). Они активно вербовали огромное число сторонников, а на осень 1993 года в Киеве был «назначен» «Конец Света» — готовилось массовое самоубийство большого числа людей, и не где-нибудь, а в Киево-Печерской лавре.
Их посланцы в белых одеждах кочевали по многим городам России, появились они и в Александрове, весь город был обклеен объявлениями, что в клубе фабрики им. Ф. Калинина будет проходить крещение. У меня не было ни малейшего желания контактировать с сектантами, но когда я прочитала, что состоится некое «крещение», то решила разобраться, что же там будет происходить и, по возможности, помешать беззаконию. Конечно, без благословения я бы не решилась пойти на это сборище. Меня благословил архимандрит Алексий (Поликарпов), настоятель Данилова ставропигиального мужского монастыря, сказав, что все монахи будут за нас молиться, но предупредил, что идти я должна не одна, а с отцом Иоанном – он тогда только что был рукоположен в диаконы.
Картина на сеансе «Белого братства» нас просто ужаснула. Адепты братства ходили, как зомбированные, склонив головы на бок, покачиваясь из стороны в сторону, говорили замедленно и как-то «потусторонне» что ли – было такое ощущение, что их накачали какими-то психотропными веществами. Дама, руководительница десанта «Белого братства», говорила очень властно и жестко, истерическими криками пресекая даже самые невинные вопросы. Она не позволила ни на шаг отклониться от исполнения «миссии», с которой приехала. Дама вызвала «крещаемых» на сцену и стала «отпускать грехи», прикладывая к их головам крест с нанесенными на него кабалистическими знаками и кропя их какой-то, якобы святой, водой. «Всё, дети, – сказала она прошедшим обряд «крещения», – теперь в любой момент к вам придет Мария Дэви Христос и скажет: “Бери вещи, бери детей, иди за мной!”» Как бы в подтверждение этих слов для новообращенных была проведена некая «присяга». На сцене установили портрет основательницы секты Марии Цвигун с зажженной перед ним свечой, и люди, встав полукругом на колени перед этим портретом, с мольбами поползли к нему – и тоже на коленях.
— Жуть!
— Еще бы! Сбылась вековая мечта дьявола – человек, да к тому же, скорее всего крещеный, то есть православный, ему поклонился. И хотя нас предупредили – ни во что не вмешиваться, только наблюдать, отец Иоанн, увидев такие безобразия, не удержался и рванул на сцену, я не смогла его удержать и побежала за ним. Он начал горячо убеждать людей, чтобы они одумались, что участвовать в этом бесновании нельзя ни в коем случае. Мне оставалось только молиться за батюшку, я стояла рядом и мысленно читала Иисусову молитву. Четверо адептов «Белого братства» встали по четырем углам сцены и начали крестить нас перевернутыми крестами. Один из этих деятелей встал прямо напротив меня и демонстративно начал изображать сатанинское «знамение» прямо на мне. Возможно, ему очень мешала молитва. Мне ничего не оставалось делать, как начать крестить его крестом православным. У него на лице отразилась такая злоба и ненависть, каких я вообще нигде и никогда не встречала. Этот человек сжал кулаки, зарычал и затрясся, сдерживаясь изо всех сил, чтобы не броситься на меня. Мне казалось, что если бы они могли, они попросту здесь же на сцене разорвали бы нас.
«Уходим, немедленно уходим!» — шепнула я отцу Иоанну и за руку буквально утащила его со сцены. Мы подошли к детям, стоявшим в конце зала, чтобы поговорить с ними. Тот самый «белый братик», что крестил нас перевернутым крестом, с бешеной скоростью помчался со сцены в нашу сторону, крича страшным голосом: «Это – наши дети! Наших детей мы вам не отдадим!!!» Понятно, что темные силы, зомбировавшие людей на этом сеансе, не хотели отпускать своих жертв.
Когда я пересказала все это отцу Алексею (Поликарпову), он попросил меня все подробно описать. Так появился информационный листок Данилова монастыря «Черный след “Белого братства”». Можно сказать, что это первая моя крохотная брошюра в монастырском издательстве, в которое я пришла как редактор спустя 5 лет, где продолжила тему, подготовив как редактор-составитель книгу «От чего нас хотят “спасти” НЛО, колдуны, экстрасенсы, маги», а также другие издания по этой проблеме. А тогда, в 1993-м году, в городской газете «Голос труда» был опубликован цикл бесед со священником Андреем Устюжаниным «Не участвуйте в делах тьмы». Ведь тогда после «гастролей» секты «Белое братство», после массовых сеансов различных оккультистов ситуация в Александрове была очень тревожная: кто-то с психическими расстройствами и нервными срывами попадал в больницу, были отмечены попытки суицида. Одна девочка, которую родители привели в храм, не смогла стоять на службе – она упала со всего размаха на пол, будто подкошенная… Могло быть бы намного хуже, если бы не публикации в газете, после которых никто не рискнул предоставить «Белому братству» место для создания их ячейки в Александрове.
Можно ли остановить шабаш в отдельно взятом городе?
Потом им на смену приходили другие секты, маги и колдуны… Некая оккультистка из Красноярска купила даже дом недалеко от Александрова и попыталась создать секту по типу «Белого братства». Она ездила на какие-то консультации в Москву. Там все было замешано на развале семей, на пропаганде ненависти к «сатанинским родителям» и даже на похищении детей. Перед тем, как заняться обустройством секты, она умудрилась даже преподавать в одном из вузов какие-то псевдонаучные дисциплины – «новые космические учения». Приезжал в Александров и «верховный шаман Чукотки» – некий Пантелеимон, как он себя называл… Он хотел устроить массовый сеанс с тантрическим сексом – и не когда-нибудь, а в великий православный праздник: день Святого Духа. Надо отдать должное местным властям, и особенно тогдашнему мэру Александрова Юрию Петровичу Лакееву, благодаря пониманию и усилиям которых сеанс беснования был отменен, хотя в соседних городах подобные действа проходили просто триумфально.
— А почему этих людей так тянуло в Александров?
— Их тянуло туда, где они не встречали отпора. Но есть такая тонкость. В то время в Александрове и окрестностях открылись четыре монастыря. А возле святых мест, как известно, нередко беснуется нечисть, потревоженная святыней.
— Но ведь человек соглашается на сотрудничество с силами зла только добровольно?
– Насильно проникнуть в человека они, конечно, не могут. Если только сам человек не предоставит им доступ к своей душе. Как? Отправляясь на оккультные сеансы, занимаясь спиритизмом, общаясь с колдунами и магами. Выбирая такой путь, человек как бы зовет их к себе «в гости», предоставляя бесу «квартирку». И тот не медлит этим воспользоваться.
У меня был знакомый, журналист. Нормальный, даже вроде здравомыслящий человек. Но был у него один пунктик – свято верил в пришельцев. Он писал фантастические рассказы, и ему очень хотелось войти в контакт с внеземным разумом. И что же он делал, чтобы достичь такого контакта? Садился и начинал медитировать, призывая: «Высшая космическая сила, войди в меня!» И она вошла. Точнее – вошли бесы. Ведь он же сам их приглашал, – вот они и откликнулись. Как он потом сам рассказывал, ему было так плохо, что смерть на тот момент казалась ему избавлением. Он говорил, что чувствовал, как по его телу ползают какие-то ужасные черви, как змеи мучают его, какую дикую тоску он испытывает.
— И что с ним стало?
— Когда он понял, что дела его совсем плохи – он не мог ни спать, ни есть, – то уехал в монастырь. Молиться, каяться, искупать грех обращения к сатане… Прошло полтора года, прежде чем он начал возвращаться к нормальной жизни. Что с ним случилось потом, я не знаю – он уехал из города, и связь с ним прервалась…
Бывает, человек попадается на крючок темных сил по незнанию. Кто-то хочет получить, например, какие-то «способности», не понимая, что никаких особых «сверхспособностей» у человека просто быть не может, что это его «квартиранты»-бесы демонстрируют свои силы через этого человека. Но плата за эти эксперименты бывает страшная: мучаются и страдают близкие этих людей, да и сами эти люди могут умереть страшной смертью. Господь, конечно, милостив: если человек пошел на этот контакт по неведению – то всегда складывается ситуация, когда ему дается понять, какие именно силы тут действуют. Ну а дальше человеку дается выбор: покаяться и отречься от зла либо уже служить силам тьмы сознательно.
Надо ли бояться?
— И вам не страшно было сражаться с темными силами?
— Знаете, я меньше всего хочу, чтобы у кого-то сложилось мнение обо мне как о каком-то «борце с темными силами». Вспомните трагедию служки преподобного Серафима – Николая Александровича Мотовилова. Как он высказал батюшке свое желание: «Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!», и как увещевал его преподобный Серафим. За эту дерзость Мотовилов пережил тягчайшие муки на земле – бесы, с которыми он так легкомысленно решил бороться, измывались над ним долгие годы.
Если же говорить о каком-то страхе… Когда начинается война, и под угрозой оказывается жизнь твоих детей, вообще существование родины – кто будет мерить свои поступки понятиями «страшно–не страшно»? То, что происходило в 90-е годы не только в Александрове – во всей стране – иначе, чем войной сатанинских сил не назовешь! Страшно вспомнить, как вся жизнь буквально кишела различными оккультными мерзостями. Областной департамент образования подписывает бумагу, по которой учителям предписывается пускать на уроки последователей Порфирия Иванова, и те учат детей молиться «богу Порфирию Корнеевичу», «а не то дедушка вас накажет»… В детские сады пускают учителя восточных практик, после чего у многих детей повышается агрессивность и нарушается сон… В больнице начинается прием «специалиста» по «снятию сглаза и порчи», а также обучение этим действам…. В доме культуры проходит очередной массовый сеанс очередного «целителя»… Это лишь малые штрихи того, что обрушилось в те годы на один только город!
Многие люди, которые пытаются противостоять таким разрушительным, незаконным практикам, просто делают свое дело, не думая, что кто-то может «приговорить их к астральной смерти» или еще как-то отомстить – просто они знают, что без попущения Господня ни один волос с головы человека не упадет. Делают, потому что не могут не защитить своих детей, свой город, свою страну, делают потому, что так велит христианская совесть – не сочтите за громкие слова, но это так…
Кроме того, всегда помогает молитва. Когда я была в г. Мосальске Калужской области, местных жителей окучивал так называемый «верховный колдун России» Константин Гришин, я просто стояла на улице перед входом и читала про себя Иисусову молитву. Слышала дикий вой, раздававшийся за дверями. Понимала, что там – настоящее беснование. Несколько раз выходил на улицу телохранитель Гришина, осматривался. Явно, что самого колдуна что-то сильно беспокоило. На следующий день на сеанс к этому колдуну пошла моя подруга – редактор местной газеты. И она тоже все время читала Иисусову молитву. Как потом она мне рассказывала, Гришин никак не мог начать сеанс, он бегал по сцене, обзывал всех скотами и придурками, ругал, что не хотят выполнять его требований, потом крикнул, чтобы все шли вон, и что сеанс он проводить не будет, и денег им не вернет. Потом вместе с ней мы подготовили статью «Почем нынче души?» для областной газеты. И если раньше в Калужской области у него были аншлаги, то после той публикации у Гришина случился «полной облом».
«Кашпир» во время «Чумака»
— Значит, для «полного облома» нужны молитва и серьезные журналистские публикации?
— Не только. Желательно хорошее знание законов и деловой контакт с местными властями, которые (если им дать полную информацию о происходящем) тоже не захотят ухудшения в городе криминогенной обстановки, всплеска заболеваний и расстройств. Как раз к моменту, когда к нам в город должен был приехать со своим сеансом Кашпировский, очень кстати вышел Закон о здравоохранении, где была статья 57, запрещающая массовые сеансы исцеления как имеющие крайне негативные последствия. Ведь известно, что после его сеансов фиксировался всплеск вызовов «Скорой помощи», инфаркты, инсульты, обострения психических болезней. Обычно этот закон не применяли, но у нас, в городе Александрове, применить его удалось!
— Расскажите об этом поподробнее.
— Пожалуйста. Это был год 95-й. Кашпировский с аншлагами выступал по всей Владимирской области. Собрался и к нам, в Александров. Мы сначала решили поговорить с директором Дома культуры «Юбилейный», чтобы убедить ее отменить незаконный сеанс. Не удалось. Возможно, она верила в магическую силу Кашпировского, но скорее всего, надеялась на нем крупно подзаработать. Накануне в местной газете прошло несколько публикаций о том, что на самом деле представляет собой Кашпипровский. А перед самым его сеансом верующие пошли крестным ходом вокруг Дома культуры. Нас было всего 30 человек. Работники этого Дома культуры нам угрожали крупными неприятностями, даже снимали на видео. Но предъявить нам было нечего – что нарушила небольшая группа людей, идущая крестным ходом и участвовавшая в простом молебне? В результате Кашпировский сначала опоздал на 2 часа, потом оказалось, что билеты купили всего 25 человек. Одним словом, его сеанс был сорван. А позже, сделав выписки из Закона о здравоохранении, мы передали наше заявление в прокуратуру. И больше его выступлений у нас в городе не было. Сам же Кашпировский в печальный для него день с воплями носился по Дому культуры, крича, что «в городе, где взяли власть “поганые попы”, он не появится в ближайшие 200 лет». Жители города узнали о фиаско колдуна через заметку в газете «Голос труда» — «Кашпир во время Чумака в Александрове не состоялся».
Кстати, Закон о здравоохранении в нашем городе потом использовали не раз. Однажды к нам приехала с массовым сеансом очередная целительница Елена Рада. Мы тут же написали заявление в прокуратуру. Прокурор дал предписание директору Дома культуры об ответственности за нарушение закона, и она поспешила сеанс отменить – не решилась противодействовать прокурору.
И эту отработанную методу мы потом неоднократно применяли и к другим оккультистам, которые пытались устроить свои сеансы исцеления у нас в Александрове, а также к тем, кто рвался в городскую медсанчасть. Просто было издано распоряжение главы местной администрации о том, что массовые сеансы исцеления как незаконные ни в каких учреждениях культуры проводиться не могут, а для того, чтобы разрешить индивидуальные сеансы, необходимо требовать от «целителей» – в соответствии с законом – лицензии, выданные минздравом либо какими-то органами здравоохранения. Естественно, подобных лицензий у таких людей не было и быть не могло. Прежде их допускали к лечению людей на основе всяких филькиных грамот «международного образца» вроде «Разрешительной от общества слепых», «Диплома Ассоциации черный лотос» и т.д. Кроме того, городская медицинская лицензионная комиссия, проанализировав, кто именно обращается с просьбой предоставить помещение для лечения, выяснила, что из 10 обратившихся «народных целителей» 9 были попросту психически больны. Так что благодаря этим совместным действиям и разъяснениям в газете, обстановка в городе значительно улучшилась. Кстати, во все 90-е годы в городской газете удалось не опубликовать ни одного рекламного объявления о приемах колдунов и экстрасенсов.
Техника безопасности для души
— Алла Алексеевна, и все же, почему, как вы думаете, многие люди так легко поддаются воздействию темных сил? Почему сами так стремятся в сети всех этих магов и колдунов, знахарей и целителей?
— В первую очередь, по причине своего невежества, незнания, доверчивости, легкомыслия. А, во-вторых, темные силы никогда ведь не действуют напрямую. Все эти целители и знахари заявляют, что действуют от имени Господа Бога. И человек, который приходит к ним на сеанс, считает, что имеет дело со светлыми силами, а не с силами зла.
Кроме того, темные силы, чтобы поймать доверчивую душу в силки, чем-то помогают тем, кто к ним обращается. Только их помощь временная и не идет людям во благо. Как бесплатный сыр в мышеловке. Человеку, который добровольно обращается за помощью к силам нечистым, потом становится только хуже. Из грязной лужи напиться – и то безопаснее. Отец Артемий Владимиров рассказывал мне о нескольких подобных случаях. Так, девочку, которую колдун якобы исцелил от рака груди, буквально через месяц после этого на пустыре изнасиловали и убили. Другой человек, которому помогла известная целительница (не буду называть ее имя), вскоре попал в автокатастрофу.
— В 90-е годы самых разных оккультных сект, знахарей и колдунов было невероятно много. Как вам кажется, Алла Алексеевна, сейчас их меньше?
— Нет, вряд ли меньше. Просто они скрываются под другими личинами, мимикрируют, приспосабливаются под «потребности общества». Много оккультистов теперь работают под прикрытием различных бизнес-школ и тренингов личностного роста, некоторых структур сетевого бизнеса. Они потихоньку влезают в вузовские программы, используя псевдонаучную терминологию, проникают в школы. И возникают сегодня всякие организации, типа фонда «Анастасия», кораллового клуба. Та же Мария Цвигун из «Белого братства», выйдя на свободу, поменяла свое имя на Викторию Преображенскую (псевдоним-то какой церковный!) и создала некое «Космическое полиискусство третьего тысячелетия», а заодно «Театр мистерий Виктории Преображенской» и «Творческую мастерскую Виктории Преображенской». Так что нельзя успокаиваться и думать, что бездна перестала манить к себе доверчивых людей.
— А как простому человеку понять, что его пытаются поймать в свои сети темные силы?
— Для этого, мне думается, достаточно просто посмотреть, с кем имеешь дело. Кто те люди, которые предлагают тебе свою помощь. Если человек не врач, но предлагает тебе лечение или исцеление, это уже повод, чтобы задуматься… Если он называет себя целителем, то стоит посмотреть, есть ли у него лицензия, сертификат, и кто их ему выдал…
Не надо доверять магам и знахарям, которые называют себя православными. Во-первых, православие человек может найти только в Церкви, а не в каких-то закуточках, пусть и увешанных с пола до потолка иконами. А, во-вторых, Церковь не пытается человека лечить: она занимается исцелением души, а не физического тела, о здравии которого она только молится, отдавая исцеление в руки Божии. И очень опасно, когда человек пытается поставить себя на место Бога. Говорит о своей избранности или уникальности. С таким человеком надо держать ухо востро. Если вам предлагают какую-нибудь «сверхправославную» книгу от имени каких-нибудь старцев, присмотритесь к ней повнимательнее: есть ли на книге гриф Издательского совета Русской Православной Церкви? Если нет, – значит это липа. Посмотрите, есть ли у автора-священника фамилия и указано ли, где он служит. Если этого нет, это тоже липа.
Главное следует помнить: Бог никогда не насилует человека, он всегда оставляет за ним право выбора. А секты, маги и оккультисты, напротив, всегда пытаются поработить волю человека, парализовать его душу, сделать его управляемым.
— И последний вопрос: у вас так много публикаций о том, как действуют силы зла, а не боитесь, что они могут вам отомстить?
— А что они могут сделать реально? Подкараулить в темном углу? Но ведь с душой они сделать ничего не смогут. Вспомним слова 26-го Псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Господь защитит и всё управит. По-моему, православному человеку бояться нечего, кроме греха. Причинить реальный вред темные силы могут только в том случае, если человек сам им это позволит – добровольно. И это надо помнить!
Беседовал Петр Селинов