Господь видит наше сердце

 В этом году Иркутск праздновал 140-летие Михаило-Архангельского храма – маленькой деревянной церковки, бывшего скита Вознесенского собора, разрушенного большевиками. Народное предание считает, что выбор места для скита был неслучаен – здесь, у чистого источника, часто останавливался святитель Иннокентий, направляясь в деревню Малая Елань, где при его жизни была возведена часовня, и монастырские служители занимались хлебопашеством. Маленький храм этот на краю города ныне в Иркутске знаменит. В нем на службы собирается столько народу, что в воскресные и праздничные дни здесь служатся две Литургии – ранняя и поздняя. А еще из-под крыла настоятеля храма митрофорного протоиерея Каллиника Подлосинского вышло множество молодых священников, служащих ныне в храмах Иркутской митрополии.

Спасение – главный вопрос христианской жизни. Вот этому – главному – и посвящена беседа с отцом Каллиником.

Батюшка, вот обыкновенный  человек пришел в храм, исповедуется, причащается, и жизнь его меняется: на работе косятся, родственники считают – «ударился в религию». В каком-то смысле жить ему стало труднее. И это нормально?

  Первый вопрос, который часто задают: «Зачем вообще ходить в храм, когда можно читать Евангелие и иметь Бога в душе?» Как рассуждают обычно: «Я же верю, и всё. Обряды не нужны Богу…». Но это неверно. Ведь Церковь составляют люди, объединенные верой. Церковь – это и организация в плане земного бытия, и мистически Тело Христа. Мы, как клеточки в организме, составляем это Тело. Богослужение имеет годовой круг, то есть каждый год повторяется. И когда мы ходим в храм регулярно, укрепляемся в  истинах веры. Через церковное богослужение раскрывается смысл нашей религиозной жизни, смысл пришествия в мир Христа, Его крестной смерти ради спасения человека. Вне Церкви нет спасения, говорят святые Отцы, потому что вне ее нет Таинств. В них мы получаем благодать, освящающую человека и укрепляющую его в вере. Господь подчеркивает, что без Крещения, Покаяния, Причащения нельзя достигнуть Царствия Небесного. Поэтому участие в Таинствах необходимо для каждого верующего.

Батюшка и ученики

    Вера в душе… Столь распространенное сегодня выражение. Но и в Евангелии подаются примеры, что Сам Господь ходил в Иерусалимский Храм, участвовал в богослужениях, молился. Вера наша выражается в делах. Кто говорит «ударился в религию»? Люди, которые часто сами относят себя к православным, но не считают нужным исполнять Закон Божий. Ведь Господь повелел один день недели посвящать Богу, то есть оставить дела земные и заняться просвещением своей души. Конечно, можно быть камнем, лежащим в воде и не впитывающим ни капли, так никакой пользы не приобретет человек, если он внутренне, молитвенно не пребывает на богослужении. Но это не значит, что не надо ходить в храм. В народе говорили, что лучше остаться без обеда, чем без обедни, имея в виду участие в богослужении. Воскресный день дан нам, чтобы сходить на службу, потом почитать Евангелие, толкование, мысленно погрузиться в то наставление, которое дает Господь.

   Обрядовая сторона богослужения подчеркивает глубину, содержательность того или иного события из жизни Христа, Пресвятой Богородицы, святых. Тем, кто пытается свести свое отношение к «Богу в  душе», советую один раз написать своему начальнику объяснительную на прогул о том, что он в душе был на работе. Жизнь христианина по Уставу Церкви – это нормально!

В Евангелии нередко встречаются слова о тех, кто не спасется – «не будете как дети…», «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное». Так есть ли у обыкновенного человека надежда на спасение?

У каждого человека есть возможность спастись. Господь призывает всех, Он страдал за всех и всем, желающим спасения, открывает врата Своего Царства. Но Господь дал человеку свободную волю, и в деле своего спасения он обязательно должен участвовать. Без веры невозможно угодить Богу, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 16–18).

Но вчерашним атеистам так нелегко уверовать. Ведь даже апостолы просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

Да, Господь видит наше сердце. И спасительно не формальное хождение в церковь, а желание очистить душу, стать лучше. Смотрите притчу о мытаре и фарисее. Надо стремиться к спасению. Ведь Евангелие в целом – Закон, Откровение Божие – дано нам, чтобы мы совершенствовались, возрастали, и оно поэтому ставит перед нами такие высокие цели. Господь зовет нас быть подобными Ему. К той высоте, которая в принципе недостижима. Но надо к ней стремиться: ведь «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется. И употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Сам Господь помогает нам, если видит, что мы хотим спастись.

Человек, думающий о спасении, неизбежно размышляет о Страшном Суде, рае, аде. Но, даже зная догматы Церкви, всё же трудно совместить «Бог есть любовь» с вечностью адских мучений грешников. Знаю, что даже некоторые отцы Восточной Церкви не принимали этого.

Размышления о загробной жизни верующего человека заставляют не жалеть сил для достижения блаженства в Небесном Царствии. Ради него он готов жертвовать земными благами и самой жизнью. Да, сказано: «Бог есть любовь»: Он любит Своих верных чад, и потому открывает им путь в Царство Небесное, и предупреждает о гибельности греховной жизни. Ведь если у вас есть дети, вы приложите все усилия, чтобы какой-то злой человек  не повредил даже слуху ваших детей, сделаете всё, чтобы защитить их. Если Господь сказал «пойдут в муку вечную», это ведь пробуждает грешников, и у них тоже появляется возможность выбора и исправления. Вот два разбойника: один кается, другой – нет. Один в раю, другой – нет.

    Святитель Николай Сербский говорит: если бы ада не было, скольких людей это не удерживало бы от греха и как бы умножилось зло в мире. Чтобы в какой-то мере понять, что такое рай и ад, можно по аналогии с нашим миром представить себе, что вот мы соберем вместе добрых, кротких, любящих людей. Это будет радостное общение – прототип рая. И соберем вместе злых, гордых, завистливых людей – прототип ада. Как совместить тех и других, чтобы не нарушился рай? Человеческая леность ищет себе оправдания, не прилагая труда войти в Царство Небесное. Нужно различать учение Церкви и частное мнение Отцов.

Трудный вопрос о позиции православного человека в миру, от которой тоже, думаю, зависит его спасение. Надо бесстрастно взирать на беззакония или всё же бороться?

 Надо бороться,  но позиция должна основываться  на Откровении Божием. Господь говорит: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна…» (Мф. 5, 13). Наше противостояние беззаконию кроется в исполнении нами Заповедей Божиих. То есть жизнь по вере свидетельствует о нашей вере Богу. Господь зовет нас побеждать всякое беззаконие, бороться с грехом в себе. А это может подвигнуть к борьбе и другого человека, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного. Святые Отцы учат любить грешника и ненавидеть его грехи.

Михаило-Архангельский храм в Иркутске

Церковь – корабль спасения. Но, к сожалению, по моим личным наблюдениям, число ходящих в храмы значительно не увеличивается. Так в расцвет или закат России, немыслимой без Православия, входим мы ныне?

В период потрясений, глобальных изменений общественной жизни всегда всплывает пена, которая много шумит, бурлит, всегда на поверхности, на виду. Но что пенка на варенье – ее снимают и выбрасывают. Остается чистое. Общественные движения накричались. Ныне уже нет того подъёма, интереса, как в 90-е годы. Люди уже определились, где они и с кем. Что нам говорить о сегодняшнем дне нашей Церкви? Время покажет. Господь хранит Церковь Свою. Используем ли мы свой шанс? Но ведь и не количество христиан важно, а качество. Хотя видимое уменьшение числа прихожан бывает связано еще с переходом их во вновь открывающиеся храмы.

Как Вы думаете, почему у нас большинство населения всё же, заявляя себя православными, в храм почти не ходит, в Таинствах не участвует?

Первое – это наследие советской эпохи. Второе – в народе нет укорененности в вере, она не передается из поколения в поколение, как раньше. Но «христианства нет без Церкви» – еще в начале ХХ века обозначил священномученик Иларион (Троицкий). Он показал, что христианство без молитвенно-евхаристической жизни в Церкви – чудовищное заблуждение. Если бы мы так поставили вопрос об образовании: кто хочет, пусть учится – то многие дети не пошли бы в школу. Если бы сказали рабочим: если хочешь, приходи на работу – многие бы не пришли. Получается, никто не побуждает нас – зачем идти на службу? Народу необходимо религиозное просвещение. Надо активно использовать СМИ. А они у нас, известно, о чем вещают. В церковь люди чаще всего приходят, когда их посещают скорби. Остальные, получается, ждут аварии или другой беды…

Господь, придя «грешныя спасти», дал нам Таинство покаяния. Но вот, предположим, человек на исповеди кается, что убил трех человек (скажем, женщина три аборта сделала). Достаточно ли для спасения искренних слов покаяния или необходимо еще иное искупление греха?

Даже по 30–40 делают… Дело не в этом: здесь нет православного понятия о покаянии. Покаяние – это изменение жизни, оставление прежних грехов.  Если будем стремиться изменить свою жизнь, просить в этом помощи Божией, тогда невозможное становится возможным. Господь любит нас больше, чем мы, и потому может прощать больше, чем мы. «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Если нам полезно потерпеть какие-то скорби, болезни за наши грехи, то надо с благодарностью переносить их. Но никогда нельзя забывать, что Бог любит нас постоянно.

Отец Каллиник, человеку, чтобы следовать за Христом, надо читать Евангелие. Но привыкшему к конкретике современному читателю порой нелегко понять многие вещи в Священном Писании.
Первое, что мы должны усвоить: Евангелие – Благая весть, Откровение Божие людям, которое нам надо изучать. Евангелие – непререкаемое основание нашей религиозной жизни. У нас есть толкования святых Отцов. Ими мы пользуемся. Читайте творения Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, епископа Михаила (Грибановского) и другие. Сегодня в этом смысле благодатное время: есть возможность для самообразования, издается множество литературы.

Почему Бог неверующим людям не показывает явно, что Он есть? Почему некоторым Он являет вразумление в чудесах, в видениях, во сне, а другим нет?

Можно ли описывать слепому красивый пейзаж? Человек неверующий ничего не видит. Неверующие люди не видят Творца в Его творениях, они обоготворяют природу, и за этой ширмой прячутся от Бога. Господь ведает сердце человека, и Он Сам решает, кому дать это свидетельство, кому нет. Господь открыл нам самое главное – что Он есть, что Он любит нас до смерти крестной, указывает нам путь в рай и предупреждает о погибельном пути греха. Можно сказать, Господь приготовил всё необходимое для нашего спасения, но чтобы усвоить Его дары, надо приложить усилие воли. Стол накрыт, но чтобы быть сытым, надо хотя бы протянуть руку и поднять ложку. Разве трудно взять Евангелие и прочитывать хотя бы по одной страничке в день?! Разве трудно обратиться к Богу утром, перекреститься и поклониться перед едой, сказать «Слава Тебе, Господи!» после принятия пищи, вечером поблагодарить за прошедший день?.. Если мать любит ребенка, она помнит о нем постоянно, так и мы должны помнить Господа, насколько любим Его, и выстраивать свою жизнь в соответствии с Его Заповедями. Он и сказал нам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня».  (Ин. 14, 21).

   Господь призывает каждого человека разными путями. Отношение Церкви к чудесам, видениям, снам – отрицательное, потому что, не имея духовного опыта, легко принять ложь за истину. А если Господь кому-то и являет вразумление в чудесных видениях, то, даже если оно от Бога, в целях духовной безопасности лучше им не верить.

Батюшка, Вы настоятель Михаило-Архангельского прихода  29 лет. На Ваших глазах уже выросло новое поколение. Заметны изменения в прихожанах? Они идут ко спасению?

 Господь приводит людей в храм, в основном, через различные скорби. Кто кается и раскрывает для себя Откровение Божие, тот проникается жизнью Церкви. Кто по-настоящему пришел в Церковь, тот приобретает духовный фундамент. А там, где нет единства в семье, недоверие к истинам Церкви, где не было поддержки родителей, нет духовного развития. Эти люди отходят, но и в них посеяно семя веры, которое может прорасти позже.

Ваши пожелания читателям?

Уяснить смысл Божественного Откровения. Оно указывает человеку путь в Царствие Небесное и делает его гражданином этого Царства. И тогда человек не потеряет цель своей жизни до самого исхода из земной юдоли. А, следовательно, будет счастлив до конца своих дней.

Беседовала Людмила Листова

Протоиерей Каллиник родился 11 августа 1949 года в селе Аршан Бурятской АССР. Дед его, Леонтий, у которого было четырнадцать детей, отличался благочестивым образом жизни и передал это и своему сыну Ивану. Каждое воскресенье вставал рано и полностью вычитывал воскресную Литургию. Внук Каллиник много времени проводил с дедом: вместе стояли на молитве, вместе ходили рыбачить. У деда был громкий выразительный голос. И когда он вслух читал молитвы, Евангелие, маленькому внуку казалось, что тот разговаривает с  живым Богом. Родители Каллиника Иван Леонтьевич и Александра Иосифовна тоже были верующими, семья раз в год ездила на службу в Слюдянку, исповедовались и причащались. Священник тамошнего Никольского храма Александр Богданов, за плечами которого было десять лет колымских лагерей, оказал большое влияние на будущего пастыря. В 1968 году Каллиник впервые отправился в паломническую поездку и побывал в Псково-Печерском монастыре, где познакомился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), встреча с которым повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Принявши сан священника в 1972 году, отец Каллиник служил в храмах Бурятии, Дальнего Востока и Иркутской области. В браке у батюшки родилось четверо сыновей, двое из которых – Алексий и Герман – ныне священники.