Российское образование возвращается в историю

День знаний 1 сентября Россия встретит с новым министром образования. За всю историю России Ольга Васильева  первый министр-женщина. Историк, ученый, специалист по взаимодействию Церкви и государства, она дерзает публично говорить о преимуществах имперской России и необходимости патриотического воспитания. Что это? Политический ход власти в преддверии выборов или нечто большее? Попробуем разобраться… 

19 августа 2016 года Президент России Владимир Путин принял отставку министра образования РФ Дмитрия Ливанова, который возглавлял Минобрнауки с мая 2012 г. На эту должность назначена Ольга Юрьевна Васильева, работавшая заместителем начальника управления администрации Президента по общественным проектам.

В веренице кадровых перестановок это назначение вполне ожидаемое, оно напоминает ситуацию с Министерством обороны, когда слишком долго испытывали терпение российских офицеров – потери оказались значительными, но пережили и сердюковщину. С приходом Сергея Шойгу поднялся моральный дух военных, активизировались здоровые силы Российской Армии, а в итоге, подкрепленный серьезными финансовыми вливаниями,  возрос ее оборонный потенциал. Сегодня положительный пример Министерства обороны, кажется, стремится перенять весь государственный аппарат. А военное ведомство, руководствуясь принципами национальной безопасности, очевидно, сделало своим приоритетом защиту государственных интересов в сферах науки и образования. Именно оборонщики требуют от правительства качественных реформ сектора ВУЗов. Как заявлял советник Шойгу Андрей Ильницкий, «складывающаяся вокруг России геополитическая обстановка диктует необходимость принятия неотложных мер в области кадрового обеспечения инновационной промышленности и оборонки. Времени на раскачку нет». Оно и  понятно: здесь при нынешних завалах на фронтах внутренней политики, как говорится,  только и остается что «пятилетку за год», а иначе никак.

За годы руководства Фурсенко-Ливанова отечественному просвещению был нанесен, без преувеличения, катастрофический ущерб. Лишь только за два неполных года в России было закрыто или реорганизовано 1100 вузов и филиалов, значительное количество студентов и выпускников ВУЗов в условиях кризиса оказались лишены возможности завершить высшее образование и найти работу по окончании обучения. Система образования была превращена в бездушный бюрократический аппарат. В последнем (надеюсь, окончательно последнем) на сегодняшний день документе, который разработало Минобр и которым обязаны пользоваться педагоги учебных заведений, в одной только таблице № 13 содержится 312 компетенций, каждая из которых имеет свой шифр, необходимый для фиксирования при составлении учителями программ урока по шаблонам. Само учебно-методическое управление стонет от своих же изобретений, но все равно вынуждает педагогов заниматься подобным бумагомарательством.

Деструктивная деятельность Министерства долгие годы подтачивала основы некогда лучшей в мире системы образования, рискуя при этом оказаться неконкурентной  в условиях всё более ужесточающегося противостояния стран Запада и Востока. 

Сегодня уже никого не удивить тем, что Россия устраивает Запад лишь в роли сырьевого придатка, а стране-колонии, как водится, совсем ни к чему образованное население – известно же, что «знание – власть». Так, в контексте этой разрушительной идеи недавно выступала вице-премьер Голодец, заявившая, что 65% россиян и вовсе не нуждаются в высшем образовании, поскольку повышение качества среднего специального образования открывает доступ ко многим профессиям. По ее словам, высшее образование требуется только 35% населения.  Вторит ей и глава Сбербанка Герман Греф, заявивший, что необходимо «зашифровывать их (знания), потому что, как только все люди поймут основу своего "Я" и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания». В том же контексте вспоминается высказывание экс-министра образования Андрея Фурсенко о том, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Такова цель, а методика взращивания «безвольных жертв капитализма» всё та же, «дедовская».

Зачем изобретать велосипед? Высокопоставленный чиновник Третьего Рейха Роберт Лей поучал: «Инновации – главный ваш инструмент. Под маркой экспериментов и заимствований иностранного опыта смело наносите удары ломом». Так, прошлым Министерством под грифом «инновация» проводилась преступная деятельность по подготовке не то что людей, не умеющих мыслить и анализировать, но легко управляемого «низшего страта общества», или по-простому «манипулируемого быдла». Это ли не государственное преступление?  

Новый министр пообещала начать свою работу с анализа проводившихся ее предшественниками реформ, что, безусловно, вселяет надежду, однако потребуются и серьезные кадровые изменения. Впрочем, хуже, чем было, уже точно не станет, да и всякая черная полоса рано или поздно превращается в серую, вот только разгребать завалы после разгрома российского образования – задача нелегкая и, как многие говорят, не по женскому плечу. Но дело это благородное, и Ольгу Васильеву в одиночестве не оставят. Бог и добрые люди помогут обязательно…  Было бы добрым намерение человека.

Васильева Ольга Юрьевна

Справка

Васильева Ольга Юрьевна родилась 13 января 1960 года в православной семье.

Имеет три высших образования. Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем Московский педагогический институт по специальности «исторические науки и археология», Дипломатическую академию МИД РФ.

Доктор исторических наук. В 1999 году защитила докторскую диссертацию на тему «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 19431948 годах». Профессор.

Действительный государственный советник Российской Федерации второго класса (2014).

С 1987 по 1990 год – аспирант Института российской истории Российской академии наук.

В 19912002 гг. работала в Институте российской истории РАН (ИРИ РАН), пройдя путь от младшего научного сотрудника до руководителя Центра истории религии и церкви ИРИ РАН.

С 2002 года возглавляет кафедру государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Является членом Совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования РФ, членом Комиссии по делам религиозных объединений при Правительстве РФ, вошла во вновь созданный диссертационный совет по богословию РПЦ под председательством митрополита Илариона (Алфеева), а также отметилась большими публичными выступлениями на знаковых мероприятиях, таких, как форум «Территория смыслов» и «Таврида».

Автор около 200 научных работ, в том числе семи монографий.

Перед назначением министром образования и науки РФ занимала должность заместителя начальника Управления по общественным проектам Администрации Президента РФ.

19 августа 2016 года назначена министром образования и науки РФ.

На протяжении 25 постсоветских лет Васильева являлась едва ли не главным в России (по крайней мере, главным из официозных) специалистом по новейшей (после 1941 г.) истории Церкви. В своих научных публикациях и докладах Ольга Юрьевна не раз признавалась, что считает первые послевоенные годы «золотым веком» Русской Церкви (позже появился термин «сталинский ренессанс»). Идеалом политического деятеля, по ее словам, для русской культуры является «прежде всего, Царь, который заботится о благе Отечества». Как Васильева рисует идеальные отношения человека и государства, можно понять из недавней лекции, с которой она выступала на форуме «Территория смыслов». Там Васильева несколько раз повторила, что патриотизм предполагает «подчинение личных интересов интересам государства».

Анализ научных трудов нового министра показывает, что она является «добросовестным» историком с определенными политическими и религиозными убеждениями. Православный человек, консерватор.

*     *     *

Вот такая она, наш новый министр образования – женщина волевая и цельная. Не прошло и недели с момента ее назначения, а либеральная пресса уже истерзалась в переживаниях. Еще бы, образование возглавил очередной выходец из аппарата Президента, где Ольга Юрьевна работала в управлении, занимающемся патриотическим воспитанием. После назначения Васильевой общественный совет при Минобрнауки спешно покинул главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, заявив, что взгляды нового министра, в частности на отношение к Церкви и религии, не соответствуют его взглядам и Конституции России.

Что же, лед тронулся. Уже в сентябре этого года школьники получат новый учебник по истории России, тот самый, созданный в боях и не без участия Ольги Васильевой. «По поводу учебника истории основные дискуссии позади, – говорит Ольга Юрьевна. – Культурный стандарт написан, по нему сделаны три линейки учебников, которые наши российские ученики получат уже сейчас, в сентябре 2016 года. Я считаю, что мои коллеги-историки, в частности мои коллеги по российской истории РАН, написали очень взвешенный историко-культурный стандарт». И это уже победа, ведь как говорил отечественный классик Федор Тютчев,  «истинный защитник России – это история. Историей в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

Хочется верить, что с назначением нового министра образовательная система вновь станет мощным институтом, главная задача которого – «охрана традиционных ценностей нашего великого Отечества».

Мнения

Обращаясь к Ольге Васильевой, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на то, что Господь щедро наделил ее талантами, которые она успешно реализовала на многих поприщах своего служения. «Долгие годы Вы посвятили преподавательской деятельности и научным исследованиям, проявили себя как первоклассный специалист, человек, обладающий ценным жизненным и профессиональным опытом, способным эффективно решать непростые задачи. Назначение Вас на ответственный пост Министра образования и науки Российской Федерации, несомненно, свидетельствует о высокой оценке руководством страны Ваших прежних трудов», – заявил Предстоятель Церкви. 

 

 

 

Владимир Легойда

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  Владимир Легойда:

«Я давно знаю Ольгу Юрьевну Васильеву, с того момента, когда она руководила кафедрой религиоведения в Российской академии государственной службы. Она внесла значительный вклад в развитие отечественной религиоведческой школы».

  

  

 

 

Социолог религии, первый замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков:

«Ольга Юрьевна хорошо известна как специалист в среде профессиональных историков и философов. Это человек, который занимается всю свою жизнь абсолютно конкретным делом. Это конкретное дело – историческая наука. Но параллельно она многие годы активно занимается государственно-административной работой. Она блестящий историк, специалист по истории Православной Церкви XX века. Также я читал ее интересные тексты по католичеству. Она великолепно знает протестантизм. Кроме того, она музыкант, кроме того у нее за плечами Дипакадемия, то есть имеет блестящее гуманитарное образование. Это человек широкого мышления и взгляда на жизнь, на политику, геополитику. Это вообще человек с большим жизненным опытом и масштабным видением мира, который ее окружает. Она держит свое слово и, когда за что-то берется, доводит это до конца. Я говорю это совершенно ответственно, потому что наблюдал это не один раз в течение многих лет.

Для меня это назначение – огромная радость не только за карьерный рост Ольги Юрьевны, но и за всю отрасль, потому что я связываю с этим грядущие перемены, причем совершенно очевидно, что это произойдет при поддержке Владимира Путина.

Реорганизации системы образования требует изменения самого подхода. Или мы создаем собственную интеллектуальную элиту, или мы ликвидируем Академию наук, закрываем российские вузы и будем обращаться к нашим американским "партнерам" со словами: "Правьте нами". Вот и всё. Вопрос стоит чрезвычайно остро и серьезно». 

Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов:

«Я полностью поддерживаю назначение Ольги Васильевой на пост главы Минобрнауки, так как это человек, который долгое время преподавал и преподает. Считаю, сейчас важно делать акцент на преподавании и понимании истории. Ольга Васильева – очень сильный специалист в этой сфере. Сам лично слышал ее лекции и выступления на площадках ОНФ и ОП и видел, с каким интересом ребята на молодежных форумах слушали ее».

 

 

Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов:

«То, что на место Дмитрия Ливанова назначена Ольга Васильева, означает, что вопросам содержания образования будет уделяться повышенное внимание. В последние годы разговор, чему учить, шел крайне редко. Обсуждались цифры, графики, о содержании образования речи не шло. Сегодня на первый план выйдет как раз содержание образования, а не только укрупнения вузов, закрытия, реструктуризации, оценка эффективности и подсчет количества публикаций в иностранных журналах. Как мне представляется, это изменение означает то, что министерству образования хотят придать человеческое лицо, подчеркнуть важность налаживания диалога с педагогическим сообществомОсобенно это касалось вопросов оценки эффективности работы вузов, слияния вузов. Со стороны педагогического сообщества звучали жалобы на рост формализма в работе, заметное увеличение разного рода отчетностей, отсутствие обратной связи с ведомством. Ей сейчас предстоит разгребать многие проблемы, которые были искусственно сгенерированы, ей предстоит подбирать работоспособную команду, вычистить из министерства образования непрофессионалов, которые там тоже сейчас есть на руководящих должностях. С тем бэкграундом, который у нее есть, она справится. Главное, что она сможет слушать и слышать людей и педагогическое сообщество. Министр сделал все для того, чтобы его отправили в отставку. Он поссорился с учителями, его не воспринимало педагогическое сообщество, он поссорился с ректорами, его не воспринимала Российская академия наук, он поссорился с учеными. То есть он лишился поддержки в профессиональной среде, и поэтому, на мой взгляд, отставка Ливанова была вопросом времени, и хорошо, что это решение принято сейчас Президентом, оно скажется позитивно на российской системе образования». 

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова:

«Я хорошо лично ее знаю. Это человек, который переживает за наше образование. Женщина сможет более чутко посмотреть на проблемы образования, уверена. Я думаю, это как раз тот случай, когда женщина, как хозяйка, сможет очень внимательно посмотреть на проблемы, которые стоят перед российским образованием, и правильно распределить имеющиеся ресурсы финансовый и профессиональный в вопросах его реформирования».

 

 

Член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:

«Я с оптимизмом воспринял назначение Ольги Юрьевны Васильевой на должность министра образования. А к общим кадровым изменениям в правительстве России пока отношусь с осторожной надеждой.
Ольга Юрьевна Васильева является наилучшей кандидатурой на должность министра просвещения. Она глубокий, взвешенный и весьма трудолюбивый человек, являющийся прекрасным специалистом своего дела. Как церковный историк, она написала блестящие работы по русской церковной истории ХХ века, в том числе про жизнь Русской Православной Церкви во времена Великой Отечественной войны. И как сотрудник Администрации Президента она провела немало серьезных общественных проектов. Ольга Юрьевна Васильева является человеком серьезных консервативных православных убеждений. В то же время она трезво понимает реалии сегодняшнего дня. И весьма надеюсь, что ее назначение пойдет нашей науке и просвещению во благо».

Диакон Иаков Матросов:

«Как выпускник Сретенской Духовной семинарии и бывший студент Ольги Юрьевны чрезмерно рад ее назначению! Лекции по Истории России XX века, которые вела Ольга Юрьевна, запомнились не только интересным изложением материала, но и четким объяснением причинно-следственных связей исторических событий. Главное, что после этих лекций и бесед прояснялась суть событий, происходящих в наше время. Хотелось бы поздравить Ольгу Юрьевну с назначением на столь ответственный пост и пожелать помощи Божией в Вашем служении! Выпускники СДС 2012 года».

О себе

Если говорить о вере… Я из семьи верующих людей. У меня верующие бабушки. В раннем детстве меня воспитывала мамина мама. Бабушка пела на клиросе, и она крестила меня в далеком 1960-м году, когда любая информация о Крещении, венчании, отпевании подавалась в исполком. Тем не менее мой папа, занимавший определенное положение, пошел на то, чтобы его дети были крещены. И у меня даже есть справка о Крещении, которой я очень горжусь. Она была выдана ныне покойным протоиереем, настоятелем храма в южном городе Георгиевске, который находится в Ставропольском крае, недалеко от Пятигорска.

 Почему Вы стали заниматься историей?

Я очень рано окончила школу – в четырнадцать с половиной лет, почему и поступила на музыкальное отделение. Я не знала, чего я хочу. И после окончания первого института я поняла, что меня очень интересуют проблемы нашего прошлого, проблемы настоящего, проблемы будущего. И еще: несмотря на то, что мой отец всю жизнь занимается математикой, он привил нам – мне и моей сестре – любовь к истории, к литературе. И сейчас в очень почтенном возрасте (в июле ему будет 78 лет) он пишет книгу о первых христианах Рима. О ней он мечтал всю жизнь. Поэтому заниматься историей для меня было вполне естественным делом. По складу ума я все-таки гуманитарий <…>

Менялись ли со временем Ваши взгляды на те или иные исторические факты, жизненные ситуации?

Менялись, конечно, поскольку они меняются в зависимости от того опыта, внутреннего, прежде всего, который ты приобретаешь со временем. Вот я почти двенадцать лет беспрерывно работала в архивах. Это как бы поглощение, узнавание, впитывание в себя; позже начинается постепенное осмысление. Со временем я научилась понимать учителей знаменитой школы анналов, которые говорили своим юным ученикам: если вы не можете объяснить и проанализировать какое-то явление, если оно кажется вам необыкновенным, способным взорвать ситуацию, лучше абстрагироваться от него, подождать, пока не созреет правильное решение. Считаю, что для историка нет готовых рецептов, потому что каждый историк проходит свой путь. И этот путь связан, как и в любой профессии, прежде всего, с профессионализмом и с опытом – чисто человеческим, духовным, внутренним. Я часто вспоминаю свой очень давний разговор с профессором Ливерием Вороновым. Этот мудрейший человек сказал мне: «Нужно все-таки голову держать в холоде и помнить о мудрости». Тогда я его не очень поняла. А теперь поняла, почти поняла…

Подготовила Мария Мономенова


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить