«Матильда»: приношение святому царю «от благодарных потомков»?
Юлия Кулакова
Вновь и вновь поднимается тема фильма «Матильда». Вновь и вновь обсуждаются те, кто посмел возмутиться появлением этого фильма, вновь и вновь заявляется, что «царь был не безгрешен» и вообще «фильмы можно снимать о чем угодно – у нас свобода».
Уверенное удовлетворение потомков палачей с их бранными репликами в сторону несогласных и молчание потомков людей, «молчавших тогда», я бы поняла. Но когда люди с крестом на груди выражают недоумение и не понимают, «а что такого»… Действительно, что же такого в том, что мы, назвавшие себя духовными потомками русских святых, в качестве приношения святым царственным мученикам к столетию их страшной гибели приносим фильм, полный лжи (который никак не получается назвать «художественным вымыслом») и выстроенный вокруг, простите, упавшего лифчика героини?
Убийство царя. Этот акт устрашения нужен был новой власти. И не только для того, чтобы морально подкосить тех, кто еще надеялся на восстановление прежней России. Это было ритуальное убийство, и можно не выискивать следов каких-либо оккультных ритуалов – самого факта было вполне достаточно. В лице царя убийцы надеялись расправиться с ненавистной им старой Россией и с единственным источником силы, который животворил ее, несмотря на все грехи от диких нравов деревни до богоотступничества высших кругов, – с верой Христовой. С верой, которую хранили еще очень многие, в том числе и Божий помазанник Николай Второй.
Необязательно быть верующим человеком, чтобы понимать: для нашей истории, для нашей культуры мученическая смерть царственных страстотерпцев – это символ всего мученического и страстотерпческого подвига русских людей. За этим символом – вся расстрелянная и истерзанная штыками братоубийства Россия, все взорванные храмы, «комсомольские костры» из икон, выцарапанные глаза на фресках святых. Все жертвы безбожных лет, начиная с первых дней революции, когда были зверски растерзаны одержимой толпой священник Иоанн Кочуров и многие другие мирные пастыри и миряне, до… До – не побоюсь сказать – наших дней, когда нет-нет да проскользнет новость о священнике, монахе или верующем мирянине, убитом пьяными дегенератами, начитавшимися безбожных агиток нового поколения потомков революционеров-убийц. Когда не забыт пепел села Прямухино, где священник, не допустивший разграбления храма, был сожжен вместе с беременной супругой и маленькими детьми. Когда оптинские паломники идут поклониться троим братиям-чудотворцам, убитым рукой сатаниста. Когда простой священник выходит в подъезд сделать замечание хулиганам – и уже не возвращается домой.
За этим символом – все, от священника, убитого внезапно помешавшимся «духовным чадом», до христианина, запытанного иноверцами за веру Христову. Маленькие строки в новостях и надгробные плиты братских могил. За ним Бутово и Карлаг, за ним забитые насмерть, утопленные, погребенные заживо, но не отрекшиеся от Господа митрополиты и церковные сторожа, женщины и дети. Память их всегда будет тесно связана с памятью царской семьи, убитой в знак намерения развязать на просторах России кровавую оргию. Чем мы встречаем день этой памяти, который по праву мог бы стать еще одним днем памяти всех, убиенных в годину гонений?
В качестве аргумента «за» пресловутый фильм мною была встречена такая фраза: «Мы знаем, кем была Мария Египетская в молодости, –что, про нее тоже нельзя было бы снимать фильм "со сценами"»? Помнится, я что-то начала писать про ложь и правду, а потом поняла, что не могу отвечать на поставленный таким образом вопрос. Потому что я приходила в Церковь в те годы, когда никто из людей, подходящих к Причастию, и не подумал бы вообще смотреть фильмы «со сценами». Любые. Не говоря уже о том, если бы это были фильмы о святых. Даже если бы это была не ложь, а «экранизация» описанного в житии факта. «Грех юности» великой подвижницы Марии давным-давно исчез «яко не бывший» в океане Божией любви, и наше ли дело подобно бесам из «мытарств Феодоры» потрясать хартией с описанием тех грехов, расцвеченных нашим воображением? И неужели нужно объяснять прописные истины о том, что жития называют грехи для того, чтобы мы не отчаивались по поводу грехов собственных, видели Божию милость и силу покаяния, превращающую «Савлов в Павлы», а вовсе не для наших фантазий на тему падений тех, кто уже в Царствии Небесном? Особенно же страшно, когда о святом снимается лживый фильм. От лукавого вдохновителя нечего было бы и ожидать другого, ведь «диавол» по-гречески и означает «клеветник». Но от брата-христианина совсем не ждешь желания пойти в кинотеатр потешиться откровенно неприличными «сценами», да еще и на материале лживо пересказанной биографии святого царя, и какими-то абсурдными выдумками относительно его верной супруги.
Кто-то всё же настаивает на «всё так и было», заявляя себя чуть ли не профессиональными знатоками жизни святого царя Николая, и их не разубедить. Но не лукавьте. Вы знаете не только его жизнь. Вы знаете и его смерть. Не знаете?
…Человек, которого Вы любите, с которым Вы вместе долгие годы, наполненные нежностью, поддержкой и теплом, рядом с Вами. Вы смотрите друг другу в глаза, держитесь за руки. Верите, что беды и трудности скоро кончатся. Рядом с вами – и ваши дети. Только что радовались, как выросли дочери, как возмужал сын. Вы проводили тихие вечера за чтением и разговорами, а потом вместе молились.
Вы не знали, что сегодня вас будут убивать.
Вы не знали, что вашу дочь, которой так шло то чудесное белое платье, которая так мило улыбалась вам вчера, до неузнаваемости истыкают штыками. Вы не знали, что больного сына, которого Вы несли на руках, Вы не сможете даже заслонить собой в тот момент, когда его лицо будет исковеркано ужасом. В последних страданиях Вам не удастся даже увидеть любимые глаза. И последнее, что Вы услышите в этой жизни, – это нечеловеческие крики боли Ваших детей…
Именно так уходил из жизни последний православный царь нашей страны. Именно так, и сегодня это известно каждому, даже тем, кому вовсе «не интересно», что царь Николай Второй, его супруга Александра и дети прославлены в лике страстотерпцев. Претерпевших мучения и смерть от тех, кто страстями открыл двери в свою душу лукавым духам и в бесноватой злобе поднял свою руку на невинных людей. На людей, проживших в любви друг к другу, явивших нам образец семейной жизни в любви и верности (и лично я при словах «день семьи, любви и верности» думаю прежде всего именно о них). На мирного и смиренного человека, молившегося за своих гонителей, на женщину, девушек и тяжело больного подростка.
Вы всё еще хотите посмотреть те самые разрекламированные «сцены»?
Тогда получается, что дело его убийц живет и побеждает. По крайней мере, на территории отдельно взятой человеческой души. А Господь – Он ведь распялся не «за всех». Он распялся за каждого из нас. И каждая душа для Него важна, и у двери каждой Он стоит и стучит.
Я никогда не увлекалась темой, «будет ли в России православный царь». Однако не могу не сравнить два высказывания. Блаженная схимонахиня Мария (Матукасова) в свое время ответила: «Почему бы не быть, если все к нему с уважением?» А недавно в одном материале попалась фраза современного праведника, имя которого я не назову во избежание кривотолков, но ответ его не могла не сравнить с предыдущим. Сказал он, что царя у нас уже, видимо, не будет. Потому что мало тех, кто бы отнесся к нему с уважением. Для меня эти слова – не о том, «будет ли царь». Для меня они – о том, как мы изменились…
У каждого верующего человека уже есть «Православный Царь» – это Тот, о Котором в Крещении мы говорим: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Тот, Который словами псалмопевца говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). Христовы ли мы, когда «с трибуны» поддерживаем не ту свободу «делати рай», которую дал нам Творец, а свободу говорить ложь о праведниках, свободу не чтить мучеников, вымоливших нам возможность беспрепятственно ходить в храм Божий, не боясь оказаться за это в застенках, свободу знать заповеди с детства, но при этом считать нормой ходить на «фильмы со сценами»?
И проще: люди ли мы, когда в столетнюю годовщину беспрецедентных кровавых событий на родной земле «выискиваем грехи» того, кто пострадал за Христа? Если мы ищем, как бы показать последнего царя «погрешнее», показать самим себе, будто он «так же грешен, как и мы», то попадаем под прицельный выстрел знаменитой фразы нашего великого поэта Пушкина: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы, – иначе».
А мы – что мы? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – поем мы на каждой Литургии, прежде чем причаститься Святых Христовых Таин. Когда-нибудь закончится наша земная жизнь, встретимся лицом к лицу с Самим Господом. И рядом с Ним, среди мучеников, будут стоять святой русский царь Николай и его любимая семья. Какими глазами мы посмотрим на них?
Давайте подумаем об этом сегодня.