«Не хлебом единым жив человек…»: духовная музыка в творчестве А.А. Юрлова

А. Стржелинская

Фрагмент статьи о выдающемся русском хоровом деятеле А.А. Юрлове 

Во все времена приводил Господь на землю своих посланцев, наделенных Божиим даром – талантом, умом, которые помогали людям постичь законы бытия, законы красоты, открывали недоступное обычному смертному, несли духовное. Многие из таких гениальных посланцев пронеслись с быстротою молнии по небосклону жизни, сгорев, как падающие звезды, оставив яркий след: Моцарт, Пушкин, Лермонтов. К ним мы относим и Александра Александровича Юрлова. За свою короткую творческую жизнь (всего пятнадцать лет) он сумел совершить великие дела.

Конец пятидесятых – начало шестидесятых… Времена воинствующего атеизма. И в эти годы Юрлов возродил уже забытое за 40 лет советской власти запрещенное наследие русской духовной музыкальной культуры. Я была первой студенткой Юрлова, когда в 1959 году он возглавил кафедру хорового дирижирования в академии Гнесиных. Для меня настоящим откровением явилось знакомство в классе не только с духовной музыкой, но и с духовной литературой. Позже я узнала, что Александр Александрович всегда брал с собой в поездки Евангелие. Многие, кто бывал за кулисами, помнят, как перед выходом на сцену он останавливался на секунду и, прикрыв глаза, поднимал голову… Думаю, мысленно он произносил: «С Богом!»

В те годы старинная духовная музыка не исполнялась, а если что-то и звучало, то с адаптированным текстом – обычно это были лирические стихи о природе. В исполнении Государственного хора под управлением А.В. Свешникова божественно звучала «Тихая мелодия». Она исполнялась с закрытым ртом!!! Это было глубоко символично. Многим было неведомо, что это «Тебе поем…» из «Литургии» С.В. Рахманинова.

В СССР, начиная с двадцатых годов, официально считалось, что основоположником русской музыки является Михаил Иванович Глинка. Этот постулат фигурировал во всех учебниках, на которых воспитывалось не одно поколение музыкантов. А разве до Глинки в России не было музыки?!

Да, в XIX веке в фаворе была итальянская опера, итальянская вокальная школа. Гениальный Василий Березовский обучался в Италии, но по возвращении в Россию его музыка оказалась ненужной, и композитору пришлось зарабатывать на жизнь простым певчим, что привело к трагическому концу. В салонах выступали заезжие музыканты, преподаватели музыки были иностранцами…

Но! В любом народе, в любой стране, в любую историческую эпоху музыка начинается с колыбельной матери и потом развивается и живет в народе.

С установлением христианства в России появляется и начинает свой путь духовная музыка. Она развивается не в западных, а в православных, исконно русских традициях. Русская музыкальная культура того времени была исключительно хоровой. Березовский, Бортнянский, Фомин, Алябьев…

К эпохе Петра музыка постепенно выходит из стен храмов и проникает в жизнь. К концу XIX – началу XX вв. русская хоровая культура выходит на первое место в мире.

В 1886 году при Синодальном хоре открывается училище, которое воспитало целую плеяду великих хоровых деятелей и композиторов: П. Чеснокова, А. Преображенского, А. Кастальского, Н. Данилина, В. Калинникова, А. Гречанинова, С. Рахманинова.

Духовная музыка звучит в концертных залах. Начало этому положила созданная в 1878 году П.И. Чайковским «Литургия св. Иоанна Златоуста».

Хоровые концерты Москвы и Петербурга собирают огромные сводные хоры.

С 1899 года русская духовная музыка звучит уже за рубежом. Синодальный хор под руководством Н.М. Данилина в 1911 году совершает грандиозное турне: Варшава, Вена, Флоренция, Рим.

Хору доверено освящение русских православных храмов за границей. В России в 1910 году состоялась премьера «Литургии» Рахманинова, а в 1915 прозвучало «Всенощное бдение» – сочинение, ставшее вершиной русского хорового искусства.

В 1918 году в последний раз «Всенощная» была исполнена Синодальным хором в Успенском соборе Кремля перед его закрытием.

В 50-е годы я, жительница Замоскворечья, услышала эту святую музыку в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Регент Николай Матвеев сумел возродить ежегодное исполнение «Всенощной» Рахманинова и «Литургии» Чайковского в их памятные дни. В те годы эту музыку больше нигде нельзя было услышать.

Юрлов говорил: «Мой патриотический долг – вернуть забытые страницы отечественной культуры». И он этот подвиг совершил. Александр Александрович сумел заинтересовать проблемой возрождения утерянных страниц музыковедов, теоретиков, филологов. По автографам восстанавливались партитуры, расшифровывались крюковые записи.

Вернулась к людям русская духовная музыка с подлинными каноническими текстами. Это было начало новой эпохи. Громко об этом капелла, возглавляемая Юрловым, заявила в 1966 году победой на фестивале в польском городе Быдгош. В 60-е годы СССР начинает тесно сотрудничать с дружественными странами Европы, где возвращается традиция фестивалей искусств. Проводятся Всемирные фестивали молодежи. Первый состоялся в 1947 году в Праге.

В СССР «железный занавес» решились приоткрыть только в период хрущевской «оттепели» в 1957 году. В это время в ДК фабрики «Трехгорка» (репетиционной базе капеллы) уже звучит старинная русская духовная музыка. Предвидя проблемы, которые неизбежно ждут впереди, Александр Александрович принимает мудрое решение. Он сам и весь коллектив становятся членами Всесоюзного общества охраны памятников. И, действительно, проблемы не заставили себя ждать: «Вы поете церковную музыку! Она у нас запрещена!» Ответ: «Мы не поем церковную музыку – мы исполняем памятники отечественной культуры».

Присутствуя на репетициях, мы, студенты, оказываемся первыми слушателями хоровых концертов Д. Бортнянского, М. Березовского, крюковых записей старинных распевов неизвестных авторов, расшифрованных исследователем древних записей М. Бражниковым.

В начале 1966 года в Министерство культуры поступает приглашение из Польской Народной Республики принять участие в научном конгрессе и в его рамках – в фестивале старинной музыки стран Восточной Европы. Это событие становится поворотным во всем дальнейшем развитии русской музыкальной культуры.

В мае в Большом зале московской консерватории состоялся концерт, фактически явившийся официальным представлением программы и генеральной репетицией для капеллы. Вся улица Герцена (теперь Никитская) была полна пешей и конной милиции. Вход был строго по спецпропускам. Устроившись в самом верхнем ярусе, мы, студенты, увидели расположившееся в партере духовенство. В зале не было привычной предконцертной суеты. Стояла необычная тишина – тишина ожидания. На сцену своей быстрой походкой вышел Юрлов, поклонился, повернулся к хору. Небольшая пауза – сердца у нас замерли... И зазвучал хор. Началось таинство. Музыка совсем не производила впечатления архаичной. Голоса звучали то сдержанно и строго, то трепетно, затрагивая самые тонкие струны души. Солировал Иван Семенович Козловский. Божественные звуки навсегда оставили незабываемое чувство. Заново рождалась музыка, не исполнявшаяся сорок лет. Перед Юрловым встала задача, от успешного выполнения которой зависело очень многое.

И вот сентябрь. С 10 по 16 сентября в польском городе Быдгош проходит Международный конгресс, посвященный старинной музыке восточноевропейских стран. Победа достается русскому коллективу! Это была великая, наиважнейшая победа Юрлова. Открыты двери в Европу. Польские газеты публикуют восторженные отзывы. Следуют гастроли по городам Польши, Чехословакии, затем Париж, фестиваль в Италии, где капелла становится обладательницей «Премии Рима». Заслуженный триумф! Свиридов писал о Юрлове: «…Он вывел отечественную хоровую музыку на мировую арену и придал ей подлинно мировое значение». Путь к поставленной цели открыт, запреты на исполнение старинной музыки в СССР сняты. Капелле присвоено звание «академической». Возникают вопросы звукозаписи, выступления на радио, составление новых программ.

Юрлов много времени проводит в рукописных фондах Исторического музея, находя неизвестные сочинения старинных авторов, старинные канты, распевы. Неоценимую помощь в этих поисках, расшифровках, составлении аннотаций оказывает ему известный музыковед В. Протопопов.

У капеллы наконец появляется новое помещение для репетиций – старинная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Бакунинской улице, построенная в начале XVII века.

Посещая репетиции, мы были свидетелями того, как долго, как осторожно искал Юрлов звучания, необходимого для воплощения манеры, соответствующей суровому характеру древних песнопений. На наших глазах заново рождались стихиры Ф. Крестьянина, песнопения Н. Дилецкого, концерты А. Веделя, М. Березовского.

Теперь Юрлов вплотную приблизился к осуществлению своей мечты о том, чтобы святая русская музыка звучала у стен древних русских храмов.

1970 год. Новгород. Древний город, известный своей школой Знаменного распева. Внутри Софийского собора капелла расположилась на хорах. Музыка льется сверху, божественными звуками проникая в души слушателей. Во время традиционного в финале концертов исполнения «Славься!» Глинки звучат настоящие колокола, доставленные из фондов новгородских музеев. Юрлов придавал большое значение выбору места для исполнения, где иконы и храмовая архитектура сами являются звучащей музыкой.

По линии деятельности Всесоюзного общества охраны памятников Юрловым разработан целый ряд концертных программ. Одно за другим следуют выступления в древнем Суздале, Владимире, в Софийском соборе, в Новгороде, на Бородинском поле, в Андрониковом монастыре, в музейном комплексе «Архангельское». Обращаясь к духовной музыке, Юрлов хотел восстановить, как он сам говорил, «связь времен» и показать, что творчество современных композиторов является результатом развития нашей культуры от тех далеких времен, от тех древних корней. Подтверждением этого явилось сотрудничество капеллы с Георгием Свиридовым.

Каким вдохновением был охвачен Александр Александрович, когда работал с театральными режиссерами! С восторгом пишет о работе с Юрловым над спектаклем «Царь Федор Иоанович» по пьесе А.К. Толстого режиссер Малого театра Б. Равенских: «…Я пришел на репетицию. Когда хор спел “Душа грустит о небесах“, был потрясен: “Без вас немыслим мой спектакль!“ Юрлов предложил обратиться к Свиридову. Свиридов дал такую музыку, что мы все испугались, сможем ли до нее дотянуться. Записи проходили ночью в Большом зале Консерватории. Работа была очень трудной. У меня на глазах были слезы. Меня потрясала неистовость, самоотдача Юрлова. Казалось, я работаю с существом нечеловеческой энергии…Большое счастье, что он успел записать музыку к “Царю Федору“! Юрлов – талант национальный. Он коснулся самых глубин Руси и так ее поднял, так воспел!» Премьера, к сожалению, состоялась уже без него, в мае 73-го. В спектакле звучали три хора: «Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих».

Стереофонических записей и пластинок капеллой сделано огромное количество.

Многие из записей удостоены международных премий: шесть премий гран-при, премии «Золотой Орфей», Французской Академии грамзаписи. Русская хоровая музыка XVI–XVIII веков записана французской фирмой «Shantdu Mond».

1966 год принес успех, удовлетворение, возможность идти вперед, решать новые проблемы. По всей стране открываются новые музыкальные училища, вузы, отделения народного хорового пения. Нет уголка от Запада до Востока, где бы ни побывала капелла. Проводятся хоровые фестивали. Вместе с капеллой в них принимают участие местные профессиональные, учебные и самодеятельные коллективы. Композиторы создают новые произведения. Премьеры, поездки, фестивали, педагогическая работа, записи музыки к кинофильмам. Помню потрясающий документальный фильм «Распев». Работа с театральными режиссерами, зарубежные гастроли. Сейчас это звучит обыкновенно, а тогда доставалось в нелегкой борьбе, преодолении чиновничьих отказов, запретов… Он не жил – он горел ежедневно, ежеминутно. За свою короткую (всего 15 лет!) творческую жизнь он успел столько, на что, думается, не хватит целой жизни.

Второго февраля 1973 года, утром, в день открытия четвертого пленума Правления Союза композиторов РСФСР, всех потрясла трагическая весть… Звучал «Вокализ» С. Рахманинова… Невозможно было поверить в случившееся… Ушел из жизни Великий Музыкант, ушел на самом взлете своего таланта. Ему было всего 45!

Велик его вклад в хоровое искусство, во всю русскую музыкальную культуру, в воспитание музыканта новой формации. Он оставил плеяду последователей, воспитал достойных учеников, которые верны принципам Учителя, верны его заветам. Уже третье поколение, ученики учеников Александра Александровича, достойно несет знамя хорового искусства.

Геннадий Александрович Дмитряк надежно стоит у руля главного детища Юрлова – Республиканской академической капеллы. Сейчас в честь 90-летия великого хормейстера проходят конференции, концерты, конкурсы, «юрловские» чтения во многих городах страны в рамках фестиваля «Любовь святая», который проводится с 2012 года по инициативе Государственной академической хоровой капеллы и ее руководителя заслуженного деятеля искусств Геннадия Александровича Дмитряка.

Виктором Сергеевичем Поповым в 1991 году создано первое в отечественной истории высшее учебное заведение вокально-хорового направления, объединившее все ступени музыкального образования. Сегодня этот корабль уверенно ведет Алексей Кириллович Петров, представитель третьего поколения «юрловцев».

Ежегодно с потрясающим успехом проходят Пасхальные фестивали. Храмы России славятся своими хорами. В репертуаре каждого российского хорового коллектива, будь то профессиональный, самодеятельный, детский или взрослый хор, звучит духовная музыка. Наши хоровые коллективы участвуют в международных конкурсах и завоевывают золотые медали. То, о чем мечтал наш Учитель, становится неотъемлемой частью духовной жизни России. А во Вселенной горит звезда, которой в 1983 году присвоено имя «Хормейстер Александр Юрлов».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить