«Звезда Вифлеема» и «99 овец»

В 1986 году, на заре «перестройки», на экраны нашей страны вышел взбудораживший общество документальный фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» Сегодня этот вопрос, вероятно, можно было бы сформулировать иначе: легко ли быть с молодыми? Быть – в смысле общаться, договариваться, искать точки соприкосновения, выстраивать отношения. Современная молодежь, конечно же, многолика, но мы поговорим сегодня о православной молодежи, молодых людях, которые выросли в Русской Православной Церкви.

Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Прихожанина» отправился в Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. Здесь меня ждала встреча с двумя интересными собеседниками: руководителем отделения детских и молодежных проектов Патриаршего центра Егором Коврижкиным и руководителем подросткового клуба «99 овец» и кукольного театра «Балаганчик сказок» Анастасией Быковской.

В 2002 году по просьбе руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумена Иоасафа (Полуянова), выпускник МГТУ им. Баумана Егор Коврижкин организовал первые две смены детского православного лагеря от Данилова монастыря, который впоследствии получил название «Звезда Вифлеема». С годами менялись форматы проведения, методом проб и ошибок придумывались новые мероприятия, но оставалось главное – детям из православных семей была подарена возможность увлекательно и с пользой для души провести лето. Все мероприятия были построены таким образом, что дети, отдыхая, обсуждали важные для человека вопросы: о том, что дает человеку вера и как верующему найти свой путь в жизни. При этом педагоги и воспитатели в разговорах с детьми старались избегать нравоучений и назидательного тона – как раз того, чего так не терпят подростки. В итоге детские лагеря зарекомендовали себя как весьма удачная форма работы с православной молодежью. А спустя время родился новый проект – подростковый клуб «99 овец», руководителем которого стала Анастасия Быковская. И вот теперь я получил возможность побеседовать с ними.

«Прихожанин»: Как вам кажется, с современными подростками сложно работать?

Егор Коврижкин: Сложно! Ведь по сути это работа с неокрепшими душами. И здесь всё зависит от того, чего мы хотим добиться. Если вы хотите вырастить ребят спортивными, то это просто, а вот вырастить их верующими гораздо сложнее. Спорт – сфера внешнего характера, тогда как вера – сфера внутренняя, глубоко личная. Туда ведь не заглянешь, нет, как в спорте, явных оценочных критериев, и сразу не поймешь, хорошо мы сделали подростку или нет, помогли ему или навредили.

Анастасия Быковская: Подростки привыкли ко всему относиться критично, все поступки взрослых анализировать, взвешивать их слова,проверять словаделами. Поэтому нам самим приходится очень серьезно относиться к своей работе, не допускать двусмысленности в словах и делах. Если подростки не будут нам верить, то мы не сможем делать своё дело.

«Прихожанин»: А как вообще вам удается привлечь подростков в свои проекты? Ведь мир предлагает им столько искушений: соцсети, компьютерные игры, клубы…

Егор Коврижкин: Конечно, в период взросления основной развивающей деятельностью для подростка является общение. Ему крайне важно находиться в социуме, чтобы нащупать свой путь в жизни. Посредством наших проектов – таких, как летний лагерь «Звезда Вифлеема», кукольный театр «Балаганчик сказок», подростковый клуб «99 овец», – мы предлагаем ему общаться, дружить, найти свое сообщество. Если подросток не полностью погрузился в соцсети, у него есть шанс присоединиться к нашим проектам. Если же он уже плотно, с головой ушел в них, то, скорее всего, мы его не заинтересуем.

«Прихожанин»: «99 овец» – очень необычное название. Как вы его выбрали и почему? Никто не возражал? Ведь в молодежной субкультуре слово «овца» несет в себе весьма уничижительнее значение…

Анастасия Быковская: За 9 лет, пока существует наш клуб, как нас только ни называли! 33 коровы, 3 поросенка, 100 овец… Хотя на самом-то деле название связано с известной евангельской притчей о том, как у некоего пастуха было 100 овец. Одна из них потерялась, и пастух, оставив 99 овец, пошел искать ту единственную пропавшую. Эту притчу читают на первой Неделе Великого поста, на чине Торжества Православия.

Помню, как мы с ребятами думали над этой притчей, разбирали ее, делились друг с другом своими мыслями. Понятное дело, что есть отпавшие, грешные души, которых Христос ищет, чтобы вернуть в лоно Церкви. И есть 99 верных, в которых пастырь уверен, за которых Он может быть спокоен. Мы с ребятами поняли, что эти 99 овец и есть те верные, которые не потеряются, если будут держаться вместе. Сначала мы так называли наши встречи, потом название «99 овец» закрепилось за всем проектом подросткового клуба.

Конечно, когда в клуб приходят новые ребята, они первым делом спрашивают о названии, и мы сразу же рассказываем евангельскую притчу. Ни у кого еще это название не вызвало отторжения.

«Прихожанин»: Давайте уточним: в летнем лагере отдыхают те же ребята, что общаются в клубе «99 овец»?

Егор Коврижкин: В летний лагерь ездят дети, начиная с 7 лет, и до 15. Когда они вырастают, когда им исполняется 13 лет, мы приглашаем их в наш подростковый клуб. «99 овец» – это сообщество для подростков с 13 лет и до момента, когда они оканчивают школу, 17–18 лет.

«Прихожанин»: Как строится работа в клубе? И много ли у вас сейчас постоянных членов клуба?

Анастасия Быковская: Мы встречаемся с ребятами 3 раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям. С 17.00 до 20.00, в воскресенье подольше. Те, кто хочет присоединиться к нашему клубу, проходят собеседование. Три раза в году у нас проходит День открытых дверей, когда мы всех новых участников, как у нас говорится, «вливаем» в проект. Сейчас у нас около 25–30 членов клуба…

Егор Коврижкин: …Это те, кто постоянно ходит на наши встречи, и есть еще человек 15 «мигающих», которые присоединяются к нашим встречам периодически. В общей сложности порядка 40 человек.

«Прихожанин»: Какова миссия, главная цель работы клуба «99 овец»?

Егор Коврижкин: Наша задача состоит в том, чтобы не миссионерствовать где-то во вне, а попробовать организовать работу с ребятами, которые должны быть в Церкви. Ведь нередко так случается, что, взрослея, подростки отстраняются, отходят в сторону и от своих родителей, и от семейных ценностей, и от Церкви. И что тогда у них остается? Ничего! Нет связи с Церковью. Нет близких друзей, которых соединяет вера. Нет своего сообщества. Вот поэтому мы и решили создать такое подростковое сообщество, связанное верой и Церковью. Так и родился клуб «99 овец».

«Прихожанин»: А чем конкретно вы занимаетесь с ребятами?

Анастасия Быковская: У нас две  основные линии работы. Одна из них – педагогическая – направлена на то, чтобы научить ребят правильно общаться друг с другом, отвечать за свои слова и дела, планировать свою деятельность.

Егор Коврижкин: Ребят, с которыми мы работаем, сильно опекают их родители, и из-за опеки дети не умеют отвечать за свои слова. В их жизни всё так нечетко: приду – не приду, сделаю – не сделаю; мама сказала поехать на дачу, и он забыл, что кому пообещал. С точки зрения педагогики, наша задача заключается в том, чтобы сделать их более взрослыми и ответственными. А поскольку основная наша деятельность построена по законам и в соответствии сусловиям проекта, то она, как и любой проект, предполагает четко ограниченные сроки и ресурсы для его выполнения. Ставится конкретная задача для всего коллектива и для каждого участника, и все нацелены на результат. Каждый из участников проекта видит свою конкретную роль и задачу в проекте и понимает, что может подвести всех, если не сможет уложиться в определенные сроки.

Вторая линия и наш главный формат работы – это театр, православный подростковый театр…

«Прихожанин»: …А кто зрители? Как вы их находите?

Анастасия Быковская: Мы делаем открытую регистрацию в нашей группе в «ВКонтакте». В принципе, к нам на спектакль может прийти любой человек, но чаще приходят родные, близкие и друзья наших ребят. Здесь, в Патриаршем центре, на втором этаже есть зрительный зал, он рассчитан на 60 человек. Нам пока хватает. Когда год назад у нас был большой театральный проект – спектакль «Сказка о революционере»: мы дали три представления, и наш спектакль увидели около 200 зрителей…

«Прихожанин»: …Экую тему вы выбрали, однако. Революция – страшное время, бандиты, захватившие власть в нашей стране, грабили и ломали храмы, убивали священников. Какая уж тут сказка?!

Егор Коврижкин: Этот спектакль мы поставили по просьбе Синодального отдела по делам молодежи в связи с годовщиной страшных событий 1917 года, и владыка Серафим, руководитель Отдела, открывал первый показ.

Мы постарались уйти от грязи, решили показать 1917 год не как время разнузданных страстей, а как время сложных грозных и опасных перемен. Главный герой спектакля – очень молодой человек, чуть-чуть постарше наших ребят – пытается влиться в ряды революционеров, быть на гребне революционных преобразований. Будучи человеком честным, искренним, открытым, он по ходу нашего спектакля сталкивается с некоей сказочной реальностью и в результате видит всю свою революционную деятельность в новомсвете. А увидев, понимает, что  революционная реальность нечестная, фальшивая… И в конечном итоге уходит от нее.

Анастасия Быковская: Будущий апостол Павел поначалу искренне считал, что христиан надо уничтожать… А потом прозрел. История Савла-Павла стала одним из примеров, которые легли в основу сюжета «Сказки о революционере». Но этот спектакль мы ставили в 2017 году, а весь последний год мы занимались и занимаемся  новым проектом – уличным кукольным театром «Балаганчик сказок». С нашими ребятами мы готовим спектакли, потом грузим наш кукольный театр в прицеп, Егор садится за руль – и мы отравляемся в далекие или не очень далекие города. Приехав, ставим на центральной площади шатер, готовим зал и показываем и рассказываем сказки. Наш «Балаганчик сказок» – театр свободный, бесплатный и обычно возле нашего шатра собирается до 300 человек. К сожалению, во многих провинциальных городах дети вообще не знают, что такое театр. Они так радуются, когда смотрят наши спектакли.

Обычно мы звоним в Администрацию города, представляемся: «Бесплатный кукольный театр из Данилова монастыря»; говорим, что нам не нужны никакие деньги – дайте только площадку и розетку на 220 вольт. В большинстве городов нам очень рады: они развешивают по городу афиши, анонсируют нас в соцсетях, с радостью принимают. И даже в будние дни вечерами возле нашего «Балаганчика сказок» собирается человек 200–300.

Нередко мы выступаем и возле храмов. К примеру, в июне по просьбе отца Алексия мы отправимся в подмосковные Бронницы. Он очень просил нас приехать. У них там сложное положение: храм разваливается и некому даже работать с детьми.

А еще впереди у нас гастроли: Переславль, Вырица, Великий Новгород… Планируем выступить в десяти городах, проедем где-то две с половиной тысячи километров.

«Прихожанин»: А сюжеты для ваших сказок где вы находите?

Анастасия Быковская: Мы подбираем сказки, которые рассказывают о главных человеческих ценностях. Они должны быть интересны и взрослым, и детям. В свое время мы перечитали уйму разных сказок. В итоге получился своеобразный микс – спектакль из трех сказок: русская народная сказка «Дорожный камень», известная японская сказка «Журавлиные перья» и индийская сказка-притча об отце и враждующих сыновьях.

«Прихожанин»: А почему ваш театр кукольный? Почему не играют сами подростки?

Анастасия Быковская: Во-первых, наши ребята все-таки не профессиональные актеры. Во-вторых, на наших кукол интересно смотреть, они точно передают характер персонажа. Это не какие-то маленькие куколки, а яркие метровые куклы, которыми, кстати, очень непросто управлять. Чтобы этому научиться, актеры Балаганчика тратят долгие месяцы на подготовку и репетиции.

«Прихожанин»: Анастасия, Вы упомянули, что с каждым приходящим в клуб «99 овец» проводится собеседование… В ходе его вы решаете, подходит ли вам подросток, так?

Анастасия Быковская: Устраивая собеседование, мы стараемся, прежде всего, понять, насколько человек в курсе нашей деятельности. Мы же не фехтованию его будем учить или восточным единоборствам – у нас театр. Или порой приходят ребята, которые говорят: «Я хочу общаться». Мы на это отвечаем, что в клубе общения много, но всё же от каждого мы ждем включенности в наши театральные постановки. Если подросток не готов к этому, то может быть ему стоит поискать какое-нибудь иное место для общения, где ребята за чаем обсуждают последние новости. Мы ведь тоже с этого начинали: пили чай, общались, устраивали фотосессии, ходили в походы… Пока не открыли для себя в качестве основной формы деятельности театр. 

«Прихожанин»: Как вам кажется, ребята сильно меняются за эти четыре года, проведенных в клубе?

Егор Коврижкин: Сильно. Они становятся более собранными, ответственными. Приобретают много актерских качеств: умение громко, четко и ярко говорить, двигаться по сцене, не бояться выступать. Но главное даже не это: из клуба «99 овец» наши ребята выходят очень активными людьми, способными не бояться принимать решения и брать на себя ответственность.

Анастасия Быковская: Есть еще один важный момент. Большинство наших ребят, повзрослев, так или иначе продолжает участвовать в жизни Церкви: становятся руководителями театральных студий при храмах или занимают другую активную позицию в рамках приходской деятельности.

Каждый год мы отмечаем день рождения нашего клуба «99 овец» и приглашаем на это мероприятие всех наших выпускников. И все они говорят, что именно в нашем клубе они нашли себе друзей и единомышленников, с которыми продолжают общаться и после выпуска. Одна наша выпускница Оля, когда у нее спросили, где встретить интересных молодых людей и девушек, с которыми можно подружиться, ответила: «Как где? Конечно же, в проекте "99 овец"».

«Прихожанин»: В отношении подросткового клуба «99 овец» я всё понял. Проект замечательный и очень нужный! А летний лагерь «Звезда Вифлеема» где он находится и как в нем строится работа?

Егор Коврижкин: У Данилова монастыря нет своей собственной базы отдыха, поэтому мы арендуем в одном из пансионатов Рузского района корпус, по сути, выкупаем путевки и привозим туда детей.

Говоря о педагогической работе, которая проводится с детьми в лагере, я отметил бы три направления. Первое – игра. Дети, которые к нам приезжают, очень яркие индивидуалисты, порой им бывает трудно находиться в коллективе, они избалованы своими родителями, всякими секциями, репетиторами и прочими дополнительными занятиями. Каждый из этих ребят чувствует себя центром вселенной. Именно поэтому большая часть нашей работы посвящена тому, чтобы научить их быть в коллективе. А что может быть лучше, чем совместная увлекательная игра?! В первые два-три дня начала смены наши вожатые проводят с ребятами три-четыре блока игр, каждый блок – по 1,5–2 часа. Салки, волейбол, колдунчики, одна игра сменяет другую. Мы пытаемся через игру научить ребят жить вместе, радоваться совместному пребыванию в коллективе. Это своего рода тимбилдинг (от английского словосочетания team-building – «формирование команды». – Ред.), который длится на протяжении всей лагерной смены.

Вторая составляющая, более сложная, тоже основывается на принципах командообразования и носит тренинговый характер. Этим в лагере в основном руковожу я. Перед ребятами ставится задача, которую необходимо решить в строго отведенные сроки ограниченными ресурсами. Каждая команда должна выдать определенный командный результат. Задачи или проекты бывают самые разные: спортивные, типа веревочного курса, или творческие…

«Прихожанин»: А можете привести пример?

Егор Коврижкин: Конечно. Недавно на майские каникулы мы делали с ребятами программу «Цари и пророки», которая была посвящена библейским персонажам. Вместе мы подробно разбирали историю пророка Самуила, израильского царя Саула и второго израильского царя Давида. В конце программы перед двумя командами была поставлена творческая проектная задача разработать и создать «музей», посвященный ветхозаветным событиям, с которыми ознакомились ребята. Но это должен быть не простой пересказ того, что они услышали, – их «музей» должен был расширить и дополнить границы тех историй, которые они изучили.

«Прихожанин»: Сложная задача. И как же они справились? Что здесь вообще можно придумать?

Егор Коврижкин: Многое. Всё зависит от находчивости, творческих усилий. Ведь границ для творчества не существует. Вы посмотрите, как интересно сделана мультимедийная выставка «Россия – моя история» на ВДНХ. Кстати, именно в стиле этой выставки решал проектную задачу один из отрядов. Ребята из другого отряда создали некие предметы, которые как бы являются артефактами археологической раскопки той эпохи и рассказывают о событиях тех веков.

У творческой задачи есть волне четкие временные границы. Наступает момент, когда к ребятам в «музей» приходят «гости», подростки должны их встретить и провести экскурсию по «музею», рассказать об «экспонатах». А это значит, что надо не только изготовить сами «экспонаты» той эпохи и сделать к ним соответствующие подписи, но и продумать маршрут по «музею», выбрать экскурсоводов, которые будут обо всем рассказывать…

«Прихожанин»: Егор, Вы рассказали о двух составляющих работы с детьми. А что представляет собой третья?

Егор Коврижкин: Третья – это область самого сюжета. Каждая программа, которую мы организуем в лагере, имеет сюжет, историю, с которой ребята знакомятся постепенно на протяжении всей лагерной смены. Принцип таков: мы рассказываем ребятам часть истории, и они выполняют некую командную задачу. После чего мы рассказываем им следующую часть истории и ставим новую командную проектную задачу. Так мы мотивирует ребят: история их захватывает, и им хочется узнать ее продолжение. Шаг за шагом на протяжении всей лагерной смены перед ребятами проходит вся история с одним или несколькими действующими героями.

Наша задача – дать ребятам образ героя, человека, на которого хочется в жизни равняться. В советские времена дети восхищались и подражали космонавту Юрию Гагарину или героям войны. Но великая держава рухнула, и в области героев образовался своего рода провал. На кого ориентироваться современным подросткам? Они смотрят вокруг себя и не находят. За неимением хороших конструктивных героев подросткам приходится ориентироваться на деструктивных. Отсюда рождается подростковая агрессия, опасные для жизни развлечения, девиантное поведение, чувство неустроенности.

Вот мы и хотим дать ребятам некие образы героев. Мы специально не берем лакированных, лубочных и приглаженных героев, мы не хотим давать подросткам героев с агитационных плакатов. Ребята в них не поверят. На «должность» героя мы выбираем людей сильных духом, умеющих самостоятельно мыслить, страдающих, пусть даже ошибающихся. Надо, чтобы ребята поняли важность выбора и умение при необходимости исправить свою ошибку. Такому герою ребята поверят.

«Прихожанин»: Егор, я знаю, что у Вас есть несколько программ по «Хроникам Нарнии» писателя Клайва Стейплза Льюиса. Почему Вы их выбрали?

Егор Коврижкин: Да, 7–8 наших программ построены по «Хроникам Нарнии». Вы знаете, как объяснял сам Клайв Стэйплз Льюис свое желание создать мир Нарнии? В письмах к своим друзьям он писал, что сегодня детей в школе учат многому хорошему и правильному: они умеют читать, писать, считать, и из них могут получиться хорошие бухгалтеры, но как сделать так, писал Льюис, чтобы они хоть что-то узнали о христианстве? По мнению писателя, проблема в том, что, как только мы начинаем говорить с нашими детьми о христианстве, мы почему-то делаем это из рук вон плохо. И потому из наших детей могут получиться хорошие счетоводы, но они не станут христианами. «Мне хочется, – писал Клайв Льюис, – представить для них мир веры как мир подвига, как мир, в первую очередь, интересный и героический».

Вот таким героическим и христианским создал свои «Хроники Нарнии» глубоко верующий, хотя и неправославный писатель Льюис. Мы, со своей стороны, решили не портить его произведение и для своих творческих проектов берем некоторые лакуны, которые этим великим маэстро не были прописаны или простроены. Мы находим в «Хрониках Нарнии» те моменты, про которые он ничего не писал, и на их основе делаем свои сюжеты.

Но «Хроники Нарнии» – это лишь одно из нескольких тематических направлений. Другое – это программы под общим названием «Хроники Обетованной Земли». Это уже не сказочные героические истории – это программы, наполненные религиозным содержанием. Я уже упомянул одну из них – «Цари и пророки».

Есть и третье направление – программы, посвященные русской истории. Одна из них связана с временем святого князя Александра Невского, то есть с зарождением русского государства; в основу второй программы легли страшные годы Смутного времени с Григорием Отрепьевым, Лжедмитриями и хаосом междуцарствия.

Вот такие у нас летние программы для нашего православно-ориентированного лагеря «Звезда Вифлеема». Но программы постоянно меняются, и, проведя одну, мы вернемся к ней лишь через полтора года, так что даже те подростки, которые регулярно посещают наш лагерь, будут постоянно участвовать в новых программах.

«Прихожанин»: А есть ли у вас задумки, до которых пока еще не дошли руки?

Егор Коврижкин: Немало. Хотелось бы сделать большой информационный онлайн-портал. А то к нам сейчас постоянно обращаются за помощью разные люди: православные педагоги, которые сами организуют различные подростковые клубы, воскресные школы или детские лагеря. Одни просят их проконсультировать, другие – спрашивают по поводу вебинаров, онлайн-обучения или просят поделиться опытом… Нам бы сейчас очень пригодился информационный портал или форум, на котором мы могли бы делиться своими знаниями, открытиями, наблюдениями. Но до этого, увы, у нас, как вы говорите, руки пока не дошли.

«Прихожанин»: А как вы сейчас представлены в социальных сетях?

Егор Коврижкин: У лагеря «Звезда Вифлеема» есть свой сайт, у «Балаганчика сказок» и клуба «99 овец» –  свои страницы в «ВКонтакте». Информацию о нас можно найти на стенде на Святых вратах Данилова монастыря – там указан телефон, по которому все желающие могут позвонить и всё узнать.

«Прихожанин»: Анастасия и Егор, я слушал вас с большим интересом. Очень хорошееи полезное дело вы делаете. И всё же, если вернуться к тому, с чего началась наша беседа… Как бы вы еще раз ответили на вопрос, трудно ли работать с подростками?

Егор Коврижкин: Я бы ответил так: занимаясь с подростками, встречаешься с самим собой. Трудно ли работать с самим собой. Думаю, непросто. Как уже сказала Анастасия, эта работа требует от нас, взрослых, в первую очередь, честности. Если ты говоришь подростку что-то, а сам потом так не делаешь, то вся твоя работа в итоге кончится поражением.

В конечном итоге подростка воспитывают не какие-то технологии или хитроумные педагогические приемы, а образ взрослого человека, который находится рядом с ним. С этой точки зрения трудно работать, понимая, что ты постоянно на виду, что твои слова взвешиваются и проверяются, и что ты сам должен соответствовать тому, что говоришь.

Петр Селинов 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить