«Народный художник» Гюстав Доре

Петр Селинов

Почти 150 лет назад уникальный французский художник и иллюстратор Гюстав Доре, взяв в руки карандаш, начал создавать свои знаменитые гравюры к Библии, превратив для многих поколений христиан текст Священного Писания в иллюстрации, истории из Ветхого и Нового Заветов – в удивительные по своей силе художественные образы-картины.

Нередко талант, которым Господь наделяет людей, начинается проявляться в них в очень юном возрасте. В 4 года Амадей Моцарт создает свой первый концерт для клавесина, поражая отца-опытного музыканта. В 5 лет Александр Пушкин пишет на французском первые стихи. Знаменитый математик Карл Гаусс уже в 3 года читает, прекрасно считает и даже исправляет счетные ошибки своего отца. Гюстав Доре тоже начал рисовать в 5 лет. И не имея специального художественного образования, он стал самым знаменитым иллюстратором всех времен как по количеству гравюр (свыше 10 000), так и по числу проиллюстрированных им изданий (свыше 4000)!

6 января 1832 года в Страсбурге в семье инженера, строителя мостов Жана-Филиппа Доре родился малыш, которого родители нарекли Поль Гюстав Луи Кристоф. Он рано начал читать и, как все дети, любил рассматривать картинки в книгах. Но Господь вложил в его душу особый талант, и маленький Гюстав начал вдруг рисовать, поражая своих родных и их друзей абсолютно недетскими, почти профессиональными рисунками.

Господь всегда помогает тем, кто трудится. Поворотным моментов в биографии Гюстава Доре стал его приезд с родителями в Париж в 1847 году. Гуляя по городу, он случайно наткнулся на витрину издательства «Газеты для смеха», где были выставлены смешные рисунки-карикатуры. Внимательно их рассмотрев, Гюстав возвращается в отель и за вечер создает десяток своих рисунков на ту же тему.

Шарль Филипон

На следующий день пятнадцатилетний подросток вновь у дверей издательства. Он смело проходит в кабинет главного редактора Шарля Филипона и кладет свои рисунки ему на стол. «Вот как надо рисовать на эту тему», – говорит юный Доре. Известный издатель Шарль Филипон поначалу просто ошеломлен от такой наглости, но, едва взглянув на лежащие перед ним рисунки, сразу зовет к себе других сотрудников. Поначалу никто не верит, что все эти наброски выполнены этим худеньким мальчиком, стоящим перед ними (пятнадцатилетнему Гюставу на вид не больше 10 лет!), и тогда Доре берет в руки карандаш и на глазах изумленных профессиональных карикатуристов и граверов начинает рисовать…

«Всё! Достаточно!», – говорит Шарль Филипон. Он посылает за отцом мальчика и тут же заключает с ним особый контракт. В результате в 1847 году семья Доре уезжает из Парижа уже без юного Гюстава: а тот поступает в лицей имени Карла Великого, переезжает жить в семью Филипона и параллельно начинает работать у него в издательстве гравером с окладом в 5000 франков в год.

В том же 1847 году Шарль Филипон издает книгу с иллюстрациями Гюстава Доре «Труды Геркулеса», первую в ряду будущих сотен книг. Правда, эта книга особая. Во-первых, она вся целиком выполнена юным Гюставом: он сам написал к ней тексты, сделал рисунки и даже выгравировал их на камне. Во-вторых, все это Доре создал в 12 лет, еще до приезда в Париж! В предисловии к книге Шарль Филипон напишет: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».

Гаргантюа и Пантагрюэль

В 16 лет Гюстав Доре – самый высокооплачиваемый иллюстратор во Франции. «Мальчиком-Гением» называют его с легкой руки писателя Теофиля Готье, покоренного его талантом. В этот период Доре учится и создает сотни удивительно живых и смешных рисунков для «Газеты для смеха». И хотя работать в газете под отеческим крылом Шарля Филипона Гюставу и легко, и выгодно, он в 1852 году неожиданно для всех – но ведомый Божественным Провидением – порывает с издательством, чтобы целиком посвятить себя книжным иллюстрациям.

Чуть ли не первой его работой в новом качестве книжного иллюстратора стал цикл из 500 рисунков к «Истории Святой Руси». А уже два года спустя, в 1854, он делает иллюстрации к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Эти рисунки положили начало новому типу иллюстрированной книги, где картинки гармонично сливаются с текстом. Вслед за Рабле Доре иллюстрирует знаменитые «Озорные рассказы» Бальзака.

Но самым плодовитым для Доре оказались 60-е годы. Сначала он решает проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте. На тот момент Гюстав работает с известным парижским издателем Луи Ашетом. Когда Доре поведал тому свое желание проиллюстрировать Данте, издатель только посмеялся. Ведь на тот момент ни одна из книг с иллюстрациями Доре не стоила дороже 15 франков. А идея художника большими гравюрами подробно проиллюстрировать «Ад» Данте подняла бы цену на книгу до 100 франков. «Никто не будет покупать!», – отрезал Ашет. На это Доре заявляет: он сам готов оплатить все издание. Пусть только Ашет подготовит и отпечатает тираж. Так и договорились. Доре сделал 76 полностраничных гравюр, и «Ад» Данте с картинами Доре увидел свет в 1861 году. А несколько недель спустя Гюстав Доре получает от Луи Ашета знаменитую телеграмму: «Грандиозный успех! Приходи скорее! Я осел!».

Дон Кихот

Потом в творчестве Доре наступает период серии иллюстраций к детской классике: «Барон Мюнхгаузен» Распэ, «Дон Кихот» Сервантеса, «Сказки» Шарля Перро, которую Сент-Бёв назвал «королевским подарком». Эти такие знакомые нам с детства и полюбившие образы – все они принадлежит карандашу Гюстава Доре. «Какой дар! – воскликнул Теофиль Готье, увидев иллюстрации к «Дон Кихоту». – Какое богатство мысли, сила, интуитивная глубина, какое проникновение в сердце различных вещей! Какое чувство реального и в то же время химеричного!».

В 60-х годах ксилография, или, как ее тогда называли, «деревянная гравюра» стала невероятно популярной. И все хотели Доре, и только Доре! «В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию, — писал П. Лакруа. — Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре».

В период работы над «Божественной комедией» вокруг художника сплотилась группа мастеров-граверов, так как гравирование большого количества досок отнимало массу времени и сил. Доре раскладывал на огромном столе сразу 20 досок белого самшита и, «переходя от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли». «Небрежно набрасывая» в разных местах части предметов, тел, пейзажа, он с безукоризненной четкостью соединял их в сложную многоплановую композицию. Дальнейшую работу проделывали виртуозы-граверы, сохраняя в полном объеме стиль и методику Доре.

Рождение Христа

И, наконец, в 1864 Доре приступает к реализации грандиозного замысла – начинает создавать свои знаменитые и поражающие воображения иллюстрации к Библии. Эти 240 уникальных гравюр превзошли по популярности всё созданное Доре ранее и выдержали тысячу переизданий! Если до этого времени Гюстав Доре почитали и восхищались только во Франции, то после публикации Библии, Данте и детской серии сначала в Англии, а затем и в Америке, началась всеобщая доремания.

Кстати, исследователи его творчества неизменно подчеркивают, насколько серьезно Доре относился к работе над Библией. Если для всех предыдущих изданий он никогда не делал эскизов, то на протяжении трех лет для Библии он создал сотни рисунков к каждой сцене. Известно, что создавая образ Христа, Гюстав Доре перепробовал тысячи вариантов, прежде чем сумел найти тот единственный и неповторимый образ – Бога, Человека, Мученика, Спасителя. Поистине Господь водил рукой художника.

Когда смотришь на гравюры Доре к Библии, невольно поражаешься его удивительному художественному воображению. Текст Священного Писания словно бы оживает перед нашими глазами. Истории Ветхого Завета поражают своей монументальностью, мифичностью, буйством сил природы (гигантские скалы, глубокие ущелья, бушующее море), тогда как в Новом Завете все словно бы концентрируется в одном образе – образе Спасителя! Доре сумел сделать так, что на образ Спасителя взгляд падает в первое же мгновение, и именно Иисус становится центром каждой гравюры Доре. Поражает и удивительное соединение света и тени: они словно сталкиваются, подчеркивая силу друг друга. Свет в гравюрах Доре словно бы живет своей жизнью, символизируя Добро и олицетворяя собой Божественную истину.

Иисус Христос и Самарянка

Кстати, в России Библия с иллюстрациями Доре с переводом, выполненным Святейшим Правительственным Синодом, была выпущена в 3-х томах в 1888 году типографом Маврикием Осиповичем Вольфом. И стала поистине библиографической редкостью, тем более что клише после изготовления гравюр были уничтожены. В настоящее время на антикварных аукционах стоимость такой Библии достигает 40 тысячи долларов!

…Параллельно с книжными иллюстрациями Доре увлекается живописью. Он берет в руки кисть и краски и создает одно за другим полотна на исторические и религиозные темы. Но французские художники отказывают ему в признании. Они во всеуслышание обвиняют Гюстава в том, что у него трудности с цветопередачей и рекомендуют не тратить время на живопись, а ограничиться гравюрами. Кто знает: может, французские художники просто опасались, что и в живописи Доре будет доминировать, как и в гравюрах. Как тут не вспомнить Евангелие от Матфея: «Иисус же сказал им: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).

Хотя французы так и не признали Гюстава Доре как художника-живописца, но зато его картины пришлись по сердцу британцам. В 1867 году в Лондоне для их показа открылась специальная галерея. Она работала на протяжении 25 лет, а затем отправилась за океан, в США. Кстати, владельцы галереи заказали Доре картину на религиозную тему – аналогично одной из гравюр к Библии, – которая положила начало знаменитой серии огромных живописных религиозных полотен.

В конце 70-х годов Доре обратился к скульптуре. И незадолго до смерти успел создать великолепную скульптуру Д’Артаньяна (героя «Трёх мушкетёров») и памятник-монумент своего близкого друга Александра Дюма, который и сегодня стоит в Париже.

Явление Ангела

Известно, что Гюстав Доре отличался колоссальной работоспособностью. Он словно бы предвидел, что Господь отмерил ему чуть больше 50 лет жизни. И потому работал с фантастическим и фанатичным упорством. И не ради денег, а лишь желая успеть сделать как можно больше. Говорят, свой рабочий день Доре обычно делил на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы — живописи, а вечера — снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем».

Гюстав Доре успел подарить своим читателям еще очень много прекрасных книжных гравюр: «Потерянный рай» Мильтона, «Капитан Фракасс» Готье, «Труженики моря» Гюго, «Басни» Лафонтена, поэмы Байрона, «Синдбад-мореход», романы Жюля Верна… Этот список можно продолжать долго. За год до смерти, в 1882 году, он выполнил свой единственный американский заказ – гравюры к «Ворону» Эдгара По.

«Великий Доре», «Иллюстратор всех времен», как называли его современники, умер от сердечного приступа 23 января 1883 года в возрасте 51 года. Кажется, что слова из притчи о талантах в полной мере относятся и к нему: «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов» (Мф. 25, 16). Только представьте себе: на протяжении 40 лет с 1860 по 1900 годы новая книжка с иллюстрациями Гюстава Доре выходила каждые ВОСЕМЬ ДНЕЙ!

А окончательную и заслуженную славу Доре как художник получил уже после смерти – в 1896 году в Чикаго. Простые американцы так полюбили его картины, что поставили сразу несколько рекордов посещаемости во время выставки Доре в Чикагском институте искусства. Полтора миллиона человек посмотрели картины Гюстава Доре за 8 месяцев, дневная посещаемость выставки превышала 16 000 человек, а в последний ее день свыше 4 000 человек прошло через турникеты в последний час! Впрочем, это не так уж и удивительно. Ведь недаром Винсент Ван Гон назвал Гюстава Доре «Народным художником».


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить