В чем сила культуры?

Наш мир с каждым днем стремительно меняется. Место книг в руках современных детей занимают игровые гаджеты, классическую музыку и искусство вытеснил телевизор, вместо фильмов, заставляющих зрителей думать и сопереживать, нам все чаще предлагаются бессмысленные сюжеты художественных картин, своего рода жвачка для ума.

Теряет ли культура свое значение? Об этом наш разговор с автором книги «Мягкая сила культуры», ректором Курской Духовной семинарии, кандидатом филологических наук архимандритом Симеоном (Томачинским).

– Отец Симеон, книга «Мягкая сила культуры» представляет собой сборник Ваших статей о культуре, написанных в разные годы. Получается, что эта тема волнует Вас уже долгое время. Почему?

– Потому что культура играет огромную роль в жизни человека и общества. Хотя порой мы этого и не замечаем, но элементами культуры пронизана буквально вся наша жизнь, каждый наш день. Книги, которые мы читаем; фильмы, которые смотрим; музыка, которая фоном звучит в магазине, куда мы идем за покупками; даже расклеенные по городу плакаты – все это элементы культуры. Другое дело, что мы привыкли об этом не задумываться и незаслуженно приуменьшаем значение культуры в нашей жизни.

Именно культура во все эпохи считалась важнейшим фактором самосознания для любой нации, понимания ее места и миссии в мире. Ведь все человеческие ценности, созданные на планете, были сформированы и продолжают формироваться под воздействием культурного фактора.

– Простите за провокационный вопрос, но ответьте, пожалуйста, зачем человеку культура? Что она ему дает? Почему вообще человек должен быть культурным? Зачем в наши дни современных технологий нужны литература, классическая музыка, живопись?

– Как известно, у человека есть духовная составляющая и составляющая телесная. А между ними – область душевная, которую также можно называть эстетической, или культурной. И для внутреннего развития человека очень важно, чем он заполняет эту сферу: высокими образцами или низкопробной безвкусной подделкой. Именно возвышенные элементы культуры близко соприкасаются с областью духовной. Конечно, это не совсем духовная сфера, но душевная, а эти области тесно переплетены между собой. Об этом много и подробно писал святитель Феофан Затворник.

Вы знаете, откуда происходит слово «культура»? От латинского слова «культураре», что переводится как «возделывать землю, почву». И когда мы говорим о человеке, что он культурный, то хотим тем самым сказать о возделывании его души. Культурный человек в своей душе имеет своего рода «камертон», который помогает ему не только отличать подлинное от подделки, но и объяснять это отличие другим людям.

Я считаю важным, чтобы каждый православный человек обладал таким культурным «камертоном». Ведь по людям верующим зачастую судят обо всей Церкви. И если верующий позволяет себе предпочтения из области низкой культуры, то это негативно отражается и на самой Церкви, наносит ей определенный ущерб.

Ведь во все времена Церковь высоко ценила культурное наследие человечества. Святые Отцы преображали классическую культуру, они творили на фундаменте высокой культуры, уже созданном предшествующими поколениями. И никогда христианство не отрекалось от своего культурного наследия, – напротив, брало из него все лучшее и преображало, одухотворяло его. «Все прекрасное, что сказано человечеством, принадлежит нам, христианам»,  примерно так звучит мысль святого Иустина-мученика.

– Вы преподаете литературу в Курской и Московской Духовных семинариях. Какие мысли стремитесь Вы донести до будущих священников? И часто ли они с Вами спорят, пытаясь убедить, что главное дело священника – молитва, а не культура?

– На первом занятии мы пытаемся разобраться в главном вопросе: зачем будущему священнику изучать литературу, когда есть такие более важные предметы, как богословие, катехизис, история Церкви и т.д. И, разбираясь в этом вопросе, мы находим немало побудительных мотивов в пользу изучения литературы. Разумеется, не в ущерб основным богословским предметам.

На мой взгляд, священник ни в коем случае не должен пренебрегать великим культурным наследием. В противном случае он обедняет не только самого себя, но и свои проповеди. В наши дни в церковь ходят люди образованные, интеллигентные. Они хотят видеть в священнике человека, прекрасно разбирающегося в культурных и исторических процессах. Именно поэтому, к примеру, в Курской Духовной семинарии мы ввели курс «Мировая культура в свете христианства». Он включает в себя историю литературы, историю музыки, историю живописи и историю кино. Важно, чтобы священники понимали: вся мировая культура стоит на христианском фундаменте и проникнута христианскими ценностями. И если будущему священнику предстоит дискутировать по вопросам культуры, он должен уметь это делать и хорошо понимать, о чем говорить.

– Интонацию Вашей книги «Мягкая сила культуры» многие оценивают как предостережение. От чего Вы хотите предостеречь своего читателя? От пошлости? От влияния западной культуры?

– Прежде всего хочу предостеречь от недооценки культуры, от отрицания самого факта ценности культуры в жизни человека. Есть немало людей, которые называют себя духовными, и при этом считают, что культура, литература, музыка, живопись им не нужны.

Но у святых Отцов подход был совсем иной. Вспомните наших великих каппадокийцев, блаженного Августина, Феофана Затворника, преподобного Амвросия… Они были людьми культурными и образованными. И разбирались не только в религиозных вопросах, но и прекрасно понимали литературу, в целом культуру и даже науку. Нам надо следовать их примеру. Кроме того, в своей книге я хочу предостеречь от того антикультурного запала, который мы иногда встречаем у верующих. Главный посыл моей книги – игнорировать культуру недопустимо!

Мы с вами сегодня видим сильное противостояние двух цивилизаций: православной и англо-саксонской. И в этом противостоянии англо-саксонская цивилизация активно использует различные культурные феномены. Как пишет один из ее идеологов Збигнев Бжезинский, американская культура оказывает более сильное воздействие, чем просто политические или военные методы. И когда мы говорим о культуре, нам надо постоянно помнить многочисленные сферы ее применения: частная жизнь, общественная, политическая, геополитическая…

– А как, затрагивая вопросы культуры и литературы, говорить о великих атеистах? Что, к примеру, в курсе своих лекций Вы рассказываете о Льве Толстом?

– Толстой – фигура трагическая и загадочная. С одной стороны, он как писатель наиболее полно выразил русскую душу, русский характер. В то же время он боролся с родной Церковью, которая плоть от плоти русского народа. В этом и заключается трагическое противоречие великого писателя.

Взять, к примеру, «Анну Каренину» и «Войну и мир». Это несомненно глубоко христианские произведения. «Анну Каренину» я вообще советую в обязательном порядке читать всем, кто собирается вступить в брак.

Трагедия Толстого как личности заключается в том, что он, автор христианских произведений, умер отлученным от Церкви, так и не примирившись с ней. Это его человеческая трагедия. Но эта и наша история, и мы не должны вычеркивать из памяти этот факт. Поэтому своим семинаристам я рассказываю о парадоксе Толстого, парадоксе, который никак нельзя объяснить, а можно только констатировать… Я не думаю, что кого-либо из русских писателей можно назвать атеистом. У многих из них, возможно, в разные периоды жизни были какие-то сомнения, метания, но я полагаю, что в русской литературе нет абсолютных атеистов. Порой как об атеисте говорят о Фете, хотя на самом деле он тоже не отрицал существование Бога. У нас в Курской области есть его усадьба. Известно, что каждый год к Фету из Курской Коренной пустыни привозили икону и в его усадьбе служили Литургию. А если посмотреть на его поэзию, то становится очевидным, что многие его стихи – это по сути гимн Богу. Вспомните, скажем, его замечательное стихотворение «Не тем, Господь, могуч, непостижим…»

– Есть ли у Вас любимые христианские произведения? Вы много читаете, о многих писателях рассказываете своим слушателям, но есть же что-то особенно любимое.

– Одно из самых моих любимых – «Сила и слава» Грэма Грина. Произведение, главный герой которого – священник. И автор показывает читателю не идеального священника, не рыцаря без страха и упрека, а самого обычного человека со своими недостатками, осознающего свою немощь и в то же время понимающего свое призвание. Он обречен на смерть, но все равно несет свое служение. Это произведение я считаю одним из важнейших в нашем семинарском курсе.

Люблю также Сент-Экзюпери. Из русских, понятное дело, Достоевского. Сейчас я профессионально занимаюсь Данте. Ну, и конечно, вершиной литературного и духовного творчества для меня является «Исповедь» блаженного Августина. Ее, вероятно, надо поставить на первое место в списке самых главных христианских книг.

– Отец Симеон, среди тех, кто приходит учиться в семинарию, наверное, не так много заядлых любителей чтения? Удается ли Вам привить своим студентам любовь к книге?

– Самая большая сложность заключается в том, чтобы подобрать ключик к душе каждого человека. К сожалению, ритм и условия нашей жизни не особенно располагают к чтению. Сегодня книге трудно конкурировать с разными гаджетами и интернетом. Это люди старшего поколения не мыслят жизни без печатных книг, а современная молодежь прекрасно без них обходится. И это очень печально.

Но надо помнить, что вся наша христианская культура основана именно на книжной традиции. Ее невозможно вычеркнуть или заменить гаджетами, мультимедийными устройствами, презентациями. А приобщение к культуре, книжной культуре, возможно лишь через чтение.

Приобщением к чтению занимаемся не только мы на нашем курсе – преподаватели и на других курсах стараются приохотить семинаристов к книге. Хотя в семинарию поступают люди далеко неслучайные. Во-первых, само это решение для них – дело осознанное, выстраданное, свой выбор они сделали не просто так. Во-вторых, учиться у нас не так-то легко: наша семинария – это учебное заведение со своими строгими требованиями. И в этом смысле наши семинаристы готовы к подвигам, трудностям, освоению нового. А наша задача – постараться их зажечь, увлечь, подвигнуть к труду. Насколько хорошо это у нас получается, судить не нам.

– Отец Симеон, Ваша книга начинается со статей о кино… Выходит, тема кино также важна Вашим семинаристам?

– Как я уже говорил, в большой цикл занятий входит специальный курс «История кино». Рассказывая о фильмах, можно перебросить мостик в литературу, ведь имеется немало прекрасных экранизаций. Известно, что удачная экранизация какого-либо художественного произведения вызывает большой всплеск интереса к самой книге. Так было с «Анной Карениной» Толстого, «Идиотом» Достоевского, «Великим Гэтсби» Скотта Фицджеральда.

Наши семинаристы должны научиться разбираться в кино, знать классику кинематографа хотя бы в общем виде. Кино – искусство своеобразное: порой разрушительное, порой провокационное, порой искушающее. Но знать его все равно необходимо. Хотя бы для того, чтобы уметь общаться с современным человеком на равных. Одно дело  просто говорить о христианстве и совсем другое – рассказывать о нем, скажем, на примере недавно вышедшего замечательного фильма «Эверест», где показана история восхождения на Эверест, история подвига, история преодоления человеком самого себя.

Многие христианские истины можно если не объяснить, то как-то показать через произведения культуры. Книгами, фильмами можно проиллюстрировать, в чем заключен Промысл Божий, что есть грех и т.д. В этом, в частности, великая сила искусства.

– Но ведь культурная жизнь такая яркая и притягательная, она полна искушений, от которых не так просто отказаться… Как Вы думаете, часто ли люди культурные избирают монашеский путь?

– Не знаю, трудно сказать. Но я также считаю, что монахи в большинстве своем люди высококультурные. Взять хотя бы такие имена, как святитель Игнатий (Брянчанинов), Константин Леонтьев (монах Климент), Алексей Федорович Лосев (монах Андроник). Но я бы не стал искусственно противопоставлять стремление к монашеству культурному уровню человека. Монашеская жизнь весьма многообразна, и подгонять монашество под какую-то одну определенную схему не стоит. Другое дело, что монах, по моему разумению, не должен замыкаться лишь на своем монашеском правиле и обетах.

Взять, к примеру, отца Гавриила (Бунге), который, будучи отшельником более 30 лет, служит миру своими книгами и научными исследованиями о духовной жизни. Он обладает знаниями, которые трудно предположить в монахе, ведущем отшельническую жизнь. Или посмотрите на Феофана Затворника. Живя затворнической жизнью, он тем не менее изучал многие науки и был в курсе самых последних событий научной и культурно-общественной жизни.

– Отец Симеон, и последний вопрос: будете ли Вы устраивать презентацию своей книги? И где: в Курске или в Москве?

– В Москве, возможно, такая презентация, небольшая, как и сама книга, пройдет в Татьянинском храме, и в Курске мы тоже планируем провести подобное мероприятие. Наша Курская семинария имеет культурологическую направленность, и каждое явление культуры для нас значимо. А моя книга – это дополнительный повод поговорить с людьми о культурных ценностях, побудить их задуматься о важных вещах. Так что, полагаю, определенную дискуссию о культуре на презентации книги «Мягкая сила культуры» мы обязательно организуем. Надо пользоваться любой возможностью, чтобы поговорить с людьми о силе культуры, ее значимости и ценности в нашей жизни.

Купить книгу «Мягкая сила культуры» в интернет-магазине danilovbook.ru

Интервью подготовили: Екатерина Орлова, Петр Селинов

Фотограф: Владимир Ходаков


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить