Путь к совершенной радости

Николай Пестов

Как помочь детям? Как наставить их на путь истинный, чтобы они смогли избежать искушений мирских и шли правильным путем, указанным Господом. Богослов, миссионер и историк православной Церкви Николай Пестов, разбирая вопросы воспитания детей, особое внимание уделяет тема наказания, его значению и назначению; также отмечает он благодатную помощь родительской молитвы, которая может защищать и направлять детей.

Детям, как и Божьим цветам, нужны любовь, нежность, ласка родителей, но вместе с тем наставления и вразумления, а подчас и наказание. Наказание детей есть не только право родителей – это их обязанность по отношению к провинившимся детям. Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей. Тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви. Любви, жертвующей своим душевным миром ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка.

Каково основное назначение увещеваний и наказаний? То же, что очищение от плевел. По словам Самого Господа, сатана постоянно засевает страсти, злые наклонности и пожелания в наши души и души наших детей с самого раннего возраста (см.: Мф. 13, 25). Родители и воспитатели призваны вырывать злые ростки от этого посева внушениями и наказаниями. Вырывать их тем легче, чем ранее злой росток замечен, чем менее укоренился. При этом, если душа ребенка и воспитателя соединены любовью и ребенок осознает вину и от сердца раскаивается, то злой росток вырван с корнем.

Но если в ребенке, отроке или юноше уже господствуют в той или иной мере сомнение и самоуправство (порождение гордости) и он не сознает в полной мере своей вины, оправдывается или смягчает ее в своих глазах, то злой росток не будет вырван взысканием, а только примят и заглушен, лишь страх нового наказания может приостановить в этом случае рост плевела – злой наклонности. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомниться.

Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Послушаем об этом Соломона, которому премудрость была дарована в полной мере, как особый Божий дар. Соломон пишет: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. И далее: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 19, 18 и 13, 25). О том же говорит и народная мудрость: «Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки, поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки».

Воспитание детей в Новом Завете должно совершаться в духе любви, кротости и милосердия. Поэтому ударять или бить ребенка не надо. Если же детям нужно серьезное наказание, то его нетрудно найти для всякого ребенка. При этом наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Такими наказаниями могут быть, например, лишение на определенное время книг, развлечений, удовольствий, сластей, посещения знакомых, а для более младшего возраста – постановка в угол, принудительное сажание на стул на известное время. Следует учитывать, что строгое внушение и длительный разговор с ребенком с подробным разбором его проступка может быть для детей наиболее неприятным наказанием, если такие внушения проводить умело. Правда, это потребует от родителей больше времени и будет много труднее, чем удар ребенка или битье, но последние могут принести больше вреда, чем пользы.

Не следует пренебрегать и самыми малыми проступками детей. Малого нет по Св. Писанию: В малом был ты верен, над многим тебя поставлю, – говорит Господь (Мф. 25, 21). Пусть будет мало наказание за малые проступки, хотя бы выговор или замечание, но они должны иметь место при всяком поступке ребенка.

По духовному закону, если мы не пострадаем и не постыдимся за свои грехи на земле, то они останутся неизглаженными из книги жизни, и нам придется потерпеть за них на том свете. На этом основано Таинство покаяния – исповеди. При наложении наказания на детей совершенно необходимо, чтобы родители были в полном спокойствии и мирном состоянии духа. При раздражении человека покидает Святой Дух и теряется любовное единение душ ребенка и родителей. В результате ребенок также может озлобиться и для его души от наказания получится более вреда, чем пользы. Кроме того, в раздражении легко погрешить несправедливостью и жестокостью под влиянием лукавого духа, владеющего раздраженным человеком. Поэтому в тех случаях, когда чувствуется гнев или раздражение на детей, нельзя сразу накладывать на них взыскание.

Ведь только любовь может провести наши слова до сердца наших детей. Преподобный Серафим Саровский так говорил одному игумену: «Будь своим духовным детям не отцом, а матерью». Этими словами он указывал на необходимость проявления не столько суровости и строгости отцов, сколько нежной любви и снисходительности матери. Поэтому нам следует бояться как своей слабости – излишнего снисхождения и пренебрежения поступками, так и духовного разрыва – отчуждения от нас детей и их ожесточения.

Будем помнить, что лишь любовь будет прокладывать родителям путь к сердцу детей и не отталкивать их и при наказаниях. Если детское сердце не ожесточено, то совесть ребенка сама будет изобличать его в таких случаях. И если ребенку привита мысль о необходимости претерпеть за проступок, то он сам будет чувствовать удовлетворение, претерпев наказание: ведь солнце особенно приятно светит и особенно нежно греет именно после грозы. Наказание есть страдание, а страдание очищает и просветляет душу, если переносится со смирением.

При частом наказании детей может возникнуть опасность ожесточения их сердца, угасания их любви, отчуждения от родителей и проявления уныния. Это большая опасность, и родителям надо тщательно избегать ее. И если нельзя избежать наказаний, то надо иметь в руках средство, чтобы парализовать все перечисленные выше дурные последствия, которые могут проявиться после наказаний.

Такими средствами являются похвала, различные поощрения и награды. Как будто бы похвала может приносить вред и развивать в детях тщеславие и самомнение? И это действительно так, если детей всегда только хвалят. Поэтому на похвалу нужно смотреть как на лекарство, которое можно и должно применять, но применять умеренно – с рассудительностью. Вместе с тем, она является и могучим средством поощрения ребенка к трудолюбию, старанию, аккуратности, послушанию. Детям надо внушать также, что все таланты и способности даны нам от Бога и ими нечего гордиться. От способных же больше требуется, так как от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12, 48). Чтобы согревать в детях ревность к добродетелям, кроме похвалы нужны также и различные поощрения: подарки, сласти (в разумном количестве), разумные развлечения, посещения знакомых. Все это должно даваться детям, как следствие их достойного поведения и прилежания. Пусть дети чувствуют, что от лица родителей они имеют всегда внимательную и справедливую оценку своего поведения. И если все их проступки не остаются без наказания, то и все доброе в их поведении принесет им утешение и награду.

Глубокий знаток духовной жизни – святой Исаак Сириянин – основным условием для успеха всякого дела человека считал нижеследующее: «Всякую вещь, малую и великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего».

Итак, первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению святых отцов, качество нашей молитвы мы должны восполнять количеством ее. Так советовал преподобный Серафим. Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но, подражая инокам, вставать на молитву и в полунощный час. Как и всякая молитва, молитва и родителей за детей может быть разумной и неразумной. Апостол Иаков говорит: Просите и не получаете, потому что просите не на добро (Иак. 4, 3).

О чем же прежде всего должны молиться родители в отношении детей? Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребенка живым членом воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполнит в свое время. Но, когда придет это время, нам не дано знать; бывают случаи, что Господь вел юношей не прямым путем, но спасал их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но еще прилежнее умоляют Всемогущего («утомляют своею молитвою Неутомимого»).

Святые отцы говорят: «Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина». Это относится и к молитве родителей, и, в частности, к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте.

Поэтому родителям нужна в этих случаях смиренная покорность всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящем, как бы горяча она ни была, всегда должна заканчиваться словами Господа в Гефсиманском саду: ...впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). В таких случаях надо помнить рассказ о том, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее ее сыновей на земле. Она видит их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны...

Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но брать пример с царя Давида при болезни его сына. Неделю молился царь и ничего не ел, говоря: ...кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? Но когда дитя умерло, то Давид успокоился и стал есть, так объясняя свое поведение окружающим: Теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне (2 Цар. 12, 22–23). Конечно, помимо случаев, когда по воле Божией дети умирают, несмотря на мольбы родителей, имеется еще более случаев, когда усердная молитва родителей чудесно спасала смертельно заболевшее дитя.

Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом. Сила родительской молитвы такова, что иногда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда им следовало бы отказать.

Часто единственным средством для выздоровления ребенка является покаяние его родителей. Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь в поте лица и идя узким путем, путем безумной (1 Кор. 3, 18) мудрости, постараемся спасти себя покаянием и стяжанием Духа Святого Божия, а через это мы спасем и наших детей. Прежде всего на деле покажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к теплой, постоянной, усердной молитве к Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле – в деле их духовного воспитания. Ибо, по словам Псалмопевца, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).

К сожалению, в практике Православной Церкви не имеется общепринятых образцов молитвы о своих детях. Такую молитву мы нашли у одной христианской матери – супруги священника: «Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю детей наших, которых Ты даровал нам, исполнив наши моления. Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла гордости, да не коснется души их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будут они у Тебя избранными сосудами Духа Святого, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.

Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнять волю Твою святую, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Своим Святым. Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорой и отрадою в скорбях и утешением жизни их, и да молитвою их спаслись и мы, их родители. Ангелы Твои да охранят их всегда. Да будут дети наши чутки к горю ближних своих и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их. Когда же окончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собою других рабов Твоих избранных.

Молитвою Пречистыя Твоея Матери Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй и спаси нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Благим Животворным Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Подробнее с мыслями Николая Пестова вы можете познакомиться в сборнике «Семейное счастье», опубликованном в издательстве «Даниловский благовестник».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить