Движение «Сорок сороков»: если не мы, то кто?

Три года назад в Москве появилось общественное движение «Сорок сороков». Наибольшую известность оно приобрело в связи с защитой храмов, строящихся по «Программе-200». Кто и почему выступает против новых храмов в столице – обычные жители или специально подготовленная и группа людей, – какие методы используют, каковы способы нейтрализации их действий, рассказывает один из координаторов движения Андрей Кормухин.

Торфянка – испытание веры

Андрей, что стало мотивом для появления общественного движения «Сорок сороков»?

Наше движение создалось в 2013 году как постфактум после известных событий, связанных с выступлением известных особ в Храме Христа Спасителя, с информационной атакой на Святейшего Патриарха и на Русскую Православную Церковь. Мы понимали, что у православной общественности на тот момент не хватало эффективных инструментов, чтобы защитить свое духовенство и Церковь от незаслуженных оскорблений и нападок. Мы чувствовали, что поступаем не совсем честно, наблюдая эту информационную атаку со стороны, сидя, сложа руки, хотя мы такие же граждане своей страны, как и те, кто развязал эту войну. И можем позволить некоторые вещи, которые клирики позволить не могут. Мы должны научиться вести информационную войну. Например, участвовать в ток-шоу и называть вещи своими именами, давать в СМИ адекватные ответы на выпады наших противников, вести судебные тяжбы. Поэтому мы выбрали направление – быть, как модно сейчас говорить, правозащитниками, защищая интересы православных христиан, Церкви в общественном пространстве.

Что для вас означает защищать интересы Церкви в общественном пространстве?

Возьмем хотя бы ситуацию в парке Торфянка Лосиноостровского района Москвы. На его окраине должны построить храм в рамках «Программы-200». Но, когда были согласованы все документы и строители готовились приступить к делу, на местных жителей, которые ждали этого дня 15 лет, обрушилась волна протестов со стороны иностранных средств массовой информации: радио «Би-би-си», «Свобода», агентств «Франс-пресс» и «Фигаро». Из наших: «Газета.ру», «Лента.ру», «Эхо Москвы», «Сноб». После чего появилась организованная группа так называемых храмофобов, которая ездит по Москве и мешает строительству храмов. По нашим данным, полученным из правоохранительных органов, они это делают небескорыстно и очень профессионально.

Храмофобы ищут и используют малейшую возможность зацепиться, как им кажется, за какие-то правовые недоработки. И, опираясь на это, организуют массированную информационную атаку по этому поводу, активно подключая социальные сети и распространяя лживую информацию, клевету, обливая грязью нашу Церковь. В соцсетях в отношении той же Торфянки звучали постоянные угрозы снести крест, установленный на строительной площадке, оскорбления Христа, православной веры. Ими также был инициирован судебный процесс об оспаривании публичных слушаний, касающихся строительства храма в Торфянке, которые прошли в 2012 году. Суд состоялся летом этого года, и в итоге мы выиграли.

Минувшим летом во время активной фазы противостояния наши противники, среди которых, по странному стечению обстоятельств, были представители КПРФ, ЛГБД, партии «Яблоко», вели себя очень агрессивно, несколько раз резали забор из сетки, которым обнесена территория застройки, блокировали машинами подъезд строительной техники, провоцировали верующих на неадекватные действия. Все это можно увидеть в видеосюжетах, которые есть интернете(https://vk.com/event111307716), на сайте движения «Сорок сороков».

Как им удалось настроить людей против строительства храма?

Вы спрашиваете, как им удалось заморочить народу голову? Очень просто. Берется ситуационный план, на котором отмечено 6,3 гектара под комплексное благоустройство в связи со строительством храма. В этом 6,3 гектара есть кусочек в 20 соток, выделенный непосредственно под храмовый комплекс. Зеленым выделена территория под комплексное благоустройство, а под храмовой комплекс – розовым. Все это распечатывается на черно-белом принтере, цвета сливаются в один, и вам говорят: «Видите, у нас захватывают 6,3 гектара парка, почти половину». Человек смотрит: судя по плану, действительно, 6,3 гектара под храмовой комплекс. Возникает внутренний протест: «У, гады какие! 6,3 гектара! Земли им мало! Хотят всю Москвы захватить». А дальше звучит стандартный набор: «Подписаны документы на то, что там все деревья в парке вырубят, больше мы гулять не сможем, потому что оградят забором и не будут никого пускать. В этом участвует Патриархия, они строят гостиницу для гастарбайтеров, строят приют для бомжей, реабилитационный центр для наркоманов и кучу своих хозпостроек». Причем наши противники хитро себя ведут. Они прекрасно понимают, что в православной стране, выступив откровенно против Православия, можно получить обратный эффект. Поэтому они не спрашивают: «Вы против храма?» А спрашивают: «Вы против того, чтобы здесь было капитальное строительство?» И слышат в ответ: «Да, против». «Тогда подпишите, пожалуйста, и свои координаты оставьте».

Далее они ставят перед собой задачу в момент начала конфликта вывести на улицу как можно больше людей и на волне массового недовольства снести ограждение, крест, а затем добиться отмены стройки. Они вывели на митинг протеста 200–250 человек. Но мы не дали ни сломать забор, ни поругать крест. Дежурили там днем и ночью – круглосуточно. И до сих пор дежурим – уже 7 месяцев. В ответ храмофобы открыли такой информационный огонь по движению «Сорок сороков», что мало нам не показалось. Ну, ничего, мы выстояли. Бог-то в правде. И сила в правде. И люди потом разобрались. И сейчас у них остался только актив – человек 50. Строительство должно было начаться 18 июня. Но оно заморожено.

16 января мы провели на Торфянке свою акцию, собрали подписи в защиту строительства храма и направили письмо Правительству Москвы, чтобы приказ об отмене градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), по которому предполагалось построить храм, был анулирован. Надеемся, решение будет принято в нашу пользу. Следующая наша акция запланирована на 30 января.

Справедливости ради скажу, среди наших противников есть и адекватные люди. Но они, раз приняв решение, уже не могут от него отказаться. Мы им говорим: «Друзья, мы православные христиане: не дадут нам здесь храм построить, мы воспримем это как Промысл Божий, смиримся и уйдем. А вы что будете делать, если проиграете? Вы выступили против Церкви, против Православия, против многих своих соседей. На вас же весь мир обрушится. Давайте лучше договоримся. Вместе объявим, что не собирается Русская Православная Церковь никакой парк захватывать, не собирается никакие деревья вырубать. Двадцать соток – и ни сантиметра больше, мы готовы сами подписаться под этим». Но ведь им не это нужно. Они пришли бороться с Церковью, а не искать правду.

На этой акции от некоторых ваших противников можно было услышать, что вам предложили площадку для храма в другом месте.

Ну, во-первых, местные православные жители хотят, чтобы храм находился в шаговой доступности. А во-вторых, мы уже это проходили. Ты приходишь, как у нас было в Гагаринском районе, в другое место, а они уже там: мы не против храма, мы просто против строительства в этом месте.

Я совершенно убежден, что в своей работе они используют технологии Майдана. Я считаю, что во время организации акций, направленных против Церкви, идет консолидация протестного электората, чтобы в определенный час вывести людей на улицы Москвы и устроить очередную «оранжевую» революцию. Поэтому координаторы, как правило, одни и те же. И митинг против строительства храма на Торфянке организовывали те же люди, которых мы видим как организаторов митинга Навального, который прошел минувшей осенью в Марьино. Все эти технологии прописаны у Джина Шарпа, отца «цветных революций», в его книгах: «От диктатуры к демократии» и «198 методов ненасильственных действий». И наши противники их используют.

Почему в некоторых районах, на той же Ходынке, вам удалось быстро дать отпор храмофобам, а на Торфянке не получилось?

Тогда время было другое и ситуация была другая. Это был 2013 год. Не было ни Украины, ни санкций, ни геополитической ситуации. То есть информационный фон был более-менее спокойным. И ситуация в стране не способствовала быстрой детонации конфликта. Образно говоря, они пытались поджечь, а не загорелось. Плюс власть была более решительно настроена. Проведя Ходынское стояние, мы переломили ситуацию, и храм сейчас такой красивый стоит. А люди, которые выступали против храма, теперь приходят к батюшке отцу Василию Бексею или СМС присылают с извинениями за то, что так себя вели и были против стройки. А на Торфянке власть заняла выжидательную позицию, ответив на наше письмо, что стройка заморожена «в связи с конфликтной ситуацией».

Могут ли помочь движению «Сорок сороков» люди из других районов Москвы или из Подмосковья?

Могут. Надо приезжать на наши акции в защиту храма, подписывать обращение к московским властям. Мы даем всю информацию в нашей группе «ВКонтакте». И, честно говоря, мы поначалу обижались на людей, что они пассивны. Но за короткое время движение набрало такие обороты, что люди сами приходят и не надо никого агитировать. Все понимают, что мы боремся за наши традиционные ценности и будущее наших детей.

Какими информационными ресурсами вы пользуетесь?

В основном, «ВКонтакте». «Фейсбук» менее активен. Его пользователи очень много говорят, но мало делают. «ВКонтакте» – наоборот: люди меньше говорят и используют сеть как инструмент для координации своих действий. К сожалению, должен констатировать, что мы, православные люди, проигрываем информационную войну. Мы хорошо представлены в информационном пространстве, когда речь идет о православных праздниках. Но, к сожалению, когда дело касается скандальных вещей, информационное пространство занимают противники Церкви. И власть, видимо, испугавшись, что может выглядеть в соцсетях неприглядно, пока наблюдает за развитием конфликта.

Вера в кризис

Андрей, Вы многодетный отец. Как близкие относятся к вашей общественной деятельности? Ведь это и опасно, кроме всего прочего...

Не могу сказать, что они всегда только «рукоплещут». Бывает и взаимопонимание с супругой полное, а иногда случаются и конфликты на этой почве. Не всегда, возможно, я уделяю столько времени семье, как раньше. Но, слава Богу, у меня старшие сыновья уже достаточно взрослые, они мне помогают: берут на себя обязанности по дому и по воспитанию младших. У меня семеро сыновей и две дочки. Так мужское население преобладает. Сыновья меня поддерживают морально, так как понимают, что им придется жить в том, что мы создадим сегодня. Я и занялся-то этим делом только из-за них. Если не мы, то кто?

Вы могли бы, как многодетный отец, дать совет, как выжить в кризис?

Могу, но, наверное, люди невоцерковленные меня не поймут. Я всегда придерживался формулы, что Господь ни одного рта голодным не оставит. Мы с женой первых двух детей своих рожали в съемной квартире. Когда третий появился, у нас уже было куплено две комнаты в трехкомнатной квартире. Далее помог кризис 98-го года: цены на недвижимость упали, и мы выкупили оставшуюся часть квартиры. С появлением каждого ребенка происходили какие-нибудь чудеса. Господь помогал всегда и даже денег нам посылал ровно столько, сколько нам было нужно. Поэтому совет всем нашим братьям и сестрам во Христе – всегда уповать на Бога. Когда нашей семье требовались деньги, всегда появлялся человек, который предлагал мне ту или иную работу, а у меня специальностей много.

Беседовал Максим Ветров

Справка

Андрей Кормухин является одним из координаторов движения «Сорок сороков».

Общественное движение «Сорок сороков» возникло в 2013 году. В настоящее время, по оценке его координаторов, насчитывает около 10 тыс. человек по всей стране.

Основными задачами его участников является защита храмов и клира, православное образование молодежи. Движение организует массовые акции в защиту строительства новых храмов, оказывает волонтерскую и бесплатную юридическую поддержку православным приходам в Москве. Благодаря своей деятельности им удалось отстоять строительство 15 храмов в Москве, возводимых по «Программе-200», в частности храмовый комплекс Прп. Сергия Радонежского и Архангела Гавриила на Ходынском поле, Иконы Божией Матери «Споручница грешных»  (ул. Камова, вл. 2 А) (район Косино-Ухтомское), храм в честь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Мичуринский проспект, владение 15) и др.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить