«Налог на веру» сохраняется

Петр Селинов

23 октября в Центре Социально-Консервативной политики состоялся круглый стол, посвященный теме: «О законодательном обеспечении и укреплении духовно-нравственной составляющей общего образования», и на котором планировалось обсудить различные проблемы православных школ и, в первую очередь, вопросы равного с муниципальными школами финансирования.

Открыл и вел круглый стол член Высшего совета «Единой России», ответственный секретарь Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы, заместитель главы аппарата Госдумы Юрий Евгеньевич Шувалов. Православная Церковь на этой встрече была представлена в лицах главы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, протоиерея Димитрия Смирнова, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерея Владимира Воробьёва, иереев Александра Лаврухина, Андрея Постернака, Алексия Алексеева. К сожалению, сторону оппонентов представлял лишь начальник Отдела поддержки этнокультурной специфики особых форм образования Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Светлана Даниловна Ермакова.

Протоиерей Димитрий Смирнов
председатель Патриаршей комиссии
по вопросам семьи и защиты материнства

Ситуацию, потребовавшую организации круглого стола, постарался сразу описать директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Борисович Тишков. В своем выступлении он, прежде всего, очень точно охарактеризовал особенности православного образования, сказав, что: «именно система православного общего образования лучше всего решает задачу по формированию национальной идентичности, ответственной гражданской позиции и патриотического самосознания у подрастающего поколения. В нашей школе обучаются дети, для которых христианская мораль  и нравственность – это закон их жизни».

Но главная проблема, по словам Михаила Борисовича, кроется в том, что исполнительная власть – как федеральная, так и региональная – не только никак не поддерживает православные школы и гимназии, но, напротив, стремится их всячески дискриминировать по религиозному признаку. «Дискриминация заключается в том, – подчеркнул Михаил Тишков, – что бюджетные обязательства по финансированию учащегося православной школы установлены заведомо меньшие, чем для учащегося школы муниципальной… Существующий закон не обеспечивает православным школам равного с муниципальными доступа к учебным зданиям, компьютеризации, комплектации учебным оборудованием и техническими средствами обучения, финансируемыми из бюджета».

Протоиерей Владимир Воробьев
ректор Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета

В заключении директор православной гимназии «Радонеж» призвал Министерство образования и науки РФ перестать считать учащихся православных школ чужими и уравнять в правах государственные общеобразовательные школы и православные. Для этого, по его мнению, необходимо сделать следующее: «Обеспечить полное бюджетное финансирование общего образования учащихся православных организаций по всем предусмотренным статьям затрат: зарплата сотрудникам, коммунальные платежи, содержание зданий. Закрепить за православными школами право безвозмездного пользования зданиями и помещениями на срок деятельности школ, так как безвозмездное пользование является важнейшим фактором сохранения социальной ориентированности православных школ и доступности православного общего образования для многодетных и малообеспеченных семей. Ввести механизм открытия новых православных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений при наличии соответствующем образом оформленного запроса православных граждан». 

Выступление Михаила Тишкова активно поддержал директор совета директоров православных учебных заведений Москвы и Московской области Алексей Станиславович Тишутин, который указал на то, что «закон дает право детям из православных семей получать православное образование, но реализовать это право они могут только в негосударственной школе». Говоря о двойном стандарте, который Минобрнауки РФ ввело по отношению к учащимся православных школ, Алексей Станиславович отметил: «Норматив,  выделяемый на ученика государственной школы, составляет порядка 130 тысяч, а на ученика православной школы – 60 тысяч, хотя деньги были зарезервированы равными для всех детей». По его меткому выражению, исполнительная власть сознательно ввела «налог на веру» и потому равнодушно относится ко всем обращениям, исходящим от верующих, используя в качестве защиты своих действий только один аргумент, – так записано в законе. Получается, отметил Алексей Станиславович, что «наши дети – это дети второго сорта».

Член Высшего совета «Единой России»,
ответственный секретарь Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы,
заместитель главы аппарата Госдумы
Юрий Евгеньевич Шувалов и
руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа»
Александр Иванович Нотин

Печальной назвал сложившуюся ситуацию протоиерей Димитрий Смирнов, заметив, что «мы живем под звуки песни «чужих детей не бывает», но светский институт получает на ребенка 150 тысяч рублей, а церковный – ноль рублей, ноль копеек. Это разве нормально? А если будешь что-то требовать, защищать свои права, к тебе придет прокуратура».

Тут слово взяла представитель Министерства образования и науки РФ Светлана Даниловна Ермакова. Она, в частности, признала непростую ситуацию с православными школами, объяснив ее тем, что «православные школы являются частными, и государство не является их учредителем». 

Дальше в своей речи Светлана Даниловна попыталась разрядить обстановку, заявив о том, что с 1 января 2014 года всем школам, в том числе и православным, будут предоставляться субсидии на возмещение затрат. Правда, госпожа Ермакова тут же поспешила оговориться, что «субъектам Российской Федерации дано право устанавливать  нормативы финансирования, и эти нормативы финансирования устанавливаются каждым субъектом самостоятельно». Другими словами, получается, что с 1 января 2014 года православные школы попадают в полную зависимость от прихоти местной и федеральной власти: захотят – дадут денег на зарплату учителей, не захотят –  не дадут.

Cлева направо:
иерей Алексий Алексеев, руководитель сектора православных школе в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви;
главный юрисконсульт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Николаевна Зайчикова;
иерей Андрей Постернак директор Свято-Петровской православной школы;
протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

И уж совсем печально из уст Светланы Даниловны прозвучала информация о том, что теперь православным школам, которые хотят жить, как другие государственные образовательные учреждения, надо составлять свою основную образовательную программу, которая будут проходить экспертизу и включаться в общий реестр, который готовит Минобрнауки РФ. «Эта программа, – пояснила госпожа Ермакова, –  должна включать тот компонент, который реализует православные школы. Она точно также должна пройти такую же экспертизу, как и все основные образовательные программы и быть включена в реестр. И нормативы будут разрабатываться на реализацию этой основной образовательной программы». 

Из слов госпожи Ермаковой легко напрашивался вывод, что если у православной школы такой программы не окажется или если она не пройдет соответствующую экспертизу, то такой школе просто-напросто перекроют кислород. И скажут, что на законных основаниях.

Все темы, которые касались зданий, земли, ремонт, госпожа Ермаковой просто вывела за скобки, пояснив, что «это имущественные отношения, и они решаются очень сложно». Говоря о возможности открытия новых православных школ, Светлана Даниловна заметила, что «в рамках закона никаких ограничений для того, чтобы открыть православную школу, нет». И этими своими словами невольно спровоцировала горячую дискуссию.

Cлева направо:
Михаил Борисович Тишков
директор православной классической гимназии «Радонеж»;
Алексей Станиславович Тишутин
директор Совета директоров православных учебных заведений Москвы и Московской области

«Нас отсылают обратно к закону, а закон нашу ситуацию не решает, – заметил Алексей Станиславович Тишутин. – Это выглядит, как замкнутый круг… Нам говорили, чужих детей нет, но на этом все и заканчивалось… ». Михаил Борисович Тишков на реплику госпожи Ермаковой по поводу возможности открытия новых православных школ с грустью заметил: «Мне это напоминает фразы из анекдота: «Я право имею?». «Да, имеете». «А могу?». «Нет, не можете». Попробуйте организовать новую православную школу. Когда вы как государственные чиновники учреждаете новую государственную школу, вы сразу строите ей здание, сразу наделяете ее всем необходимым, и она с первого дня своего существования получает полноценное финансирование. А какая практика негосударственных школ? Ты найди сам деньги на финансирование, найди здание, найди тех, кто будет тебе его оплачивать. Три года просуществуй. Пройди аккредитацию, а уж потом может быть ты что-то и получишь. Это разве равенство? Нет, это не равенство!... Государственные органы образования видят в нас конкурентов и всячески сдерживают наш рост и развитие».

Тут некий молодой человек, представляющий некий молодежный комитет, решил выступить в поддержку госпожи Ермаковой и заявил, что, по его мнению, открытие православных школ  должны решать не православные люди (!), а только всё общество в целом. «Как только само общество решит, что нам нужно именно это образование, – заявил он, – не православные граждане, а общество, без разделения на православных и неправославных, то тогда мы, законодатели, и исполнительные органы власти проявим ту самую добрую волю и скажем, да, действительно это нужно». 

По мнению этого недалекого чиновника, вся проблема с православными школами заключается в том, что они не решают социальные вопросы, а «когда начнут решать значительные социальные вопросы, ориентироваться на всё общество, на рыночные отношения… тогда все, кому интересно православное образование, пойдут в эти школы».

Cлева направо:
Михаил Борисович Тишков директор православной классической гимназии «Радонеж»;
Евгений Константинович Никифоров директор православной радиостанции "Радонеж";
протоиерей Димитрий Смирнов председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства;
Светлана Даниловна Ермакова представитель Министерства образования и науки РФ

На эту, мягко говоря, невразумительную речь представителя молодежного комитета протоиерей Димитрий Смирнов заметил: «Наша школа выпускает учеников, мальчиков и девочек. Ни один из них не курит, все выходят после школы девственниками, никто не пьет вино, никогда не пробовал наркотиков, не ругаются матом и не ворует. Это как, с точки зрения того блага,  которое приносит наша школа в общество? Вы еще одну такую школу назовете?... Хотя мы получаем только одну треть, положенную нам Конституцией финансирования. Все остальное мы вынуждены собирать с родителей детей. Многие были вынуждены покинуть нашу школу, потому что в семье нет таких денег. А мы реально не можем выжить… Я встал перед дилеммой: либо с кровью оторву некоторых учеников, либо мы вообще закрываем школу.  Есть еще и благодетели, слава тебе, Господи! Не все богатые жадные. Все наши дети поступают в высшие учебные заведения. А 90 процентов детей из государственных детских домов поступают в тюрьму. Мы делаем благо для нашего государства, а на нас смотрят, как на чужих… Где же справедливость?».

Под конец круглого стола речь зашла о поправках к Закону об образовании, которые следовало бы подготовить и передать в Думу. Но до обсуждения этого вопроса дело так и не дошло, потому что слово взяла главный юрисконсульт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Николаевна Зайчикова. Она сказала, что «поправки, конечно, нужно вносить, но если мы сейчас выйдем с поправками, мы дело проиграем, потому что они однозначно будут отклонены. Поправки должны основываться на обобщении правоприменительной практики. Мое мнение: если мы сейчас поторопимся – мы проиграем».

На этой не очень веселой ноте круглый стол подошел к концу. И хотя проблемы православных школ на встрече были обозначены, но у меня как у стороннего наблюдателя осталось чувство неудовлетворенности. Со стороны диалог представителей Министерства образования и науки РФ с руководителями православных гимназий  и священнослужителями напоминал разговор слепого с глухим. Совершенно очевидно, что исполнительная власть в лице Министерства образования и науки РФ не желает ни слышать, ни видеть, ни решать те проблемы, которые сложились вокруг православных школ. Более того:  по своей воле Минобрнауки ничего делать и не станет. В ответ на все обращения со стороны священных иерархов и руководителей православных школ и гимназий, чиновники говорят лишь красивые обтекаемые слова о необходимости качественного образования и о том, что у нас все дети равны. Неправда это, господа министерские чиновники, для вас по-прежнему существуют только свои дети и чужие из православных школ. Своим – всё, чужим – закон! Грустно это, однако!

 

Сравнительная таблица финансирования государственных и православных учебных заведений

Анализ полномочий (обязанностей) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов по обеспечению получения гражданами бесплатного дошкольного и общего образования в муниципальных и частных 1 православных образовательных организациях (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012)

№ пп

Условия, обеспечивающие получение образования

В муниципальной образовательной организации

В частной православной образовательной организации

1.

Финансовое обеспечение дошкольного и общего образования (оплата труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов 

обеспечивается

В настоящее время получаемый норматив ниже, чем для муниципальных организаций. С 01.01.2014 возможно станет равным

2.

Финансовое обеспечение дополнительного образования

обеспечивается

не обеспечивается

3.

Финансовое обеспечение содержания зданий (помещений) и оплаты коммунальных услуг

обеспечивается

не обеспечивается

4.

Финансовое обеспечение содержания прилегающего земельного участка

обеспечивается

не обеспечивается

5.

Пользование зданиями (помещениями) и земельными участками, находящимися в государственной собственности

бесплатно

Бесплатно при наличии доброй воли властей

6.

Капитальный ремонт зданий (помещений)

обеспечивается

не обеспечивается

7.

Обустройство прилегающих земельных участков (ограждение, игровые формы, зеленые насаждения, спортплощадки, покрытие проезжей части и игровых зон и т.п.)

обеспечивается

не обеспечивается

8.

Транспортные средства

обеспечивается

не обеспечивается

9.

Целевые программы, связанные с оборудованием (компьютерные классы, интерактивные доски, система пожарной безопасности, охрана и видеонаблюдение, «школьный автобус» и т.п.)

обеспечивается

не обеспечивается

10.

Финансовое обеспечение повышения квалификации сотрудников

обеспечивается

не обеспечивается

11.

Дополнительное бюджетное финансирование через выделение грантов, участие в конкурсах и «пилотных проектах»

обеспечивается

не обеспечивается

12.

Предоставление зданий (помещений) для увеличения учебных мест, для открытия новых школ и дошкольных учреждений

обеспечивается

не обеспечивается

Вывод: учащиеся и воспитанники православных дошкольных и общеобразовательных организаций дискриминируются в их праве получения бесплатного дошкольного и общего образования за счет бюджетных средств и ресурсов.

1 Данный статус православных образовательных организаций определен  законом, который в государственных, муниципальных организациях устанавливает светский характер образования (статья 3 часть 1 пункт 6).

 

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить