Нужно познавать живой мир, а не виртуальный

Недавно «Прихожанин» открыл дискуссию, посвященную теме компьютера и интернета. Она была вызвана многочисленными спорами в православной среде. Одни верующие считают электронные средства информации и интернет злом, другие с этим мнением категорически не согласны. Первым на страницах нашего интернет-журнала высказал свое мнение протоиерей Андрей Овчинников («Всемирная паутина: ловушка или благо?»). Теперь – слово настоятелю храма Святой Троицы в Хохлах протоиерею Алексию Уминскому.

Отец Алексий, как Вы считаете: интернет опасен?

Мне кажется, нельзя говорить об опасности или безопасности интернета. Опасным может быть всё, что нас окружает. Взять те же спички. И они опасны, если ими неправильно пользоваться, поэтому их и прячут от детей. Вообще все вещи в мире могут быть полезными и в то же время опасными.

Как Вы сами относитесь к интернету: позитивно, негативно, нейтрально?

Я отношусь к нему спокойно. Для меня это просто средство коммуникации как мобильная связь и другие изобретения последних десятилетий. Надо понимать, что с каждым годом подобных изобретений будет появляться все больше, ведь наш мир становится все более и более технологичным.

Но есть люди, которые даже устраивают молебны против электронных средств связи… Да и от прихожан порой приходится слышать, что православные не должны пользоваться интернетом и позволять это детям.

Ну о чем это говорит?! Вероятно, о низком образовательном уровне этих людей, низком культурном цензе. С таким же успехом эти люди могут бороться или устраивать молебны против электричества. Необходимо, правда, помнить, что существуют различные формы зависимости, связанные с интернетом. Та же лудомания – непреодолимая тяга к азартным играм. Или игромания – когда ребенок сутками просиживает за компьютерными играми.

В моем детстве игры были человеческими: ребенок играл с другими детьми или с родителями. И игры эти носили активный или интеллектуальный характер: дворовые футбол и хоккей, шахматы и шашки – все это были игры с живыми людьми. Интернет подменил собой живое общение. Участники игры теперь либо виртуальные, созданные с помощью компьютерного кода, либо живые, но общаться с ними можно лишь в сети. Подобное неживое общение может, конечно, повлиять на сознание человека, особенно на неокрепшее сознание ребенка. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок познавал мир не только при помощи средств связи. Ведь окружающий нас мир – живой, а компьютер – мертвый. Мир – это все-таки физика, физические явления, а компьютер – это чистая математика.

Чем в этом случае плоха чистая математика?

Я поясню вам на примере одной конкретной истории. Есть у меня друг, зовут его Юрий Михайлович. Замечательный художник, прекрасный журналист, человек глубоко чувствующий и понимающий. Долгое время жил у него певчий кенар, которого Юрий Михайлович очень любил. Но однажды, к несчастью, он оставил окошко в мастерской открытым, через окно в квартиру забралась кошка и съела его любимца. Горю моего друга не было предела.

Как раз в это время шли пасхальные дни, и мы с друзьями решили утешить Юрия Михайловича – пошли и купили ему нового кенара. Причем продавец очень хвалил птичку, сказал, что кенар уже распетый, пять колен берет. Принесли мы наш подарок Юрию Михайловичу. Он, правда, поначалу ему не сильно обрадовался, потому что уж очень тосковал по старому другу. Но самое главное – кенар не хотел петь. Юра нам потом рассказывал: «Какую музыку ему ни ставлю – классику, джаз, – никак не реагирует».

И вот мы с друзьями вновь в гостях у Юрия Михайловича. Пасхальные дни еще не закончились. Юра накрыл стол, поставил рюмочки, нарезал колбаски. И перед трапезой я запел пасхальный тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». И вдруг наш кенар тоже запел. Да так сладко запел, что Юрий Михайлович даже расплакался от неожиданности и счастья. Я спрашиваю его: «Юра, ты ему какую музыку ставил?» Юрий Михайлович показывает разные диски: «Вот, – говорит, – классика, джаз». Я тогда ему пояснил: «Диски – это цифра, не живая музыка, а живое существо цифру не слышит. Оно слышит только живой голос. Если бы хоть была бы виниловая пластинка, он бы ее услышал, а цифру – нет».

То же самое с компьютером и интернетом. Как цифра отличается от живого голоса, так интернет отличается от реального мира. Но мы, люди, этого не понимаем и не замечаем. И всё больше вокруг нас физику, физические явления вытесняет бездушная математика. А человек – существо живое, он должен учиться смотреть, слышать, чувствовать окружающий его реальный физический мир.

Конечно, технически компьютер и интернет – вещи потрясающе удобные. Они дают человеку возможность получать самую разную информацию, общаться через скайп с другими людьми, находящимися в разных уголках Земли, писать, творить, спорить...

Другими словами, компьютер и интернет – вещи полезные, если только человек не становится их рабом. Именно в этом таится опасность интернета. Можно вспомнить слова апостола Павла, который сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Если Интернет в моих руках – это прекрасно, если я в руках интернета – это плохо.

Как же не допустить этого и не оказаться в руках интернета? Особенно это важно, когда речь идет о детях. Ведь часто так случается: родители на работе или заняты своими делами, а ребенок с головой ушел в компьютер, и чем он там занимается, никто не ведает.

Подобная проблема была и раньше, когда не было ни компьютера, ни интернета. Но тогда это была проблема телевидения и видеофильмов. Ведь дело здесь не в технике. Родителям проще, чтобы ребенок не мешал им заниматься своими делами, включить телевизор, поставить какой-нибудь фильм или сунуть малышу в руки какой-нибудь цифровой гаджет. Что бы ни делал – лишь бы не мешал папе с мамой. Это позиция отделения. И очень грустно ее наблюдать. Ведь самое печальное, что потом уже ничего не исправишь. Я считаю, что когда родители дают ребенку в руки гаджеты, чтобы он погружался в виртуальный мир, они тем самым отворачиваются от своего малыша, ПРЕДАЮТ его. Но действий не бывает без последствий. И такое предательство родителей своего ребенка позже сильно ударит по самим родителям, только исправить уже будет ничего нельзя.

Но что поделаешь? Время ведь сейчас непростое: кризис, падение доходов... Многие люди заняты проблемой выживания, и у них мало сил и времени остается на детей…

Мне кажется, это все немножко надуманно. Или нам просто хотят внушить такую мысль. Я не считаю, что сегодняшнее время с точки зрения материального обеспечения или возможностей хуже, чем 60–70–90-е годы. Вот тогда люди действительно жили очень скудно, очень бедно, имели ограниченные возможности. Сейчас этого нет. Современный человек может спокойно путешествовать, пусть по своей родной стране, но все же без проблем. Он может ходить в музеи, на выставки, и возможностей для этого имеет значительно больше, чем 20 или 40 лет назад. Это шестой iPhone стоит дорого или какой-нибудь крутой компьютер, типа «Mac Pro», а чтобы просто погулять с ребенком в парке или поиграть с ним дома на ковре – на это денег не нужно. Только желание.

Раньше был двор, куда ребенок убегал играть. Теперь его заменила социальная сеть…

Да, двор исчез. Я сам, когда был ребенком, много времени проводил во дворе. И дворовые друзья были самые лучшие, самые преданные. Но, между прочим, двор тоже таил в себе немало опасностей, и дети именно во дворе узнавали самые гадкие вещи. Как сейчас из интернета. Но ведь сейчас есть много самых разных кружков, студий, секций по интересам. Есть детские движения, в которых ребенок может найти себя или приложить свой талант.

И то, что сегодня ребенок предпочитает социальную сеть общению с родителями, – это вина родителей, которые не хотели заниматься своим малышом, когда он был маленьким. Это вопрос упущенного времени. Поздно и бессмысленно предлагать общение подростку в 14–15–16 лет. Об этом надо было думать значительно раньше.

Поймите: плох был не сам двор в нашем детстве и уж тем более не компьютер и интернет сегодня – просто детям необходимо общение, самореализация, познание мира. И потому главная задача родителей – помочь ребенку найти себя в интересном деле, найти хороших друзей для общения.

Отец Алексий, и последний вопрос: какой совет Вы дали бы родителям: разрешать детям пользоваться интернетом или запрещать?

На этот вопрос не так просто ответить, как Вам кажется. Я бы дал совет иного плана. Родителям, у которых есть дети предподросткового возраста, я посоветовал бы сделать упор на доверие. Это доверие необходимо воспитывать и хранить. С ребенком надо все обсуждать, ему необходимо давать определенную свободу. Вот если у ребенка сохранятся доверительные отношения с родителями, тогда папа с мамой будут прекрасно знать, в каких соцсетях сидит их сын или дочь, с кем и о чем переписывается. И тогда вопрос опасности интернета отпадет сам собой.

Подготовил Петр Селинов


 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить