Четвертый всадник Апокалипсиса. Необыкновенная выставка в музее имени Андрея Рублева

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева до 26 января работает необычная выставка. Впервые в истории самого музея и, вероятно, впервые в музейном пространстве России представленная экспозиция посвящена… смерти. Выставка на тему, о которой многие люди стараются не только не думать, но и без необходимости не говорить, называется «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве».

О четвертом всаднике Апокалипсиса святой апостол и евангелист Иоанн Богослов так писал в Откровении: «И вот конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть» (Отк. 6, 8). «Прихожанин» просто не мог пройти мимо столь необычной выставки. И, чтобы поведать о ней нашим читателям, корреспондент интернет-журнала Данилова монастыря отправился в Спасо-Андроникову обитель, на территории которой в настоящее время находится музей имени Андрея Рублева. Первым, кто меня встретил возле музея, был большущий угольно-черный кот с лунно-желтыми глазами. Он прошел по белокаменной стене монастыря, потом устроился напротив и воззрился на меня, как бы спрашивая: «Ну, рассказывай, зачем пожаловал?» «Да, – подумалось мне, – встреча вполне в духе выставки».

Впрочем, ответить коту я так и не успел, потому что подоспели сотрудницы музея, которые повлекли меня на саму экспозицию. «Вы только не бойтесь, – предупредила одна из них. – Там при входе в зал стоит старинный гроб, вырубленный из цельного дерева. Некоторые видят и сразу пугаются». «А куда мне деваться?! – подумал я. – Журналистское задание никто не отменял. Только вперед».

Моим гидом по выставке оказалась заместитель директора музея по развитию, куратор экспозиции Светлана Николаевна Липатова. Признаюсь, давно я не оказывался на такой познавательной и увлекательной экскурсии. Музейный зал небольшой, но в нем было представлено почти сто произведений искусства из государственных и частных коллекций: иконы, картины, гравюры, книжные миниатюры, скульптуры…

Куратор экспозиции заместитель директора музея по развитию Светлана Липатова

– Мы выбирали лучшие редкие и наиболее интересные экспонаты, чтобы проиллюстрировать исход души из тела, ее путешествие и мытарства, Страшный Суд и, конечно же, Воскресение Христово, – рассказала Светлана Николаевна. – Экскурсию по выставке мы начинаем с рассказа о том, как в мир пришла смерть. Как Вы помните, Господь сотворил Адама и Еву бессмертными и они пребывали в раю, пока смерть не стала следствием их грехопадения.

Дверь в жертвенник, на котором представлена история
грехопадения Адама и Евы

Вот один из памятников древнерусского искусства – написанная в середине XVII века замечательная икона из собрания русских икон при фонде Андрея Первозванного. На ней представлена история Адама и Евы: сотворение первых людей Богом, грехопадение человека, изгнание из рая и потеря дара бессмертия. Как написано в книге Бытия, Господь дал Адаму Свой первый и главный завет не есть плодов с древа познания добра и зла. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», – говорит Господь Адаму (Быт. 2, 17). Но Ева, как мы помним из Ветхого Завета, искушаемая змием, уговаривает Адама попробовать запретный плод. Нарушившие заповедь Творца первые люди были изгнаны из рая. На иконе внизу справа мы видим рыдающих Адама и Еву, а ниже текст из «Плача Адамова», где говорится: «Раю, мой Раю, прекрасный мой Раю. Мене бо ради Раю сотворен еси, Евы ради Раю затворен еси».

Для того, чтобы победить смерть и искупить первородный грех Адама и Евы, в мир приходит Спаситель, чтобы, как мы поем в тропаре на Пасху, смертию смерть попрать. Поэтому весь первый раздел нашей выставки рассказывает о пришествии Христа на землю. На всех иконах, где изображено Распятие Спасителя, в нижней части мы видим у подножия креста череп Адама как символ смертности людей и в то же время символ победы Христа над смертью.

Вот еще одна весьма редкая икона. Она изображает триумф Сына Божия и показывает, как Спаситель спускается во ад и выводит оттуда Адама и Еву. Или взгляните на следующую икону, на которой Христос стоит во весь рост на облаке, а у Него под ногами смерть в виде скелета с косой сокрушенно держится за голову.

Сначала мы не могли правильно назвать сюжет этой иконы, пока не нашли его источник – гравюру знаменитого голландского мастера, ученика великого Рубенса Схелте Болсверта «Христос, попирающий смерть». Мы сразу увидели параллель между голландской гравюрой и древнерусской иконой. Очевидно, что русский иконописец отлично знал эту гравюру, но образ Христа представил по-своему: он одел Спасителя в одежды и заменил ангелочков символами четырех евангелистов: Ангелом, львом, тельцом и орлом.

– Светлана Николаевна, а как возникла идея организовать выставку на тему смерти и загробной жизни?

– Эта идея родилась у директора нашего музея Михаила Борисовича Миндлина. Экспозиция «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» – это первая подобная выставка, во многом уникальная. Хотя заявленная тема серьезная и важная, ведь победа над смертью через Воскресение Христово и образы святых, принявших мученическую смерть, по сути пронизывает всё христианское искусство.

Христос на облаке

Подготовительный этап выставки занял полтора года. Нам пришлось пересмотреть множество экспонатов в нашем музее и в фондах других музеев, частных коллекциях. Мы отбирали наиболее редкие и яркие экспонаты, чтобы тему смерти показать с разных сторон и в то же время максимально полно. Как сказано у Пастернака, «во всем мне хочется дойти до самой сути». Вот и нам хотелось в этой теме «дойти до самой сути».

При этом мы должны были учитывать, что западноевропейское искусство тему смерти рассматривало иначе, чем восточноевропейское. К примеру, в западноевропейском искусстве под влиянием творчества поэта Франческо Петрарки была популярна тема триумфа смерти.

– …Триумфа смерти?!

– Совершенно верно. А Вы посмотрите, скажем, вот на эту гравюру Стефана Лабелло, на которой смерть в образе скелета со шпагой и в шляпе с перьями едет среди трупов словно по полю битвы. Или вот на эту итальянскую гравюру, где смерть восседает на колеснице, запряженной быками, которая движется прямо по телам знаменитых героев: царей, полководцев, великих воинов.

К слову сказать, каким только оружием ни вооружали смерть западноевропейские художники! Вот посмотрите на эти гравюры. На одних смерть вооружена косой, на других – топором, клещами, острой пилой, ружьем… Страшно, не правда ли? Представить себе подобных пугающих изображений в русском искусстве просто невозможно. В восточнохристианском искусстве смерть не играет ключевой роли – она символ, знак напоминания. В западноевропейском искусстве на смерть смотреть страшно – мы видим ее действительный триумф, а на русских иконах смерть вовсе не страшная, а, скорее, побежденная, поверженная. Почему так? Дело в том, что в европейских странах в Средние века были популярны композиции плясок смерти, вероятно, под влиянием масштабов эпидемии чумы. Потом распространились трактаты типа Ars Moriendi («Искусство умирать»), в которых подробно рассказывалось о том, что ждет грешника после смерти. Основываясь на этих трактатах, художники рисовали страшную и торжествующую смерть, всепобеждающую.

В русской иконографии мы видим не торжество смерти, а торжество Спасителя, который пришел в этот мир, чтобы победить смерть (Светлана Николаевна подвела меня к иконе с очень насыщенным сюжетом). Здесь акцент иконописец делает на плодах страдания Христа. Вот древо креста, которое зацвело цветами. В одной части креста тянется рука с венцом, которым как бы венчается Новозаветная Церковь, созданная Христом, а в другой – рука с ключом, отпирающим рай. Смысл иконы в том, что Господь Своим пришествием в мир, Своим Распятием побеждает смерть и открывает всем нам двери рая. А поверженная смерть показана в образе черепа Адама. Это абсолютно русское понимание: раз Христос победил смерть, то не может быть ее триумфа.

Гравюра «Триумф смерти»

Проходя по залу, я невольно остановился возле необычных икон, которые и иконами назвать было трудно. От них веяло Востоком, Персией, сказками «Тысячи и одной ночи».

– Эти две иконы из Третьяковской галереи, – заметив мое удивление, сказала Светлана Николаевна. – Хотя иконами их можно назвать весьма условно. Техника иконописная, написаны они на дереве темперой и до попадания в музей находились в храмах. Но это, скорее, назидательные образы – их можно назвать иконами-притчами.

Икона-притча о царе Птолемее Филадельфе

Восточный колорит обусловлен тем, что на них изображен египетский царь Птолемей Филадельф. Известно, что это был весьма образованный и мудрый правитель. Видите, у него на столе находятся глобус, измерительные приборы, циркуль, подзорная труба и даже чернильница. И здесь же, в центре стола, особое место занимает череп. Как написано на иконе, царь специально держал на столе череп в сосуде, «дабы с фортуною сего света не возвышаться и за бессмертного себя не почитать». То есть он заставлял себя постоянно помнить о бренности своего существования. Но даже этого Птолемею было мало: у него был слуга, который должен был каждый день приходить к царю и указывать на этот череп, как бы говоря: «Помни о смерти, царь».

А вот соседняя назидательная икона написана как бы в противовес первой…

Я посмотрел на соседнюю икону, где был изображен юноша в красивых одеждах, стоящий на гробе, а у него из-за спины выглядывала смерть в виде скелета.

– Это явно богатый и знатный человек, как сказали бы сегодня, с высоким социальным статусом. Перед ним на столе, помимо золота, лежат различные награды, ордена… Юноша смотрит на них, позабыв, на чем он стоит и кто притаился у него за спиной. Такие назидательные иконы писались не для того, чтобы человека напугать, – они заставляли задуматься о бренности жизни. Любопытно, что на обеих иконах-притчах стоят подписи, что их писал царский мастер Симон Ушаков. Но на самом деле это кем-то придуманная мистификация, потому что иконописец Симон Ушаков отошел ко Господу во второй половине XVII века, а эти иконы написаны в конце XVIII века. Кому и зачем понадобилось создавать эту мистификацию, боюсь, мы уже не узнаем.

– И эти иконы находились в православных храмах?

Акварельная миниатюра из синодика

– Конечно! А почему Вас это удивляет? Потому что на ней изображен египетский царь Птолемей? В Ярославском музее, к примеру, хранится икона «Плоды страдания Христовых», некогда находившаяся в православном храме. На ее боковых полях – клеймах – написаны различные притчи, в том числе и притча о царе Птолемее Филадельфе. На Руси назидательные иконы были весьма популярны и распространены в храмах.

Переходя от экспоната к экспонату, от иконы к гравюрам и картинам, мы подошли к столу, на котором под стеклом находились иллюстрации из какой-то старинной книги.

– Эти удивительные миниатюры взяты из одного синодика, который хранится в нашем музее, – пояснила Светлана Липатова. – Синодики – православные помянники, куда люди записывали имена умерших и поминаемых родных, близких и просто знакомых людей, – были очень распространены в русском народном обиходе. Они были и рукописные, и печатные. Помимо имен поминаемых близких, там же находились и соответствующие молитвы об усопших. И теме смерти и загробной жизни были посвящены многочисленные иллюстрации в таком помяннике.

Эти акварельные миниатюры иллюстрируют и исход души из тела, и то, что происходит с ней в главные дни после кончины человека: на третий, девятый и сороковой день. Вот посмотрите, душа выходит из тела в виде маленькой обнаженной фигурки, Ангел принимает ее на руки и летит с ней вверх. На третий день Ангел приносит душу ко Престолу Господню, на девятый изображена встреча души и целого сонма Ангелов. Мы видим также различные «остановки», которые душа совершает в пути, испытания, которые ей приходится проходить. На сороковой день душа, уже одетая, стоит у Престола Господа.

Когда мы только-только готовили эту выставку, многие, кого мы привлекали к этому процессу, говорили: «Ой, какую мрачную тему вы выбрали. Про смерть это так страшно». В ответ я всегда говорила: «Нет, у нас про Пасху, про жизнь вечную после смерти…». Да, мы грустим все эти сорок дней, мы плачем о наших утраченных близких, но вместе с тем, когда смотришь на эти миниатюры, в душе рождаются светлые и теплые ассоциации, появляется надежда.

За поворотом в нише я увидел необычную скульптуру за стеклом – старика, которого обнимала за плечо Смерть в образе скелета.

Скульптура «Старик и смерть»

– Эта скульптура из Егорьевского художественного музея. Тоже своего рода напоминание о смерти. Хотя на самом деле это иллюстрация к басне Эзопа «Старик и смерть». В ней рассказывается о том, как старик пошел за хворостом. Он был немощен и стар. Набрал старик целую вязанку, а поднять сил нет. И вот от отчаяния и бессилия старик и говорит: «Хоть бы смерь уж поскорее забрала меня». Тут-то смерть и появилась, потому что старик позвал ее. Она помогла старику поднять и донести вязанку хвороста до дома, а потом повела его дальше. К нам эта басня Эзопа пришла, как и другие его басни, через баснописца Ивана Крылова. Смысл в том, что человеку надо быть очень осторожным в своих высказываниях.

– Да, поучительная басня…

– …А теперь мы с Вами переходим к другому разделу выставки, где рассказывается об образах праведной кончины.

И для всех верующих главным образом праведной кончины является, конечно же, Успение Пресвятой Богородицы.

Светлана Николаевна показала мне ряд икон, посвященный Успению Богоматери, включая самую древнюю икону XVI века.

– На этой иконе, помимо образа Божией Матери, есть несколько интересных дополнительных сюжетов, которые нечасто встретишь на подобных иконах. Например, момент передачи Богоматерью Своего пояса апостолу Фоме, который опоздал на Ее Успение, или образ апостола Иоанна Богослова с кадилом на фоне рая, который открывается перед Пресвятой Богородицей.

Икона «Образ предсмертного покаяния»

Но, как известно, кончина праведников нередко бывала и насильственной. Вот икона, изображающая усекновение главы Иоанна Предтечи. Обычно его пишут стоящим на коленях со склоненной головой перед воином, который занес над ним свой меч. А у нас на выставке представлена древняя икона, на которой мы видим, что казнь уже совершилась: вот тело Иоанна Предтечи и отдельно его голова, которая, к слову, и будет похоронена отдельно от тела.

Есть у нас также интересная и весьма редкая картина, которая изображает смерть не святого или праведника, а обычного человека.

Светлана Липатова подвела меня к большой картине, написанной маслом, на которой были изображены лежащая во гробе женщина и люди, стоящие вокруг нее. Меня удивило, что всю нижнюю часть картины занимала большая надпись в два десятка строк.

– Это еще одна редкость, которую нам предоставил для выставки Егорьевский музей. Картина рассказывает о смерти некоей рабы Божий Анны, возможно, купчихи. Рядом стоят ее супруг Федор и домочадцы. А длинная надпись подробно повествует главные моменты, связанные с их жизнью и ее смертью. История весьма драматичная, которая, видимо, так потрясла купца Федора, что он специально нанял живописца, который запечатлел маслом на холсте не только картину праведной кончины, но и подробно написал на нижней части всю эту историю.

Картина «Успение рабы Божией Анны»

Картина наполнена особым смыслом – она дает нам правильное, христианское понимание праведной кончины. Поэтому в верхней части картины мы видим Небесный Иерусалим и душу этой рабы Божией Анны, которая поднимается ко Христу. Эта картина один из уникальных экспонатов на нашей выставке – подобной Вы больше нигде не увидите.

Светлана Липатова повела меня дальше мимо картин и икон, изображающих кончину и мощи знаменитых святых и праведников: преподобного Серафима Саровского, преподобного Иоанна Многострадального Печерского, иеросхимонаха Нафанаила, раку с мощами святителя Димитрия Ростовского из Ростовского Спасо-Яковлева монастыря, раку с мощами святителя Спиридона Тримифунтского. Мой гид показала мне и любопытный экспонат, на который посетители, если не привлечь их внимание, могут даже и не взглянуть. Маленький гробик размером чуть больше половины человеческой ладони. На верхней его части написана молитва, которая читается во время заупокойной службы, на нижней – надпись: «Зрише всяк, будеши лежать и так».

– Этот экспонат пришел к нам из Церковно-археологического кабинета – музея при Московской духовной академии. Предполагается, что, когда крышка гробика открывалась, можно было увидеть маленькую восковую фигурку монаха со сложенными на груди руками. Известно, что этот гробик-напоминание о бренности бытия и переходе в жизнь вечную стоял на столе протоиерея Алексия Остапова, сына келейника Патриарха Алексия I, который в советское время занимался организацией церковного музея при Московской духовной академии.

Икона «Преподобные Сергий и Никон Радонежские
поднимаются в Небесный Иерусалим»

В завершение экскурсии Светлана Николаевна подвела меня к последнему разделу выставки, который был посвящен загробному миру, как его представляли различные художники и иконописцы. В глаза мне, прежде всего, бросилась необычайно красивая и резная икона, выполненная яркими темперными красками и состоящая как бы из трех частей. На ней был изображен Ангел, поднимавший душу в Царствие Небесное, и ряд каких-то святых.

– Это преподобные Сергий и Никон Радонежские, царевич Иоасаф и его духовный отец преподобный Варлаам, – пояснила мой гид. – Они словно по небесной лестнице поднимаются в Небесный Иерусалим, который представляет собой город, где в арочках мы видим разных святых. Все они представлены строго по чинам святости: мученики с мучениками, преподобные с преподобными, отдельно святители. Перед ними стоят блюда и кубки – это своего рода «пир праведников», символическое изображение вкушения райского блаженства, как его представляли себе наши русские предки. Хотя у разных живописцев и иконописцев рай изображался по-разному: это мог быть город, а мог быть и сад.

– Светлана Николаевна, а на что опирались художники, создавая образ Царствия Небесного?

– Подробное описание рая содержится в Откровении святого апостола Иоанна Богослова. Кроме того, на Руси было широко распространено созданное в X веке в Византии знаменитое «Житие Василия Нового». Оно дало большой толчок к обновлению древнерусской иконографии. В этом труде ученик Василия Нового Григорий очень желал узнать о посмертной участи блаженной старицы Феодоры, и она несколько раз являлась ему и подробно рассказывала о мытарствах, через которые проходила ее душа после смерти. Она рассказывала о смерти, которая давала человеку испить горький напиток, о страшных бесах с алыми глазами и языками, которых встречала ее душа на своем пути, о различных мучениях грешников. Согласно рассказу блаженной старицы Феодоры, каждая душа проходит свои испытания и мытарства, которые определяются особым мерилом праведности. При этом в данном труде главный акцент делается не на бесах или мытарствах, а на милости Божией и на том, что праведная жизнь человека помогает ему после смерти достойно пройти все мытарства и выдержать испытания. На труды, подобные «Житию Василия Нового», опирались древнерусские художники и иконописцы при написании загробного мира в книгах, на картинах и иконах.

– Завершая эту интересную экскурсию, давайте вернемся к началу нашей беседы. Скажите, пожалуйста, какую задачу хотели вы решить, организуя такую выставку?

– Главная задача Музея древнерусского культуры и искусства имени Андрея Рублева – показать замечательные и редкие экспонаты, создать художественное пространство, наполненное удивительными образами, которые еще ни разу нигде не демонстрировались. Кроме того, эта экспозиция дает нам возможность обсудить тему смерти в общегуманистическом контексте. Наша выставка не только для верующих – она для всех, потому что тема смерти, хотя об этом и не принято говорить, волнует и заставляет задумываться всех людей. Только я очень надеюсь, что настроение и впечатление от выставки будет не печальным, а светлым и позитивным, ведь, в конце концов, наша выставка не столько про смерть, сколько про Пасху, про Воскресение.

Экспозиция открыта до 26 января, и в процессе работы выставки у нас запланировано множество интересных мероприятий. К примеру, будут детские занятия, посвященные образу рая, тем животным, которых сотворил Господь в Эдеме, и тому, как Адам давал им имена.

– А как, кстати, дети реагируют на эту, прямо скажем, нетривиальную тему экспозиции?

– Я сама мама двух детей и считаю, что с детьми обязательно надо говорить о смерти. Ведь дети в разные моменты жизни, порой очень внезапно, сталкиваются со смертью: умер хомячок или щенок, заболел и умер любимый дедушка. Если мы не поговорим об этом с детьми, им будет трудно осмыслить само понятие смерти и перехода души человека в иную жизнь, в другое измерение. Увидев горе близких, они не будут знать, как его воспринимать, как реагировать на него.

Конечно, верующему человеку проще объяснить своему ребенку, что такое смерть. Во многом благодаря образу Пасхи, образу Воскресения Христова, благодаря тому, что дети христиан вместе с родителями на Пасху красят яички, идут в храм на службу. В этом смысле наша выставка работает в том же направлении: через представленные на экспозиции иконы, картины, книжные гравюры мы помогаем детям понять смысл такого явления, как смерть. И давайте не будем забывать слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова из Откровения: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

***

В небольшой статье я не рассказал и десятой доли того, что узнал об уникальных экспонатах, представленных на этой выставке. Поэтому тем читателям «Прихожанина», которых заинтересовал мой рассказ, хочу еще раз напомнить: выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» будет работать в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева до 26 января. Спешите ее посетить! И рекомендую: лучше ходить не одному, а заказать экскурсию, чтобы услышать такой же интересный рассказ, какой довелось услышать мне.

Петр Селинов

Адрес музея: Москва, Андроньевская площадь, 10.

Часы работы и контакты на сайте www.rublev-museum.ru

 

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить