Купите мне игрушечный гроб

Елена Есаулова

Девочка-девочка, зачем тебе такие острые зубки?

«Кукол у нас целый воз», – как бы с упреком, но всё же с некоторой тайной гордостью часто говорила моя мама, беседуя со знакомыми. Воз не воз, но кукол у меня в детстве на самом деле было много: хрупкого пластика старинная Наташка в выцветшем ситцевом платье в синий горох, большая немецкая Ирэна с пушистыми ресницами в голубом кружевном платье и с кривыми фиолетовыми бровями – я нарисовала их ей химический карандашом, и он уже никогда не стерся. Еще были две среднего роста куколки Дина и Дима, тоже немцы: Дина – в вызывающем восторг цветастом сарафане, белых носочках и туфельках, Дима – в белых же джинсах-клеш и джинсовой курточке с красными манжетами. Была и толпа всяких пупсят с двигающимися ручками и ножками, открывающимися глазками и капроновыми волосиками и тех, что попроще, цельнолитых, с нарисованными глазками и чубчиками. Всем этим семейством игрушечных детей я играла, стыдно признаться, лет до 14-ти. Нравилось переодевать кукол, мыть их, водить в гости и в магазин, придумывать истории. Куклы мои были не бесприданницами: кроме разных ванночек, имелись у них и стиральные машины – обе работали по-настоящему и даже сливали воду крошечными шлангами. Машина швейная шила тонюсенькими нитками. Была мебель: расписной шкафчик для одежды, посудка с кастрюлями и сковородками, мисками и чайными парами – красный прозрачный пластик, белые ручки. Была и замечательная металлическая кроватка с панцирной сеткой. Я застилала ее старым шарфом и носовыми платочками. И каков же был мой восторг, когда однажды, встав утром, я обнаружила сшитый мамой полный комплект кукольного постельного белья с подушками, стеганым одеяльцем и матрасиком.

И в страшном сне невозможно представить, что вместо мини-пододеяльника и маленьких подушек с наволочками в цветочек я получила бы от родителей в дар… мастерски сделанную виселицу или обтянутый бархатом гробик. Для современных детей такие подарки, увы, реальны и даже желанны. И не только злые игрушки в моде – сегодня популярны мультики и детские фильмы, где положительными героями выступает всякая нечисть и нежить.

Сначала была Барби

Мы думали, это дно, но снизу постучали. Начиная с 90-х годов прошлого века, российские учителя и психологи били тревогу по поводу негативного влияния голливудских мультфильмов и длинноногой Барби на подрастающее поколение. Однако это было только начало. Теперь по сравнению с некоторыми современными анимационными и игрушечными персонажами алчная утка дядя Скрудж и гламурная красотка кажутся почти невинными.

Примерно, десять лет назад крупная американская корпорация игрушек выпустила серию под «веселым» брендом «череп с бантиком», и на прилавках наших магазинов тут же осела нарядная жуть: кукольные зомби, оборотни, циклопы, минотавры, паучихи, вампирши и т.п. Куклы «Monster High» (персонажи одноименного мультсериала), стoящие, кстати, отнюдь недешево, в мультфильме играют вполне позитивные социальные роли: хорошо учатся, заботятся об экологии, дружат и общаются. То есть все они вроде как «добрые внутри». Зачем же создатели придали им пугающую внешность: мертвенные лица, острые когти, клыки, звериные уши, уродливые шрамы? Может быть, для того, чтобы приучать детей к аномальному, отвергая всё нормальное, традиционное и привычное? Захочет ли девочка нянчить скучную пухлую Машу, поиграв няшей-вампиршей в блестящих одежках, меняющей кавалеров? Какой образ примерит для себя такая девочка, когда вырастет? Вряд ли образ благочестивый и добрый мамы и домохозяйки.

– Я старалась своей дочке даже Барби не покупать, – говорит мама троих детей Надежда Осканова. – Мне кажется, кукла для девочки – это не просто игрушка, но еще и ребенок. На мой взгляд, Барби – это подмена дочки на взрослую тетку, бездушный стандарт, ну а куклы-монстры – нечто за гранью разумного. Несомненно, дети не только привыкают к ужастикам в блестящей обертке, но и по неопытности без опаски принимают образы нечисти. И если в сказках это всего лишь отрицательные герои, то в жизни подмена может им дорого стоить. Уходят в прошлое бабушки, которые крестят на ночь и при выходе из дома своих внучат, а на смену им не всегда приходят родители, которые духовно оберегают детей. А мы потом удивляемся, почему подростки ведут себя странно, агрессивно. Разве мы умнее наших предков, которые нас ограждали от подобного зла?

Гроб, кровать пыток и резиновый монстр…

С мнением родительницы согласны и эксперты. «Боевой макияж» кукол не способствует развитию чувства прекрасного в ребенке, – говорит кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей категории Ю.В. Кобазова. – Вызывает тревогу то, что здесь идет подмена понятий для детской психики, отрицательному внешне персонажу приписывают положительные черты. Куклы "Monster High" одеждой и макияжем провоцируют нескромное безвкусное и раскованное поведение детей, которые идентифицируют себя с ними. Агрессивно выразительные "лица", татуировки, яркий макияж кукол "Monster High" могут стимулировать формирование раннего стремления к проявлению искаженной женской сексуальности».

Рассуждать о том, к чему может привести использование жутковатых атрибутов монстряшек – таких, как пыточная кровать или изящный гробик, если честно, страшно. Достаточно вспомнить примеры жестокости в школьной среде, которых с годами всё больше. Понятно, что не каждый из тех, у кого была кукла-монстр, будет проявлять агрессию или преступит закон. Но чем вздумают развлекаться некоторые подростки, игравшие в детстве куклами-упырями? Вопрос открыт.

По мнению эксперта, гроб, кровать пыток, резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности (при этом игрушка издает душераздирающие крики жертвы), могут порождать в ребенке жестокость, желание насилия, вырабатывать привычку к нему. Одним своим внешним видом подобные атрибуты могут подсказать ребенку, как причинять физический вред себе и окружающим.

Зачем дружить с вурдалаками?

От производителей злых игрушек не отстают и кинопроизводители. Сегодня создаются не только откровенно антихристианские картины типа «Золотого компаса», но и те, в которых режиссеры и художники пытаются представить нормальное ненормальным, такие, например, как относительно свежий западный проект «Удивительная Ви». Сериал, посвященный приключениям девочки-вампира в мире людей, уже смотрят тысячи зрителей, и многие из них называют его… добрым и прекрасным.

«Освоиться на новом месте и завести друзей бывает очень непросто, но всё может стать еще сложнее, когда ты не обычный человек, а настоящий вампир. Вампирина всю жизнь жила в Трансильвании, пока ее отца не перевели работать в Пенсильванию присматривать за гостиницей. Быть новенькой нелегко, но общительная и жизнерадостная Ви очень быстро обзавелась друзьями. Это и неудивительно, ведь отель оказался не простым, а волшебным пристанищем для удивительных гостей и сказочных персонажей. В компании новых друзей она принимается изучать этот мир, который оказался очень похожим на мир вампиров», – такая бодрая аннотация сопровождает мультсериал. Вампирина превращается в летучую мышь, ест волчьи ягоды и пытается подружиться с соседками – обычными девочками. Причем персонаж мультфильма – ребенок, боящийся вампирских проявлений, – выставляется создателями фильма невротиком и истериком.

Зло не наполнит душу любовью

– Авторы сериала пытаются с малых лет привить детям идею так называемой толерантности, донести мысль о том, что отклонения нормы поведения от морали – это нормально, – говорит иерей Димитрий Любочко. – Таким образом, стираются границы дозволенного и недозволенного, что, в свою очередь, приводит к формированию толпы людей, живущих по принципу «хлеба и зрелищ». У таких личностей нет опыта принятия ответственных решений, отсутствуют постоянство и стабильность в эмоциональной, духовной и бытовой сферах жизни. Соответственно из них не вырастут великие ученые, музыканты, чемпионы и святые подвижники. Этот мультсериал – попытка решить проблему детских страхов, подружившись с ними, вместо того чтобы, призывая небесную помощь, одержать победу над источником страха – злом. Это всё равно, что бороться с наркоманией, раздавая шприцы.

С этим мнением солидарна прихожанка одного из киевских храмов Ксения Поташева:

– Как человек верующий, я против таких игрушек и мультиков, – говорит она. – Всякая нечисть преподносится нам в качестве персонажей безвредных, и дети спокойно относятся к ним, подражают им, копируют их поведение, в старшем подростковом возрасте могут выбрать путь неформалов или просто стать агрессивными. Всё это внедряется в детские души незаметно – вроде ничего такого, «клево», оригинально... Но в мире всё предельно ясно: есть добро, и оно прекрасно, эстетично, а есть зло, оно уродливо и отвратительно. Зло не может наполнить душу любовью.

К слову…

Американская компания Tonner Doll представит на выставке игрушек Toy Fair в Нью-Йорке первую в мире куклу-трансгендера. У куклы не будет характерных гендерных признаков. Прогнозируется, что розничная цена составит почти 90 долларов. Игрушка рассчитана на детей старше восьми лет и будет продаваться через сайт компании-производителя и в специализированных магазинах.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить