Фильм «Батальон»: пепел над пропастью

Сюжет, до последних минут удерживающий ваше внимание, обаятельные и органичные образы главных героев, трагикомичные сцены, безупречная операторская работа, колоритные пейзажи и жестко поставленные вопросы: что такое любовь к Родине? Воинский долг и честь? Самоотверженность и трусость? Страх и смирение? Подлость и благородство? Об этом фильм («Батальон») (автор идеи и генеральный продюсер Игорь Угольников, режиссер-постановщик Дмитрий Месхиев).

1917 год. Монархии больше нет. Неопределенность, обреченность и безнадежность разлиты в воздухе. В условиях разлагающейся под действием большевистской пропаганды русской армии председатель Временного правительства Александр Керенский отдает приказ о создании женского батальона смерти. Задача нового воинского формирования – собственным примером доблести воодушевить на ратный подвиг отказавшихся подчиняться командованию солдат. Когда главного продюсера картины Игоря Угольникова спросили, о чем этот фильм, он ответил: «О любви! К своей стране, к земле, к родным людям, гражданам своей страны, истории своей страны. А любовь – это и есть женщина». На наш взгляд, правильнее было бы сказать – это фильм о русских женщинах не в национальном, а в культурном, цивилизационном понимании слова, их воле и силе духа.

Медосмотр, стрижка наголо (роскошные вьющиеся волосы летят на пол), сословные противоречия и борьба за лидерство, безмолвный упрек и слезы в глазах матерей. Непривычная для женского тела муштра, синяки и ссадины после тренировочного рукопашного боя, стрельба по мишеням – еще не самые тяжелые испытания. Сложнее противостоять подлости среди своих же однополчан и бороться за справедливость, находясь под ночным дождем всем батальоном. Стриженные, одетые в солдатские шинели и сапоги, даже с экрана они производят впечатление какой-то непоправимой, всеохватной беды. Кто эти женщины, примкнувшие к винтовкам штыки, когда вчерашние защитники Отечества братаются и пьют шнапс с коварным жестоким врагом? Герои, достойные славы и вечной памяти, или пепел, развеянный над пропастью с лепестками мака?

Еще вчера – дворянки, курсистки, учителя, казачки и крестьянки, сегодня – вооруженный отряд добровольцев, вставший на защиту своей земли. В этом фильме есть какая-то надломленность, какая-то страстная попытка оглянуться назад. На примере одного малозначащего (хотя и трагичного) для всей войны эпизода понять, чем окупилась смерть этих женщин, с молитвой на устах стойко удерживавших на краю вселенской катастрофы свою страну.

Унтер-офицер Мария Бочкарева (Мария Аронова)

Унтер-офицер Мария Бочкарева (Мария Аронова) – ключевой персонаж, колоритный образ которой удивляет, восхищает, поражает и надолго остается в памяти. Из семьи бедных крестьян. В 15 лет неудачный брак, затем вторая попытка создать семью. И тоже неудачная. Начало военной карьеры с Высочайшего разрешения в 1914 году. Два ранения. Георгиевский крест. Командир женского батальона смерти. Не чужда рукоприкладства. Что в ней больше – мужества, жестокости, справедливости? Но только не женственности: «Бабью сущность оставить дома, замечу шуры-муры, выгоню. Мне нужны солдаты, а не бабы».

Ее адъютант – графиня Татищева (Мария Кожевникова) – само обаяние, пример дисциплинированности и твердости (в жизни – дочь адмирала Н.И. Скрыдлова). Крестьянка Дуся (Янина Малинчик), легко сгибающая кочергу, построившая по струнке мужиков в своей деревне и поливающая из трофейного пулемета рвущихся в контратаку немцев. Надя (Алена Кучкова) – нежность и жертвенность, вместо карьеры в «Ла Скала» выбравшая окопную грязь, газовые атаки и неизбежную смерть от немецкой пули или ножа. К сожалению, на этом фоне не все мужские роли так выразительны, за исключением немецкого шпиона Зепа (Мэтс Рейнхард), который в коротком эпизоде создал очень убедительный и яркий образ врага.

Выдержав экзамен, женский батальон смерти прибывает на фронт. И первое противостояние отнюдь не с немцами, а со своими же русскими солдатами, наследниками славы Суворова, Нахимова, Кутузова, которые отказываются воевать и довольно жестоко отстаивают свои пацифистские настроения. Бессмысленный разговор с их малодушным командиром, заливающим водкой свое безволие:

– Кто у вас на переднем крае?
– На переднем крае никого, только немецкие парламентеры шнапс носят.
– А где ваши солдаты?
– Это не солдаты, а сборище мерзавцев и тварей.

Как воевали женщины во время Первой мировой? Вот что пишет очевидец полковник В.И. Закржевский: «Отряд Бочкаревой вел себя в бою геройски, все время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку. Своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии».

В фильме есть несколько эпизодов, глубоко трогающих душу. Например, когда, оказавшись в ловушке после успешной ночной атаки, женщины прощаются друг с другом и просят друг у друга прощение. По сути, это уникальная авторская находка.

«Батальон» – это картина одного уровня с «Боевым конем» (Стивен Спилберг), «Долгой помолвкой» (Жан-Пьера Жёне), «А зори здесь тихие…» (Станислав Ростоцкий), но по глубине затронутых проблем все-таки стоит особняком. Здесь показаны личности, вынужденные делать нравственный выбор на стыке двух эпох, и именно в этом контексте происходит их духовная эволюция. И в этом смысле «Батальон» по художественному воплощению на порядок выше «Брестской крепости», больше напоминающей добротный военный боевик. Авторы стараются быть максимально объективными. В какой-то степени им все-таки удается приоткрыть наглухо замурованную в общественном сознании дверь. Понять, как связать на эмоциональном и ментальном уровне, казалось бы, не имеющие к нам никакого отношения события и судьбы. Сдвинуть тот камень, который лег во главу угла фундаментальных конфликтов и противоречий нашего общества, наиболее остро проявившихся с падением коммунистического режима, решение которых мы не можем найти до сих пор.

Алексей Реутский, корреспондент Журнала Московской Патриархии,
специально для «Прихожанин».
Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить