Икона – это Божие откровение

В галерее «Царская башня» на Казанском вокзале Москвы открылась выставка современной иконописи, на которой представлено более ста работ ведущих иконописцев России. Одна из работ принадлежит кисти Санкт-Петербургского иконописца, руководителя иконописно-реставрационной мастерской св. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко. Что такое икона, какие проблемы существуют в современной иконописи, возможно ли в наши дни появление нового Андрея Рублева – об этом иконописец рассказал нашему изданию.

Дмитрий, вы занимаетесь иконописью почти четверть века, а первый свой образ написали в 15 лет, хотя и не думали тогда, что станете иконописцем. Икона для вас – это способ самовыражения, открытие себя в творчестве или молитва?

 Все вместе. Икона  это моя жизнь. Она формирует и образ жизни, который состоит из очень многих компонентов: служения Церкви в качестве иконописца, самовыражения, творческого делания, труда. В нем есть ремесло со своими законами и правилами техники и технологии традиционного иконописания, которые нужно педантично соблюдать. Хотя если сфокусироваться только на этом, то, скорее, получится долговечная матрешка, а не икона. И, конечно, это попытка общения с Богом, попытка слышать и слушаться Его, потому что без этого будет не иконопись, а религиозное искусство, когда человек слышит только себя самого.

Ведь икона  это откровение Божие, адресованное человеку. Иконописец здесь выступает не как творец-художник, а как соавтор, сотрудник Божий. Он реализует Божественный замысел теми средствами  талантами, – которыми Сам же Господь его и одарил. И в этом смысле он избранник Божий, потому что не каждый художник, умеющий рисовать, становится иконописцем. Приход в иконопись сотрудников лаврской иконописной мастерской и многих моих коллег свидетельствует о том, что эти люди однажды резко изменили свои ценностные ориентиры. В иконописное творчество они пришли из реставрации, из театрального искусства, из светской архитектуры или живописи. Они все это оставили и занялсь только иконописью. Я говорю о тех иконописцах, кто сделал выбор в 1990-е годы. Им пришлось пережить на новом поприще и нужду, и непонимание бывших коллег, и протесты родственников. Все это стало посильным потому, что их призвал Господь. Человек услышал этот призыв и пошел за ним.

 Насколько во время работы Вам удается сохранить молитвенный настрой?

 Наверное, это самая главная проблема не только иконописца, но и любого христианина. Если Вы спросите об этом монашествующих, то Вам искренне ответят, что главное препятствие, возникающее в духовной жизни,  это препятствие молитве. То же и у иконописца. Мы люди немощные, нас очень многое может отвлекать во время работы: радио, какое-то движения вокруг мастерской, неизбежное общение, телефонные звонки. Но человек, стремящийся к духовному образу жизни, видит за всем этим не просто мирскую суету, а попытку рассеять его молитвенный настрой.

Увы! О себе не могу сказать, что я благочестивый христианин, который не пропускает даже малое молитвенное правило, положенное нам Церковью, и, к сожалению, не всегда совершаю его во время работы над образом. Конечно, по разным причинам бывает, что дерзновенно приступаешь к работе неготовым, не усмирив в сердце суетные переживания, заботы и эмоции. Результаты такой работы говорят сами за себя, и потом приходится все переделывать.

С другой стороны, мы всегда не готовы. Точно так же, как всегда недостойны и не готовы приступать к Святым Дарам. И как в осуждение может быть Причастие, так и нерадивому иконописцу его труд может быть в осуждение. Но «Бог попираем не бывает» и даже плохими иконами не будет посрамлен. Повредит это тому, кто безответственно совершает свое служение, навлекая на себя и своих близких очень большие проблемы. И хорошо, если мы, иконописцы, об этом помним и сокрушаемся в сердце: «Прости, Господи, не достоин приступать к этому деланию». Признак ответственности человека за свои поступки  это память смертная. Понимание, что за всякий написанный образ придется давать ответ Творцу,  это дополнительная память смертная у иконописца.

 Как Вы оцениваете эту выставку? Насколько профессиональные работы здесь представлены?

 Здесь, по преимуществу, собраны работы мастеров очень высокого уровня, и мне по-человечески приятно, что в числе выставленных икон оказалась и моя работа, потому что пока я не достиг уровня многих из представленных здесь иконописцев. На выставке есть работы художников, представляющих андеграунд в иконописи. Эти мастера ведут активные творческие и духовные поиски. Они в предмете, напоминающем икону, подчас вместе с традиционной иконографией реализуют и собственные размышления. Ради убедительности этих размышлений художник свободно позволяет себе деформировать сложившуюся иконографию. Иконописец все же этого не делает. Я бы охарактеризовал это не столько образом, сколько интеллектуально-религиозной живописью в технике традиционных церковных искусств, призванной пробудить в зрителе сочувствие и призывающей размышлять вместе с автором. И еще на выставке есть группа начинающих мастеров, уже многого достигших на поприще иконописания.

Эта выставка понравилась мне своей географической широтой и многоплановостью: разные поколения, различная техника, разные школы, духовный и профессиональный опыт. Она дает срез всего того, что делается сейчас в сфере церковного искусства одаренными людьми. Признаюсь, до недавнего времени я категорично относился к такому понятию, как выставка современной иконы. Место образу не в выставочном зале, а в храме. Но постепенно был вынужден согласиться с тем, что подобные проекты нужны. Хорошая икона – это проповедь о Христе. В том числе и для тех, кто приходит в храм нечасто и более всего любит в Церкви ее высокодуховную культуру. Для них труд современников может быть убедительным аргументом, подтверждающим жизнеспособность этой неиссякаемой культуры. Эти выставки также позволяют иконописцам увидеть работы своих коллег, в каком направлении те развиваются, обменяться творческими идеями, может быть, чему-то научиться.

 Какие, с Вашей точки зрения, существуют проблемы современной иконописи?

 Некоторое время назад у меня появилось ощущение, что новые коллеги обращаются к иконе по причине исключительно материального интереса. Сегодня это неудивительно, ведь основной заказчик произведений искусства для художников – это Церковь. Соответственно многие художники, чтобы как-то выжить, берутся за церковные заказы. В этом не было бы ничего плохого, если бы они стремились к воцерковлению. Но, к сожалению, на фоне нехватки хорошо образованных иконописцев в регионах иногда к такой работе приступают люди и малоцерковные, и непрофессиональные. Хотя я ни в коем случае никого из них не осуждаю. Их заставляет браться за это невостребованность изобразительного искусства в нашем обществе и забота о семьях. Проблема в другом (и мы уже говорили об этом): насколько человек осознает ответственность за создаваемые им образы. Понимает ли он, что писать в храме – великая ответственность.

Но, с другой стороны, неисповедимы пути Господни. И я знаю немало художников, начавших заниматься иконописью из материальных соображений, а в итоге воцерковившихся и ставших настоящими иконописцами. И в этом, бесспорно, есть Промысл о каждом человеке.

Еще одна проблема  это внутреннее выгорание зрелых иконописцев. Когда настоящий мастер, который трудится на этом поприще более 30 лет, имеет авторитет и уважение, вдруг чувствует, что устал. Он говорит, что не видит больше в своем творчестве перспектив для роста, ему стало неинтересно, он уже повторяет сам себя, ничего не ищет, ничему не учится и думает о смене профессии. Я не стал бы говорить об этом, если бы не слышал эти слова от самых разных коллег. А многие не решаются сказать, но это видно. Но самое интересное, что на работах такого иконописца это совсем не отражается. И даже, наоборот, в период сомнений и переживаний у него появляются самые лучшие работы. Мне кажется, объяснить это можно тем, что человек находится в состоянии сомнений, когда жаждет диалога с Богом, хочет, чтобы Господь его услышал и протянул Свою руку. И этот поиск выхода из тупика может закончиться каким-то откровением. Или событиями в жизни человека, подтверждающими, что ему нужно продолжать заниматься тем, к чему его в свое время Господь и призвал.

 На Ваш взгляд, появление нового Андрея Рублева в наши дни возможно?

 Мне кажется, такие мастера уже есть. И если в творческом служении они не достигли еще тех высот, что Андрей Рублев или Феофан Грек, то это следствие окружающего их современного малодуховного общества. Они точно так же, как и большие мастера в прошлом, задают в нашем времени направление развития церковного искусства для последующих поколений, словно ледоколы, прокладывают «фарватер», и за ними следуют и все остальные уже без риска «пойти ко дну», будучи раздавленными льдами конъюнктуры, моды или безразличия. Их образы можно увидеть и на этой выставке. И по их работам, уверен, спустя время кто-то будет анализировать духовное состояние наших современников, как мы жили, чем дышали, чему и кому служили. И выставка достаточно объективно повествует о переменах в жизни нашего общества, произошедших с момента празднования 1000-летия Крещения Руси. Но и утверждает факт: икона возвращается и снова свидетельствует о присутствии Божием в нашей жизни.

Справка

Дмитрий Мироненко  кандидат искусствоведения, руководитель иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры.
Родился в 1971 году.

Образование:

1990 г. – Свердловское художественное училище, оформительское отделение.
1996 г. – Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, факультет живописи, реставрационное отделение.

За время творческой деятельности написал множество икон, расписывал 4 храма и 1 часовню, спроектировал и реализовал 15 иконостасов в России и за рубежом.
Кроме иконописи, занимается реставрацией, проектированием иконостасов и церковных интерьеров, научной работой, преподаванием.

На выставке «Современные иконописцы России» представлено более 150 работ: иконы, шитье, мозаика, плоская скульптура. Они созданы лучшими мастерами и ведущими иконописными мастерскими Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбуга, Твери, Владимира, Архангельска и других городов России. В их числе архимандрит Зинон, Ирина Зарон, священник Андрей Давыдов, Александр Соколов, Александр Чашкин, Дмитрий Мироненко, Александр Стальнов, Валентина Жданова,  Иван Кусов, Максим Шишуков (г. Свияжск), Филипп Давыдов, Ольга Шаламова, Денис Иванников, выпускники иконописной школы Троице-Сергиевой лавры и ПСТГУ. Мозаичные работы представлены Александром Карнауховым и Валентином Борисенко, шитье – мастерской «Убрус» (рук. Елена Катасонова) и мастерской Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря (г. Екатеринбург). 

Организаторы выставки: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей.

Адрес выставки: Комсомольская пл., 2 (в здании Казанского вокзала), галерея «Царская башня».

Время работы:  с 11 декабря 2015 года до 19 января 2016 года. Ежедневно с 10.00 до 20.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Без выходных.

Беседовал Алексей Ордынский


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить