Руки в мозолях

Протоиерей Андрей Ткачев

Меня мысль недавно посетила. Даже не посетила, а «накрыла» что ли, огорошила. Мысль простая – у Христа были руки в мозолях. То есть, прежде чем Ему в руки были гвозди забиты (в ладони ли или запястья между лучевыми костями, как сегодня ученые говорят, не важно), руки Его болели от труда и были мозолисты. А все потому, что был Он плотник.

На отдалении это очень простая мысль, и мимо нее можно просто пробежаться без последствий. Но если посмотреть на руки нынешних плотников и вспомнить о Безгрешном Иисусе, то в груди родится вздох, а в голове – мысли. Шероховатые они, руки плотников, заскорузлые, шрамами от порезов и ссадин покрытые. То же могло и должно быть и у Иисуса. Есть у художника Миллеса картина о детстве Христа. Там живописец дает волю фантазии и изображает отрока Иисуса в мастерской Иосифа. Иисус поранил руку. На ладошке выступила кровь. Там, где потом будет гвоздь вбит. Иосиф сурово продолжает заниматься делом. Велико ли дело – руку в столярке поранить? А Мама встревожена. Она сердцем прозревает будущее. В Ее душе оживает Симеоново проречение: «И Тебе Самой душу пройдет оружие». Она понимает, что эта нынешняя ранка сама по себе не страшна, но она – только намек на будущие раны, которые уже будут страшны. Страшны и искупительны. А кругом на полу лежит стружка, и в открытые двери виден незымысловатый пейзаж.

Картина хороша. Найдите ее и проведите по ней урок христианской этики. Посадите рядом с собой собственного ребенка, если вам не посчастливилось работать в школе, и расскажите ему о детских годах Христа, о том, что страдание было неизбежно. Ради искупительного страдания на Кресте Христос и пришел в мир. Но не забудьте сказать, что надо трудиться. Об этом легко забыть, и это забвение будет преступным. «Где нет труда, там нет морали», – говорили мне когда-то в школе и были правы, хотя руководствовались марксистской, а не христианской идеологией. Где нет труда, там есть паразитизм и высокомерие к простому человеку, там есть воровство в разных формах. Еще есть пренебрежение к тому, чем ты пользуешься, но лично не заработал. Короче, там – крах или все предпосылки будущего краха. Христос же пришел спасать от краха, и поэтому не был ленив.

Он не просто не был ленив. Он с момента вступления в отрочество до момента Крещения от Иоанна и выхода на проповедь ни одного куска хлеба не съел даром. Все съеденное Царем неба и земли (вдумайтесь в эту фразу!) было им заработано. На его фоне редко кто из нас не окажется в той или иной степени дармоедом. Мышечная усталость и пот, заливающий глаза, были известны Ему по опыту, а не из рассказов. И Он начал спасать нас Своим смиренным трудом задолго до того, как окончательно спас нас пролитием крови, крестной мукой и Воскресением!

У плотников орудия труда за столетия, в принципе, не изменились. Рубанок, долото, сверло, топор, пила. Пила и рубанок могут быть сегодня электрическими, но это лишь детали. А суть осталась та же. Были люди, которых так поразило это возможное трудовое преемство со Спасителем, что они специально изучали плотницкое ремесло. Боль в руках, порезанный палец, радость прикосновения к гладкой доске, выструганной тобою самим, давали им живое ощущение близости, жизненной приобщенности ко Христу, к годам Его безвестности и особого смирения. «Мы с Тобой относимся к одному цеху плотников, Господи», – мог (может) сказать такой человек. Кстати, один из них – старец Паисий Святогорец. Это он брал в руки рубанок, чтобы трудом приблизиться к Господу.

Петр во время оно тянул сети. Павел терял зрение и лысел в ежедневных многочасовых книжных занятиях. Христос пилой и топором обрабатывал дерево прежде чем вышел на служение. Все это очень важные штрихи к пониманию евангельской истории. Важные именно для нашей специфической эпохи, где так много бумаги, пластмассы и электрических приборов, но мало простоты и трудолюбия, а значит, для веры появились особенные и неожиданные угрозы.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить