Церковь не запрещает, но предостерегает

«Прихожанин» продолжает публиковать серию бесед с экономом Даниловой обители игуменом Иннокентием (Ольховым). В этих беседах батюшка отвечает на вопросы наших читателей, а вопросы порой задаются весьма острые, странные – одним словом, необычные вопросы, с которыми прихожане порой смущаются обращаться к приходскому священнику.

«Необычные вопросы обычных прихожан»

«Прихожанин»: «Я уже несколько лет занимаюсь йогой, а мой муж – боевыми искусствами. Но недавно в храме услышала, что йога, как и другие восточные «штучки», дело греховное и православный человек не должен тратить на них свои силы и время. Но в чем же здесь грех? Ведь физические упражнения полезны для здоровья. Хотела бы узнать, как Церковь относится к йоге, карате, ушу, айкидо?»

Игумен Иннокентий: Дело в том, что йога – это часть восточного индуистского учения. Корни йоги глубоко уходят в духовную составляющую индуизма. А мы знаем, что понятия о Боге в индуизме совсем другие, знание о Христе там отсутствует вовсе. Да и сами духовные практики индуизма противоречат учению о спасении человека. Поэтому если подходить к этому вопросу строго, то отношение Православной Церкви к йоге негативное. Известно, к примеру, что Синод Элладской Православной Церкви даже выносил отдельное постановление, в котором указывалось, что занятия йогой несовместимы с православным вероучением.

Русская Православная Церковь таких заявлений не делала, но поскольку Церковь едина и греческие богословы этот вопрос внимательно изучали, то, вероятно, основания для такого заявления имеются. Духовные практики йогов, их понимание мира и человека ни в коей мере не соприкасаются с христианским мировоззрением.

Йога включает в себя несколько разных направлений – хатха-йогу, раджа-йогу, карма-йогу… Любая духовная практика, которая может повредить душе христианина, ему неполезна. Как говорил апостол Павел, «всё мне позволительно, но не всё полезно». Читательница, которая задала этот вопрос, вероятно, практикует хатха-йогу, которая в большей степени направлена на физическое совершенствование. Но даже это направление йоги имеет в себе духовную составляющую, которая может отдалить человека от Христа.

В Русской Православной Церкви нет прямого запрета на занятия йогой, но Церковь не рекомендует подобные духовные практики. Если Вы уходите от Христа, то неизвестно, что Вы обретете, удалившись от своего Бога. Мы знаем, что существуют духи злобы поднебесной, а они могут повредить нашей душе и делу нашего спасения.

Конечно, каждый христианин сам принимает решения, в этом заключается свойство его свободной воли. Если человек занимается физическими упражнениями, своего рода гимнастикой, это одно, но, как только появляются элементы духовных практик, немедленно возрастает опасность для души.

Единоборства, конечно, вещь несколько иная, хотя известно, что все виды восточной борьбы базируются на духовном раскрепощении и высвобождении внутренней энергии, которая концентрируется и направляется в место контакта с телом противника. Недаром и в карате, и в ушу говорят, что победа заключается не в кулаках, а в голове.

Но нам надо помнить, что все боевые искусства Востока в своей основе имеют духовные корни. Вспомните, к примеру, известный монастырь Шаолинь, где буддистские монахи день за днем посредством медитации занимаются духовной практикой, параллельно совершенствуя тело и дух через боевые упражнения.

Наше российское самбо – самооборона без оружия – много взяло из восточных дисциплин, но, убрав медитации и духовные практики, самбо стало самостоятельной спортивной и боевой дисциплиной и ничем не уступает восточным школам боевых искусств.

Хочу еще раз подчеркнуть: Церковь не запрещает, но предостерегает. Если верующий человек спрашивает совета, Церковь должна ему пояснить, куда уходят корни данного явления и что может с ним произойти. Предупредить христианина о возможных последствиях – одна из задач Церкви. Но человек сам должен принимать решение.

***

«Прихожанин»: «Можно ли ставить свечи об упокоении неродившегося ребенка, если у женщины произошел выкидыш? И еще вопрос: можно ли ставить свечи за самоубийц и молиться за них в храме своими словами?»

Игумен Иннокентий: Молитва в храме совершается за крещеных людей, за тех, кто родился от Святого Духа, – за них совершается Бескровная Жертва. Но что делать, если речь идет о выкидыше, о человеке, который еще даже не вкусил обычной земной жизни? Судьба таких людей целиком в руках Божиих, и Церковь верит, что неродившиеся люди всё равно наследуют блаженную вечность, хотя, как именно это происходит, недоступно нашему пониманию.

Можно ли ставить свечи за неродившихся детей? Если считать, что свеча – это часть общей церковной молитвы, то, скорее всего, нет, потому что мы не можем молиться за некрещеных людей. Но можно предположить, что свеча – это наша жертва, выражение нашей любви к Богу. Ведь позволяется, скажем, подавать милостыню за самоубийц. Это иная форма жертвы. И свеча может быть формой доброделания. В этом случае, я полагаю, не будет грехом, если с такими мыслями мать поставит свечу за неродившегося ребенка.

Другое дело церковная молитва в храме. Господь ее не принимает. Известно немало случаев, когда люди пытались в церкви помолиться за самоубийц, но тем или иным образом получали от Господа указание, что такая молитва не угодна Богу. Церковь не поминает самоубийц в молитве. За них можно и нужно делать добрые дела и подавать милостыню – в этом проявится наша любовь к таким людям, но молиться за них в храме нельзя. Добрые дела и милостыня нуждающимся – это и есть наша жертва, наша молитва.

***

Прихожанин»: «Как Русская Православная Церковь относится к порче и колдовству? Слышала, что кто-то считает это суеверием. Но ведь Сам Христос изгонял из людей бесов, а что же, если не порча, было с этими несчастными?»

Игумен Иннокентий: О порче мы говорим в том случае, когда человек терпит какой-то вред, который нанесен его физическому или духовному состоянию. Мы знаем, что есть люди – колдуны и шаманы, – которые предали свою жизнь духам нечистым. Это выбор человека – служить Богу или сатане. Духи злобы не подчиняются человеку, но, чтобы поддерживать его служение себе, они дают людям некую иллюзию власти над собой. Хотя у самих бесов сила огромная. Как говорил преподобный Серафим, самый малейший из бесов одним ногтем может перевернуть землю. Вопрос о порче весьма непростой, и мы стараемся в эту область не вторгаться. Беснование, действительно, существует, и это реальный факт. Господь имеет власть над силами небесными, злыми и добрыми. Христос изгонял бесов из людей, и бесы даже не могли находиться рядом с Ним.

Если человек живет по Евангелию со Христом и соблюдает заповеди, то получает от Господа большую помощь и бесы не имеют над ним власти, но чем дальше человек находится от Бога, тем меньше он защищен от бесов. Бесы вселяются в людей по человеческой неосторожности, неосмотрительности. Они давно уничтожили бы нас, но Господь этого не попускает. Однако известны случаи, когда человек оказывался во власти бесов, Сам Господь иногда попускает человеку страдать от этих вещей. Самый яркий пример – Мотовилов, который после смерти преподобного Серафима какое-то время был бесноватым и исцелился лишь у мощей святителя Митрофана Воронежского. Такое вот ему было попущение от Господа, такие испытания выпали ему, чтобы потом было явлено чудо, и в итоге он получил награду за свои страдания.

Можно ли противостоять духам злобы? Можно. Если не давать им власти над собой, они сами ее никогда не получат. Только мы своей волей можем дать такую возможность бесам. Апостол Иаков в своей святой простоте говорил: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4: 7). Главное – быть против него.

Если же человек пострадал, если это было Божие попущение, то страдание будет вменено ему как мученичество. Но только в том случае, если он пострадал не по своей воле. Совсем другое дело, если человек решил заняться колдовством или гаданием, то есть вошел в прямой контакт с бесами. Бывало, что люди, которые начинали гадать, повреждались рассудком.

***

«Прихожанин»: «Я иногда не успеваю прочитать полностью правило ко Причастию перед службой и потому дочитываю его уже в храме на богослужении. Можно так делать или нет? Видел, что многие читают молитвы в транспорте по дороге. Это допустимо? И как правильно читать молитвы: вслух или про себя, стоя или на коленях?»

Игумен Иннокентий: Дочитывать правило ко Причащению в храме – дело не очень хорошее. В храме мы должны участвовать в церковном богослужении, общей церковной молитве. А молитвы домашние – дело сугубо личное. Получается, что мы толком не успеваем сделать ни то, ни другое.

Если уж человек не успел прочитать последование ко Святому причащению, но при этом исповедался и был вечером на службе, то лучше внимательнее помолиться на богослужении, с покаянием и сокрушением сердечным причаститься, чем формально вычитать правило. Кого мы таким способом хотим обмануть? Мы же к Богу идем. Если собрались причащаться, то лучше подойти к этому делу серьезно и выкроить время на чтение всех необходимых канонов. Полчаса всегда можно найти. Ведь мы причащаемся не каждый день и даже не каждую неделю. Надо и к самому таинству, и к Богу относиться с должным уважением.

Конечно, хорошо молиться перед иконами, но то, что люди читают молитвы в транспорте, по-моему, это тоже хорошо. Ведь в транспорте мы постоянно чем-то пытаемся себя занять: читаем книги на смартфоне, слушаем музыку, смотрим фильмы. И в этом смысле молитва – дело очень хорошее. Я сам так делал и утренние молитвы выучил, потому что их было удобно читать в транспорте. Молиться вообще можно где угодно, для этого дела нет ограничений. Но когда в храме читается церковная молитва, мы должны свою частную молитву отложить в пользу молитвы церковной.

Читать утренние и вечерние молитвы, по моему мнению, можно везде, где человеку удобно это делать. Но правило ко причащению особенное, поэтому его лучше всё же читать дома в тишине и сосредоточенности. Хотя если Вы отправляетесь в дальнюю поездку, то можете и это правило читать в дороге.

Что касается того, как читать, то можно выбирать, как кому удобнее. Молитва – процесс творческий. Кто-то любит вслух – и это замечательно, кто-то читает про себя, что тоже хорошо; можно на коленях, можно и стоя. Кто не может стоять, пусть сидит, больные могут молиться лежа – и это тоже прекрасно. Я сам молюсь то на коленях, то стоя. Если в теплое время года Вы находитесь на природе, можно пойти помолиться в лес, в поле, в горы. Это очень здорово.

У нас в монастыре монахи, свободные от послушаний, собираются в полдень в храме и вместе вычитывают положенное монашеское правило с канонами и акафистом. Один из монахов читает вслух, остальные слушают. Те монахи, у кого есть послушания, кто не может прийти на общее чтение, вычитывают свое правило отдельно в келии.

***

«Прихожанин»: «Долго не решалась задать этот вопрос. Как-то неловко верующему об этом спрашивать. Но всё же хочу спросить: Христос – Он и Бог, и в то же время Сын Божий. Как это понять?»

Игумен Иннокентий: Это хороший и важный вопрос. Христос, действительно, одновременно и Бог, и Сын Божий. И одновременно Он и Бог, и человек. Лица Святой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. По Божеству они равны друг другу, Божественная природа у них одинаковая, но по Лицам, или, как еще принято говорить, по Ипостасям, они отличаются друг от друга. В этом заключается тайна Святой Троицы, которую человеческий разум воспринять не может. Нам, людям, это было открыто: Сам Бог открыл нам, что Он троичен, то есть присутствует в трех Лицах. Самый известный пример – явление Святой Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму. Вспомните также Богоявление, когда на реке Иордан был слышен голос Отца, крестился Сын Божий, и в виде голубя присутствовал Святой Дух. Это так называемая Новозаветная Троица.

Но судить о Святой Троице человек способен весьма и весьма условно, ведь человеческий мозг оперирует аналогиями, а в этом случае подобрать аналогию очень трудно. Был известный верующий академик Раушенбах, который своему ученику, доктору наук, когда тот спросил его о природе Святой Троицы, указал ему: «что формальная логика допускает существование триединых объектов, по своей логической структуре аналогичных Троице и при этом никаких антиномий не возникает. Например: самый обычный вектор, имеющий начало в ортогональной системе декартовых координат с его тремя ортогональными составляющими, направленными по осям. Это, конечно, не модель Троицы, а лишь модель логической троичности, но зато это не иллюстрация, а доказательство (что много больше).» И доктора наук такая аналогия вполне устроила.

Мы различаем лица Святой Троицы по присущим им особенностям. Особенное отличие Бога-Отца заключается в том, что Он рождает Сына и от Него исходит Дух Святой. Свойство Сына – Он рождается от Отца, но рождается предвечно. Он был, есть и будет всегда, и не было времени, когда Его не было. Он был всегда, но в какой-то момент Бог-Сын стал человеком. И этот момент зафиксирован во времени и пространстве.

Мы празднуем Рождество Спасителя как Богочеловека, когда Он родился от Пресвятой Богородицы. Предвечное Рождение же Бога-Сына от Бога-Отца никак не фиксировалось, но было всегда, всегда есть и всегда будет. Потому что для Бога нет времени, нет вчера, сегодня и завтра. Бог всегда пребывает вне времени.

Мы не в состоянии представить себе, как рождается Бог-Сын по Божеству. Это предмет нашей веры: нам открыто, что это так, и мы в это верим. Именно поэтому Христос и Бог, и одновременно Сын Божий. Хотя Сам себя Он так не называл. Он называл Себя Сыном Человеческим, подчеркивая тем самым, что по человеческой сути он абсолютно равен нам, людям, и Его Божественная природа не подавила в Нем человеческую сущность.

Помните, как в Евангелии Он спрашивал Своих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16, 15). Спаситель считал, что Его ученики должны сами почувствовать и понять, открыть и увидеть Его Божественную природу. И, когда Петр произнес «Ты Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16, 16), Христос на это сказал Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16, 17).

***

«Прихожанин»: «В России на протяжении многих веков власть освящалась Богом и Церковью. И Церковь совершала миропомазание правителя, когда он получал всю полноту власти. Потом наступили страшные безбожные времена. Сейчас время изменилось, но власть по-прежнему не освящена ни Богом, ни Церковью. Получается, что ни один правитель нового времени – ни Ельцин, ни Путин – не были освящены Богом на управление Россией. Почему же они нами управляют? Может быть, нынешний правитель нам, верующим, так же чужд, как в свое время коммунисты?»

Игумен Иннокентий: Когда в России была монархия и правитель нашей страны – царь или император – помазывался на царство священным миром, и за него возносилась особая молитва, то он, будучи верующим человеком, принимал на себя эту ответственность и просил у Бога помощи в управлении государством. К царю было особое отношение, не столько даже из-за его личности, сколько из уважения к его освященному положению. Ведь царь был избран народом на Земском Соборе, и народ присягал ему на верность, а Церковь давала ему свое благословение, помазывала его миром, возносила за него свои молитвы.

После государственного переворота 1917 года к власти пришли безбожные правители, и монархии не стало, но Церковь и тогда продолжала молиться за власть, только уже не как за помазанников Божиих. Церковь практически вернулась к состоянию, в котором находилась во времена Римской империи до императора Константина, когда во главе стояли гонители христиан. Римские императоры того времени творили страшные по своей жестокости дела: христиан сжигали на кострах, вешали, бросали на съедение диким зверям, заживо сдирали с них кожу… Но даже тогда Церковь продолжала молиться за правителей.

Вы спросите: «Почему?» Апостол Павел говорил, что нет власти не от Бога (см.: Рим. 13, 1–2). Сам Господь объяснял это еще проще. Когда Его спросили о том, какую дань следует отдавать кесарю, Он сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Отдавайте власти то, что ей положено – деньги, налоги, – а Богу отдавайте свою душу.

Мы молимся за любую власть, какою бы она ни была. Поэтому у Церкви ответ на этот вопрос однозначный: верующий должен принимать ту власть, какая есть. Раз Бог поставил такую власть, значит, это неслучайно: надо помнить, что всё, что происходит, происходит по воле Божией.

Римские императоры убивали христиан тысячами, но даже за них Церковь молилась, чтобы Господь их вразумил. Мы ведь молимся за больных и даже усерднее, чем за здоровых, потому что здоровые пока не нуждаются настолько сильно в наших молитвах, как страждущие и больные.

Если христиане не будут молиться за своих гонителей, то и христианства не будет. Вспомните, как Господь на Кресте молился за своих распинателей. Этим Он показал нам пример, как мы должны поступать – молиться за своих врагов. Архидиакон Стефан, которого побивали камнями, тоже молил Господа, чтобы Тот помиловал его убийц. И таких святых много. Если мы любим любящих нас, то какая нам от этого польза? Господь призвал нас любить ненавидящих, обижающих нас, творящих нам зло.

Ельцин и Путин не были миропомазаны, но отношение к ним у верующих всё-таки лучше, чем к гонителям и убийцам христиан. Борис Ельцин уважительно относился к Церкви. И Владимир Путин, как мы знаем, христианин. И это важно. Христианин нам ближе, чем атеист или гонитель Церкви. И, хотя они не помазанники Божии и отношение к ним иное, чем к русским царям или императорам, Церковь молится за них как за правителей страны, гражданами которой являются ее чада.

***

«Прихожанин»: «Мне приходится работать 6 дней в неделю. Поэтому хозяйственными делами я вынуждена заниматься в воскресенье. Знаю, конечно, что это грех стирать, мыть, убирать квартиру, но как мне быть в такой ситуации?»

Игумен Иннокентий: Есть ситуация идеальная, а есть – реальная. В идеальной ситуации можно и нужно руководствоваться заповедью «чти день субботний». Для нас это воскресный день. Но в реальности, когда приходится так много работать, как пишет читательница, хозяйке сложно выделить Богу целый день. Что можно посоветовать? Церковь в таких случаях всегда говорит: «Выделите Богу пусть не целый день, но хоть небольшую его часть».

Мы ушли от иудейского формализма. Господь ведь именно за это обличал иудеев – не будьте формалистами. Дело не в букве, а в духе. У иудеев, когда начинается шабат, не дозволяется ничего делать: нельзя готовить пищу, ходить – не более двух тысяч шагов, даже кнопку лифта в доме нажимать нельзя.

Слава Богу, мы живем иначе. Поэтому прихожанке можно ответить так: сходи утром на Литургию в храм, внимательно помолись сердцем Богу хотя бы этот один час. За час ведь хозяйство не рухнет, не развалится, а потом иди и занимайся домашними делами. Важно в день воскресный найти время на молитву к Богу, показать на деле свою любовь к Нему. Ведь когда мы кого-то любим, мы думаем об этом человеке, заботимся о нем, стараемся чаще общаться, быть с ним на связи. Если мы чувствуем любовь к Богу, то она должна в чем-то воплощаться.

Есть люди, которые давно живут по церковному уставу. Они научились так планировать свои дела, что в воскресенье весь день посвящают Господу: Литургия в храме, молитва, чтение Евангелия, добрые и благочестивые дела. Но, если у кого-то пока не получается так жить, надо начинать с малого. Кстати, дела милосердия – это тоже Богообщение. Воскресный день – это день покоя, молитвы и милосердия. Не можешь посвятить Богу весь день – посвяти хотя бы его часть.

***

«Прихожанин»: «Можно ли уходить из храма с Литургии до целования креста, если возникли неотложные дела? И еще: надо ли обязательно оставаться в храме на молебен или панихиду после Литургии?»

Игумен Иннокентий: Давайте начнем с конца этого вопроса. На молебен или панихиду оставаться можно по желанию. На Литургии поминаются и живые, и усопшие. Но бывает и так, что в какой-то конкретный день исполняется годовщина со дня смерти близкого человека, или случилась беда, или нужна особая молитва о здравии родственника. В этом случае верующий может остаться после Литургии на молебен или панихиду. Но это вовсе необязательно и делается по желанию, по необходимости. Это так называемые требы, когда человеку что-то требуется. Молебны и панихиды служатся, когда верующие об этом специально просят.

Что же касается целования креста по окончании Литургии… Если, конечно, у прихожанина есть неотложные дела – болеет кто-то из близких, маме или бабушке стало плохо, дочка попала в трудную ситуацию, – то, конечно, надо спешить домой. Что тут скажешь! Если же ситуация некритическая, то лучше все-таки дождаться завершения Литургии. Это хорошая благочестивая традиция.

Порой случается, что родители с детьми сразу после Причастия спешат уйти из храма. Понятное дело: маленьким детям надоедает долго стоять на одном месте. Но надо помнить, что если эта привычка с раннего детства не заложена, то потом подросткам очень трудно бывает войти в церковный ритм. Потому важно лаской и молитвой приучить детей к тому, что Литургия – это цельная служба и важно достоять ее до конца. Если детям привить такую привычку, они со временем начнут чтить церковную традицию и почувствуют пользу и благодать от пребывания на Литургии до ее окончания.

***

«Прихожанин»: «У нас на приходе продается много товаров с изображением икон и святых. Календари, сумки, полиэтиленовые пакеты, разделочные доски, которые можно повесить на стену. И вот недавно среди прихожанок по этому поводу разгорелся спор. Одни говорят, что это грех покупать такие вещи, держать их у себя дома и носить в таких сумках продукты. Другие считают, что это можно делать. Некоторые даже вырезают из календарей картинки святых и ставят перед ними свечки как перед иконами. А как Церковь и духовенство к этому относятся?»

Игумен Иннокентий: Здесь всё достаточно просто. Что касается календарей – это дело хорошее, Данилов монастырь тоже печатает такие календари. И хорошо, когда у вас в доме есть календарь с изображением икон или монастырей. Раньше, когда икон было мало, люди вырезали изображения святых, наклеивали их на доски, вешали на стену и молились перед этими образами. Сейчас любую икону можно купить в церковной лавке.

Другое дело, если человеку календарь с изображением святых уже не нужен, не стоит выбрасывать его на помойку. Насчет сумок и пакетов... Одно время было немало разговоров по этому поводу: допустимо или недопустимо. Если на пакете изображено что-то нейтральное, скажем, силуэт монастыря, то таким пакетом можно пользоваться как хозяйственной сумкой. Если же на нем изображен образ святого, то относиться к нему надо с уважением и благочестием. В таком пакете можно хранить, скажем, святое Евангелие. Священники часто используют такие пакеты, чтобы носить в них свое облачение или какие-то освященные предметы.

Во многих православных странах, скажем, в той же Греции, спокойно относятся к таким предметам. У нас в России отношение к святыне более трепетное. Как ни смешно, но в советское время коммунисты приучили верующих людей, что святыню надо беречь, иначе можно было ее лишиться. И это правильный подход. Поэтому повторю: такого рода предметы можно использовать для повседневных нужд, но если вдруг пакет, сумка или календарь Вам уже не нужны, не выбрасывайте их в мусор и не используйте для хозяйственных нужд так, чтобы лик святого, пусть даже и на пакете, мог случайно оказаться в непотребном месте. Если он Вам не нужен – сожгите!

***

«Прихожанин»: «Сколько и какие иконы должны быть у верующего в святом углу? Понятно, что Христос, Божия Матерь и Николай Угодник. А кто еще обязательно должен присутствовать?»

Игумен Иннокентий: В святом углу мы ставим иконы, перед которыми хотим молиться. И это могут быть самые разные иконы. Если мы любим какого-то святого, то, понятное дело, хотим иметь икону с его изображением у себя дома. Здесь нет каких-то конкретных правил, и количество икон ничем не регулируется. Можно поставить всего лишь одну икону – скажем, икону Спасителя или Божией Матери – и этой иконе молиться. А можно поставить иконы разных святых. Всё зависит от нашего устроения. Мне вот подарили иконочку святого Антония Великого, и я буду ему молиться. Есть у меня иконы Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Даниила, покровителя нашей обители. Отсюда простой вывод: ставьте в красный угол иконы тех святых, которым Вы хотите молиться.

Не секрет, что кто-то из святых представляется нам ближе и роднее, а к других мы относимся более ровно. Нет обязательного списка икон. Часто в иконной лавке можно услышать от служительницы совет поставить три иконы: Спасителя, Божией Матери и Николая Угодника. Но это такой, как говорится, стандартный совет на все случаи жизни. Понятно, что Христос должен быть с каждым верующим, ведь мы же христиане, последователи Христа. Матерь Божия наша главная Заступница. Святого Николая Чудотворца все почитают как самого близкого святого, скорого помощника и заступника, поэтому совет держать эти три иконы в святом углу – обычная рекомендация и, как правило, дается тем, кто недавно воцерковился. Это своего рода подсказка: «Начните с главных икон, а со временем найдете святых, которые станут Вам близки». Кому-то ближе преподобный Иоанн Кронштадтский, кому-то – преподобный Сергий Радонежский или преподобный Серафим Саровский. Кто-то хочет молиться перед иконой блаженной Ксении Петербургской или блаженной Матроны Московской, а кому-то покажутся близкими и родными древние святые: Иоанн Златоуст, Макарий Великий, Григорий Богослов, пророк Божий Илия или святой Предтеча и Креститель Господа Иоанн. Святых много, и поставить иконы всем у себя дома невозможно.

Порой слышишь, как люди спорят, какую икону Царицы Небесной надо держать дома. Но Божия Матерь одна. Ее, конечно, писали по-разному, и икон с Ее изображением известно более двух тысяч. Но любая Ее икона – это образ Пресвятой Богородицы. Нельзя говорить, что икона, скажем, Казанской Божией Матери более чудодейственная, чем Владимирская икона. Чудеса исходят не от икон. Не предмет чудотворит – чудеса творит Сама Царица Небесная по нашей молитве, по нашему к Ней прошению, по Ее любви к нам. Икона нас не любит, иконе мы абсолютно не нужны. А Божией Матери мы нужны, Она нас любит и о нас молит Сына Своего Господа Иисуса Христа. А мы молимся не иконе, нам важны не доска и не краски – нам важна Сама Божия Матерь. Иконы нам необходимы, чтобы сосредоточить свое внимание на том, кому мы молимся. Чтобы не рассеивался наш ум, чтобы не уходить мыслями в сторону.

Подготовил Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить