Искреннее покаяние есть перемена ума

Игумен Иона (Займовский)

Признаюсь, наша беседа с игуменом Ионой (Займовским) показалась мне настолько интересной, что в какой-то момент я даже подумал: «Надо было бы делать не небольшое интервью, а писать книгу». Тема, которую мы обсуждали, была весьма важной, хотя и непростой. Помимо служения Господу, отец Иона уже много лет несет социальное служение – работает с группами анонимных алкоголиков и наркоманов, является создателем специальной программы по оказанию помощи зависимым людям «Метанойя».

– Отец Иона, почему Вы выбрали именно такое служение и сколько лет Вы этим занимаетесь?

– Более 15 лет. Я стал заниматься проблемой химической зависимости, потому что родился и воспитывался в алкогольной семье и знаю, каково это. Мой отец умер от алкоголизма, и сам я выздоравливаю от семейной болезни созависимости (болезни близких алкоголиков).

– То есть до конца не вылечились?

– Созависимость, алкоголизм, как и любая другая зависимость, – заболевание хроническое. Излечиться от него раз и навсегда невозможно. В этом-то и заключается уловка болезни. Помню, когда к нам приезжал американец из «Анонимных Алкоголиков», он рассказывал, что видел людей с 40 годами трезвости, которые вдруг внезапно срывались, вновь уходили в запой, а потом умирали под забором.

– Отец Иона, почему во всем мире так популярна 12-шаговая программа?

– Во-первых, потому что она действительно работает и уже реально помогла многим алкоголикам во всем мире. Во-вторых, по «12 шагам» существует море научной литературы. Я анализировал многие другие методы – кодирование, метод Шичко, Братства трезвости – и могу сказать, что научной литературы по ним, практически, нет и эффективность их невелика. В-третьих, – и, наверное, это самое главное! – систему «12 шагов» признают и Церковь, и наука.

– Почему, как Вы думаете, не сумели в России создать свою эффективную систему борьбы с алкоголизмом?

– У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Движение Анонимных Алкоголиков в Америке зародилось в 1935 году во времена Великой депрессии. Как ни парадоксально, на этот период пришелся расцвет психологии, психотерапии, медицины. В Америке шло мощное брожение, поиск. А что происходило в России? Непрерывно лилась кровь! Ведь в нашей стране, начиная с 30-х годов XX века, активно душили и психологию, и психотерапию… И в итоге задушили, хотя русская психология была на тот момент одна из сильнейших в мире.

Кстати, «Сообщество Анонимных Алкоголиков» создали не ученые, не философы, не врачи, а два алкоголика. Один из них, Билл Уилсон, на момент встречи с Робертом Хелбруком Смитом в течение полугода воздерживался от алкоголя на религиозной почве. Случайно оказавшись в маленьком городке Акрон, Билл переживал сильные негативные ощущения. У него не было денег, его обманули партнеры по бизнесу. И ему страстно хотелось выпить. Он пытался сдержать себя, метался между баром и телефонной будкой. В итоге Билл выбрал телефонную будку: он позвонил в местную церковь, объяснил ситуацию и попросил: «Мне нужен алкоголик». Он подумал, что если поговорит с алкоголиком, то ему удастся удержаться от выпивки.

Билла сводят с Робертом Хелбруком Смитом, спившимся хирургом, который давно уже приобрел себе в городе репутацию горького забулдыги, потому что пил с утра до вечера. Подвыпивший доктор Боб согласился побеседовать 15 минут с незнакомцем, который приехал в их город и оказался в сложной ситуации. В итоге беседа Билла Уилсона с доктором Бобом продолжалась более 6 часов.

Они говорили, говорили, говорили – и в итоге остались в тот вечер трезвыми. Этот день, 10 июня 1935 года, считается днем основания «Сообщества Анонимных Алкоголиков» и системы «12 шагов». Вот и получается, что, для того чтобы остаться трезвым, алкоголику надо идти к другому алкоголику. Общаться, рассказывать, делиться собственным опытом и ощущениями. И быть готовым совершать христианские поступки милосердия. В этом для алкоголика состоит его плата – излечиться можешь, только помогая другому.

Особо хочу отметить, что «12 шагов» по своей сути евангельская программа: она во многом опирается на христианскую веру и заповеди Христовы. Взять, к примеру, христианскую заповедь «Блаженны нищие духом» – это первый шаг этой программы. Совершая его, мы признаемся в своем бессилии перед алкоголем и в том, что наша жизнь стала неуправляемой. Недаром книгу «Анонимные алкоголики» называют «Евангелием для алкоголиков» – она вся пронизана Евангельским духом, духом Нагорной проповеди. Поразительно, но эту книгу во всем мире изучают как учебник, хотя писалась она вовсе не как учебник.

– Отец Иона, сколько групп помощи действует при Даниловом монастыре?

– Давайте посчитаем. Три группы для алкоголиков. Одна из них, утренняя, – она так называется «Утро» – недавно отметила свой десятилетний юбилей. Вечерняя группа «Лоза» и дневная – «Весть», все собрания которой открытые. Есть еще две группы для родственников алкоголиков.

– Им тоже нужна помощь?

– Конечно! Потому что родственники алкоголиков попадают в своего рода зависимость от близких людей, страдающих от алкоголизма. И сами они от этой зависимости избавиться не в силах. Есть отдельная группа «Взрослые дети алкоголиков», рассчитанная на детей из алкогольных или дисфункциональных семей.

– Почему эту группу Вы выделили особо?

– Потому что их проблемы несколько иного рода, более широкого спектра. В этой группе и дети из семей алкоголиков, и дети, подвергшиеся насилию со стороны отца или отчима. Причем насилие это могло быть самого разного характера: сексуального, физического, эмоционального. Эти дети, пережив насилие и повзрослев, оказываются разрушенными. И это внутреннее разрушение они несут дальше, в свои семьи. Или остаются одинокими… И, наконец, седьмая группа – моя православная программа «Метанойя».

– Так много людей зависимых?!

– Зависимость – это пандемия, охватившая весь наш мир. Одни страдают зависимостью от алкоголя, другие – от наркотиков, третьи подсели на игровые автоматы, попали в зависимость от секса или работы…

– …Простите? Работы?

– Конечно! Трудоголизм – это тоже зависимость. Она, возможно, не разрушает семьи так, как алкоголизм и наркомания, но она разрушает самого человека. Он не может перестать работать, и работа превращается для него в наркотик. Нередко человек, имеющий одну зависимость, со временем приобретает и другую. Трудоголик, чтобы хоть расслабиться после тяжелого трудового дня, начинает понемногу выпивать и оглянуться не успеет, как станет заядлым алкоголиком. Надо понимать, что любая зависимость разрушительна.

– Я так понимаю, что Вы знаете это, исходя и из собственного опыта, не так ли?

– Вы правы. В монастыре я уже 24 года. И раньше я чувствовал, что не справляюсь со своими обязанностями, ссорюсь с людьми, манипулирую ими. Я видел, что у меня начинаются проблемы с людьми и возможностью строить здоровые отношения, и стал изучать различные методы борьбы с алкоголизмом и созависимостью. Тогда же узнал про метод «12 шагов».

– Программа «Метанойя» тоже работает по «12 шагам»?

– Мы используем некоторые элементы из «12 шагов», но «Метанойя» – это православная программа. Кстати, не знаю, известно ли вам, что слово «метанойя» имеет два значения. Одно – «покаяние», второе – «перемена ума», то есть изменение сознания, перемена жизни. Но по сути это одно и то же – ведь настоящее, не бездумное, искреннее покаяние предполагает перемену ума.

– Отец Иона, расскажите поподробнее о своей программе «Метанойя». Как она родилась? Что собой представляет?

– Православная программа «Метанойя» родилась в Даниловом монастыре. Она ориентирована на людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, а также их родственников. Занятия проходят раз в неделю в нашем Молодежном центре. Этой осенью у программы будет юбилей – 10 лет.

Пять лет назад мы помогли создать подобную православную Программу в наркологическом диспансере № 11, что возле метро «Полежаевская». Она тоже работает по подобию даниловской «Метанойи», то есть чтение и обсуждение евангельского отрывка (воскресного литургического чтения) являются ключевым моментом наших встреч. В этом диспансере есть приписанный к Данилову монастырю храм, посвященный образу Божией матери «Неупиваемая чаша».

– Вы сами придумали эту программу?

– Нет. Программа «Метанойя» родилась из сотрудничества нашего монастыря с различными группами самопомощи, такими, как «Анонимные Алкоголики». На наших занятиях люди часто задавали вопросы о вере, жизни Церкви, обрядах, Таинствах… Они спрашивали и меня, и отца Алексия, наместника нашего монастыря. Наши ответы на их вопросы и легли в основу программы «Метанойя».

На наших еженедельных встречах мы разбираем литургические чтения. Мне помогают в этом психолог Наталья Васильевна Миленина и Александр Каренин. Раньше встречи проходили в форме лекций, теперь мы с Натальей Васильевной ведем как бы диалог – в формате беседы разбираем евангельский отрывок. Я отвечаю за духовно-пастырско-религиозную часть, она – за психологическую. При этом каждый участник нашей встречи в любой момент может высказаться по поводу обсуждаемой темы. После беседы – чаепитие, затем мы идем на богослужение, во время которого я исповедую всех желающих.

Не случайно «Метайноя» – программа православная. К нам идут люди, страдающие зависимостью, которые не только хотят побольше узнать о жизни Церкви и ее Таинствах, но и стремятся к воцерковлению. Именно поэтому в основу программы мы положили литургическое чтение. С самого начала мы подчеркиваем, что «Метанойя» не имеет никакого отношения к «Сообществу Анонимных Алкоголиков».

Вы поймите, есть немало людей, страдающих зависимостью, которые пытаются войти в Церковь. Они приходят в храмы, ставят свечки; они чувствуют, что здесь могут обрести помощь, поддержку, но часто такого рода контакт – лишь внешнее соприкосновение с Церковью. Но они хотят большего, хотят приблизиться к Господу, но пока не понимают, как это сделать. Вот таким людям программа «Метанойя» приходит на помощь. Говоря другими словами, своей работой мы преследуем катехизаторскую цель – хотим научить людей вере и помочь им обрести Церковь. Несколько месяцев назад мы открыли школу оглашения для желающих, и это серьезное достижение «Метанойи». Хочу особенно поблагодарить Сергея Владимировича Долгого, главного врача наркодиспансера на «Полежаевской», благодаря инициативе которого создана и «Метанойя-1», и домовой храм при его наркологической структуре.

Наши встречи начинаются с общей молитвы – мы хором читаем «Царю Небесный». Потом я представляюсь и прошу новичков (если они есть в группе) представиться. Потом читаем Евангелие, а дальше, как я и говорил, мы с Наташей в форме диалога начинаем обсуждать прочитанный отрывок. Это – своего рода беседа-проповедь. Потом по 2–3 минуты выступают другие участники нашей встречи, те, кто хотят.

– И люди меняются? Излечиваются?

– Изменения колоссальные! Люди становятся более сознательными, по-христиански взрослыми. Но каждому требуется свое время для внутренних перемен, и изменения в человеке зависит от его активности, зрелости. И это вполне объяснимо! Ведь главная, одна из базовых составляющая алкоголизма, наркомании, игромании и других заболеваний, связанных с зависимостью, – нарушение духовности.

– Отец Иона, что лично Вам дала работа в «Метанойе»?

– Очень многое. Как мне кажется, я за эти 10 лет личностно вырос. В 2004 году написал книгу «Сладкий плод горького древа». Она состоит из бесед с разными специалистами на тему алкоголизма. Сейчас пишу кандидатскую по «12 шагам», читаю лекции для духовенства столицы. Сотрудничаю с группами самопомощи. Помогая измениться другим, меняюсь сам.

Беседовал Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить