Иеромонах Симеон (Мазаев). Мужская философия: быть настоящим мужчиной

В издательстве «Даниловский благовестник» вышла в свет книга «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной». «Прихожанин» попросил автора данной книги, философа, преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Симеона (Мазаева) подробнее рассказать об этом издании и объяснить выбор такой непростой темы.

Отец Симеон, почему для своей книги Вы выбрали тему мужественности? Насколько она актуальна сейчас?

Мой интерес к этой теме чисто практический. Я писал свою книгу для студентов Духовных школ. Как к священнику ко мне часто обращаются студенты Академии, которые просят совета в вопросах общения с прекрасным полом. И я задумался, почему им, очень правильным в нравственном отношении людям, так трудно выстраивать отношения с девушками.

По моим наблюдениям, все они совершают одну и ту же ошибку. Православных мальчиков воспитывают на примерах великих подвижников, на трудах и опыте святых Отцов. И ребята пытаются относиться к женщине по-доброму, по-хорошему, по-христиански, делая упор на нравственной составляющей. А отношения с прекрасным полом можно строить либо по-мужски, либо не по-мужски. И никак иначе.

Существует два вида добродетели. Можно быть хорошим человеком – никому не делать зла, стараться всем делать добро. А можно быть добрым – в смысле качественным, крепким, надежным. К человеку беззлобному, доброму девушка не потянется – ей станет с ним скучно. Женщины порой говорят: «Эй, хороший парень, отойди! Ты загораживаешь мне вон того негодяя». Бытует даже мнение, что женщины тянутся к плохим. На самом-то деле эти так называемые плохие мужчины в другом аспекте оказываются очень качественными. Настоящими мужиками. Ради этой качественности женщина готова бывает простить своему избраннику даже отсутствие этических добродетелей.

Эта идея очень точно выражена в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Через все его романы проходит мысль: «Неужели зло так привлекательно?» Конечно, зло само по себе непривлекательно, но зло по отношению к ближнему прощается, когда в мужчине присутствует добро, превращающее его в качественного человека.

Поэтому и я говорю своим студентам и пишу в книге, что если мужчина привлекателен по-мужски, если женщина чувствует в нем надежного, сильного, уверенного в себе человека, то, как бы он к ней ни относился – по-доброму или не по-доброму, – она готова ему многое прощать. Но если у юноши нет этой мужской красоты, привлекательности, силы, уверенности, то, будь он даже святым в отношениях с девушкой, которая ему нравится, он не будет ей интересен. В лучшем случае этот юноша может рассчитывать на роль хорошего друга – и только.

Тогда что, по Вашему мнению, лежит в основе мужской привлекательности, мужественности?

Я выделил бы здесь два главных критерия – субъектность и уверенность…

…С уверенностью более или менее  понятно. А что Вы имеете в виду под «субъектностью»?

В философии есть такие понятия: субъект и объект. Субъект – это всегда начало активное, причиняющее, инициирующее действие. Это мужское начало. Женское начало всегда объектное, уступающее, претерпевающее.

Простой пример: лектор и аудитория. Лектор – это субъект: он задает тему, инициирует беседу. Аудитория – это пассивная составляющая, слушающая, управляемая. Аудитория – это объект, женское начало. Если применить этот субъектно-объектный философский подход к картине современного мира, то можно сказать: сегодня мужчины во многом утратили свои мужские качества, потеряли мужественность, свою мужскую красоту. Скорее, от женщин, как ни парадоксально, можно ожидать инициативы, активности в разных сферах жизни, в том числе и церковной. Поразительно: хотя наша Церковь создана мужчинами – апостолами, пресвитерами, епископами, монахами, – мужчин в наших храмах абсолютное меньшинство.

 Ребенок, играющий в бытие

Что случилось с современным мужчиной? Его, на мой взгляд, поразил «мавзолейный синдром»: подобно вождю мирового пролетариата, он лежит перед телевизором и ничем не интересуется. В свое время Ницше восклицал: «Братья мои! Вы можете хотеть чего угодно, но прежде всего умоляю вас: научитесь хотеть!» Эти слова, сказанные в XIX веке, сегодня актуальны для нас как никогда. Современный мужчина, призванный по своей сути быть человеком пути и цели, разучился хотеть, разучился ставить цели и добиваться их. По церковным правилам, мужчина, чтобы стать священником, должен либо жениться, либо принять монашество. Третьего пути не дано. Мужчина как зачинатель действия или создает семью, или, если ему это не по душе, становится богословом, искателем христианской истины.

А теперь посмотрим на нашего современника. Вот лежит такой нормальный парень лет 40 перед телевизором. Спрашиваешь его: «Почему ты не женишься?» – и слышишь самый распространенный ответ: «А оно мне надо?» Ладно, не по душе тебе семейная жизнь – тогда вперед, на путь Истины! Так и хочется ему сказать: «Делай же что-нибудь!» Но если мужчине ничего не надо, если он не умеет или разучился хотеть, то у него серьезный кризис субъектности и, стало быть, он не вполне мужчина. Кстати сказать, и священником может быть только тот, кто вполне мужчина.

В чем же причина, что мужчины перестали хотеть? Лень? Или страх ответственности?

Есть философская формула, которая кажется мне очень удачной: настоящий мужчина – это ребенок, играющий в бытие. Человеку, чтобы что-то сделать, нужно всегда иметь мотив. У любого действия есть причина. Мотив – это внятный ответ на вопрос: «Зачем?» И только один вид деятельности во всей культуре не требует такого мотива – это игра! Почему играет ребенок? Какую цель он преследует? Да никакую. Он заражает окружающих самим духом игры. Игра по своей сути бескорыстна и не требует мотива. Игра – первоисточник всей культуры. Об этом очень хорошо написал Йохан Хёйзинга в своем труде «Человек играющий». Река человеческой культуры берет свое начало из одного ручейка – из игры, из способности делать что-то в ситуации мотивационного «штиля», обходя проклятый вопрос «Зачем?» В мужчине, как в ребенке, который играет в бытие, сильно это начало. И только в этом случае он является творцом науки и культуры.

Помните Григория Перельмана, который доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре и отказался от премии в миллион долларов? Если спросить Перельмана, в чем практическая польза его доказательства, думаю, он затруднится с ответом. Для него это игра. Он – тот самый ребенок, который играет в бытие. Все художественные произведения, все научные открытия, великие завоевания – все это действия ребенка, играющего в бытие.

Кстати, о завоеваниях. Тогда получается, что все полководцы, завоеватели – Наполеон, Александр Македонский, Гитлер – это все дети, играющие в бытие?

Возможно, завоеватели не самый лучший пример, но вы правы: все они вели свою игру. Каждый пытался построить свою Атлантиду, создать свое идеальное государство. Платон придумал свое идеальное государство теоретически, Гитлер, чтобы построить свой тысячелетний рейх, обрек на смерть миллионы людей. И, кстати, английский историк Уильям Ширер недоумевал, отмечая определенный факт: женщины были без ума от Гитлера. Ева Браун, выходя замуж за уже поверженного диктатора, говорила: «Германия без Адольфа Гитлера непригодна для жизни». Гитлер, конечно, страшное чудовище, развязавшее войну, охватившую весь мир. Но вместе с тем его идеи так сильно пленяли умы немцев именно потому, что он – ребенок, играющий в бытие.

И все же полководцы – не самый удачный пример. Я предложил бы другой образ мужественности, – скажем, Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, нашего знаменитого авиаконструктора, создателя «Бурана», которого на Западе называли «генералом звездных войн». Будучи по своей сути таким же ребенком, играющим в бытие, и человеком мужественным, он, официально конструируя «Буран», неофициально разрабатывал совсем иной, фантастический проект, который сегодня в мире известен как авиационно-космическая система «Спираль». Ребенком, играющим в бытие, можно считать и Страдивари, который задался целью создать идеальную скрипку;  Моцарта, Эйнштейна, Ньютона…

…Вы называете имена великих гениев в культуре и науке. А как теорию ребенка, играющего в бытие, можно применить к людям Церкви?

Если посмотреть на мировую историю, то можно легко увидеть, что именно люди Церкви и создавали науку и культуру. Философия как и наука до появления университетов развивались в стенах монастырей. И почти все знаменитые художники жили и творили засчет церковных заказов. Ни будь Церкви, мы бы сегодня не знали имен Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи…

«Путь мужчины к сердцу женщины»

Отец Симеон, а можно ли научить мужчин быть мужественными?

Мужественности можно научиться. Каждый мужчина в определенный момент своей жизни стремится стать настоящим. Юноша, впервые испытав интерес к однокласснице, пытается обратить на себя ее внимание. И тогда у него возникает вопрос: что во мне есть такого, что могло быть интересно этой девушке и вообще женщинам? Он начинает вглядываться в себя, проводить ревизию собственной мужественности, пытаясь найти, как говорил царь Соломон, «путь мужчины к сердцу женщины». Если ему в этот момент предложить правильный идеал мужественности, юноша употребит все свои силы на то, чтобы ему соответствовать.

Говоря о мужской привлекательности, Вы называли имена великих людей: Моцарта, Микеланджело, Эйнштейна… Но ведь нас окружают обычные люди, далеко не гении. Мужчины привыкли по выходным отдыхать, пить пиво, смотреть футбол по телевизору. И они могут Вам возразить: «Я не гений. Я отработал 5 дней по 8 часов и хочу просто отдохнуть. Чего Вы от меня еще хотите?»

Я от них ничего не хочу. Это женщины хотят видеть рядом с собой настоящего мужчину. И если они разочаруются в своем спутнике, то станут мстить такому мужчине – за обманутые ожидания. Мстить своим презрением, от которого мужчины не будут знать, куда деваться, или же, есть еще один вариант, мужчины будут вынуждены откупаться дорогими подарками. Обратите внимание: сколько женщин ездит по Москве на роскошных автомобилях, которые они явно не могли приобрести на собственные средства.

Поэтому лично я от этих мужчин, которые давно потеряли свою мужскую красоту, ничего не хочу. Для меня важны мои студенты, я озабочен их будущим. Мой студент, если он серьезно собирается стать священником, может жениться только один раз. Ему жизненно необходимо не пробудить на время интерес к себе какой-нибудь девушки, а влюбить ее в себя навсегда.

Возможно, вы помните у Лермонтова письмо Веры Печорину, в котором она писала: «Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтобы ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что? то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…». Подобного отношения, чувства ожидает от своей девушки будущий священник.

Увы, в современном мире я вижу огромное количество разводов, в том числе и в среде духовенства. Это настоящая беда современной Церкви. Ведь священник не может жениться во второй раз. Что получается? Девушка выходит замуж за семинариста, они венчаются, начинают совместную жизнь, потом проходит два-три года, и женщина от него уходит. И что остается такому священнику? Если он захочет жениться во второй раз, ему придется сложить с себя духовный сан, отказаться от своего призвания. Либо выбрать монашеский пусть. К сожалению, я знаю немало священников, которых оставили их жены. Оставили, потому что эти мужчины перестали им быть интересны.

Что же в них не так? Чего не хватает? Для всех он хороший батюшка, и  вдруг его бросает жена. Почему?

Чего не хватает? Умения хотеть. Это очень важно. Есть священники, а есть  требоисполнители. Есть люди, которые горят в своем служении, а есть такие, кто совершает его по необходимости. И это всегда чувствуется. Я говорю своим студентам: для того, чтобы на вас был направлен восхищенный взгляд женщины, ваш взгляд должен быть направлен не на женщину, а на Небо или вдаль за горизонт. Вы должны быть людьми пути и цели, и только в этом случае женщины будут чувствовать вашу увлеченность, понимать, что в вашей жизни есть действительно нечто важное, значительно более важное, чем она.

Как я уже говорил, человек мужественный – это человек увлеченный, это ребенок, играющий в бытие. Если в человеке умирает этот ребенок, играющий в бытие, тогда и сам человек становится просто мещанином, человеком, который разучился хотеть, прагматиком, который и пальцем не пошевелит, если не будет знать, что это ему даст. Такой человек становится импотентом для культуры или науки. А мир без легенд, мир без истории, мир без культуры – это все тот же непрерывно повторяющийся «день сурка». В этом мире женщине жить скучно. И она уходит. Возможно, на поиски настоящего мужчины.

Отец Симеон, в начале нашей беседы Вы, рассказывая о мужественности, о мужской красоте, выделили два главных критерия: субъектность и уверенность. С субъектностью мы разобрались. Давайте вернемся еще раз к  уверенности.

Был такой немецкий теолог Пауль Тиллих. Он написал работу под названием «Мужество быть». В ней он дает определение мужественности как способности утверждать бытие вопреки угрозе небытия. Другими словами, речь о духе, который побеждает внутренний страх, тревогу.

Поясните, пожалуйста…

Давайте возьмем такой пример. Нам предстоит лететь на самолете. Начинается сильная гроза, сверкают молнии, дует сильный ветер. Мы смотрим на самолет, который должен скоро взлететь, и испытываем чувство тревоги. Нам не по себе, еще чуть-чуть, и мы откажемся от полета. Но у трапа самолета нас встречает капитан воздушного судна. Он спокоен, его жесты неторопливы и уверенны, он шутит с пассажирами и членами экипажа. Его спокойствие и уверенность, базирующаяся на многолетнем опыте и знаниях, передаются и нам. Мы успокаиваемся. Вот, что я имею в виду, говоря, что мужественность питается уверенностью.

Помните фильм «Война» режиссера Алексея  Балабанова? Главный герой Иван Ермаков (его играет Алексей Чадов) во время Второй чеченской войны попадает в плен к чеченцам и там знакомится с российским капитаном Медведевым (его роль сыграл покойный Сергей Бодров). Капитан Медведев ранен в позвоночник, у него парализованы ноги, и вместе с главным героем он сидит в зиндане – земляной тюрьме.  В фильме главный герой произносит очень значимые слова о капитане Медведеве: «Классный все-таки мужик. Вот он сидит, пошевелиться не может, а рядом с ним так спокойно. Всякая тревога отступает». Вот вам пример мужественности, основанный на уверенности.  Уверенность – это то, что  развеивает страх и тревогу. И сегодня этого как раз не хватает мужчинам. Именно поэтому современного человека я определил бы как человека тревожного. Тревога – это совсем не то, что страх. Страх всегда предметен: я боюсь тигра, потому что он может меня съесть. А у тревоги нет лица. Именно поэтому человек часто не знает, что является причиной тревоги, которая его охватывает…

Но я позволю себе с Вами не согласиться. Мне кажется, тревога в нашем бурном и беспокойном мире - вещь естественная…

Только в том случае, если она не захватывает человека всего целиком. Тогда она превращается в болезнь, и человек не в состоянии найти в себе силы справиться с этой тревогой.

Лекарство от страха

Отец Симеон, выходит, своей книгой Вы хотите предложить мужчинам своего рода рецепт, как стать более уверенными и побороть свою тревогу?

Как я уже говорил, уверенность, будучи одной из составляющих мужественности, является важным элементом для бытия современного человека. Но чем уверенность отличается от самоуверенности? В основе уверенности лежит «знание местности». Посмотрите, на человека, который впервые приехал в Москву. Для него характерна поведенческая нерешительность: он не знает, где находится метро, по какой улице надо идти. Другое дело – человек, который ориентируется на местности. Тот даже на указатели не смотрит и с картой не сверяется. Он, не задумываясь, легко добирается до нужной точки.

И что же может стать такой «картой местности»?

Занятия философией. Мировоззренческая система и четкое понимание ценностей и доминант. Необходимо знать, что такое хорошо и что такое плохо; в чем секрет красоты, любви, ненависти; где лежит водораздел между добром и злом. Человек уверенный – это человек-правило. Фундаментом его уверенности всегда служит четкий и красивый личный кодекс. Исходя из знания «местности», уверенный человек понимает, как поступать в том или ином случае. Он точно знает, что должен и чего не должен делать ни при каких условиях, даже если цена вопроса его жизнь. Моя книга построена по образцу энциклопедии. В ней есть 10 доминантных имен мировоззрения современного человека.

Имен? Чьих?

Имена – это ключевые понятия, имеющие важное значение в нашей жизни. Понятие или имя счастья. Имя долга, имя женщины, имя отца, имя веры… Каждому имени-понятию соответствует свой рассказ, некий ясный концепт, объясняющий смысл имени. Чтобы человек, анализируя эти концепты, мог на этой основе выстроить свой собственный личный кодекс, свои личные 10 имен-понятий. Когда у человека появляется его личный кодекс, тогда в нем зарождается дух спокойствия, дух мужественности.

Следуй долгу!

Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример одного из этих имен-понятий.

Хорошо. Давайте рассмотрим имя долга. Долг во многом связан с понятием добра. Давайте разберемся, как делать добро, чтобы оно не оборачивалось поражением или медвежьей услугой другому человеку. Возьмем такой пример. Вы идете мимо Данилова монастыря и видите нищего с протянутой рукой. Обычный человек, руководствуясь заповедью Господа нашего Иисуса Христа «просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся», дает этому нищему 100 или 200 рублей. А вечером к этому нищему приезжает «инкассация» – бритоголовые парни в адидасовских штанах, которые собирают с них деньги на очередной мерседес для своего покровителя. Получается, дав деньги такому нищему, вы никакого добра не сделали, а стали жертвой мафии нищих.

Помните строчки Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, – и нам сочувствие дается, как нам дается благодать»? Если так поэт сказал о слове, то эту же мысль можно отнести и к нашим поступкам. Нам действительно не дано предугадать, чем обернется то или иное наше действие – в нашей судьбе и в судьбе людей, на которых оно направлено. И очень часто мы действуем в состоянии неопределенности, когда не знаем, не можем оценить всех последствий нашего конкретного шага.

И как же человеку поступать в подобной ситуации неопределенности?

Существует правило, выработанное древними мудрецами, в частности Конфуцием, которое гласит: «Следуй долгу. Делай, что должен, максимально усердно, а сверх должного по собственной инициативе не делай ничего». В христианской культуре это следование долгу называется смирением. Смирение – это способность, говоря фигурально, открутить голову своему собственному Я...

В главе об имени Долг я расскажу читателю о понимании добра Львом Толстым и дам цитаты из ироничного памфлета «Скверный анекдот», написанного Федором Михайловичем, в котором он пародирует идеи Толстого. И в конце главы будет вывод, который согласуется с правилом Конфуция: делай, что должно, и ничего сверхдолжного. В этой же главе будет рассказ и о творческой стратегии Александра Пушкина, его мысли на тему, которая волновала его практически всю жизнь, – поэт и толпа. Об этом он рассуждал в ранние годы, об этом писал и незадолго до смерти, вкладывая свои мысли в уста поэта-импровизатора в неоконченном произведении «Египетские ночи».

Сопоставление различных материалов в этой главе в итоге подводит читателя к евангельской истине о том, что всякий возвышающий себя сам унизится, а всякий принижающий себя – возвышен будет. И это всё – о долге, о том, как делать добро, как совершается подвиг, как люди оставляют свой след в истории, и их имена прославляют потомки.

Долг – это категория судьбы, стратегия, следуя которой человек только и может стать великим и действительно совершить подвиг. Но, следуя своему долгу, человек должен прежде всего учиться смирять себя. Как священник смиряет свое своеволие поручами, охватывая запястья перед совершением богослужения. Великие дела и судьбы требуют смирения, а участью гордых может стать лишь скверный анекдот.

Простите, отец Симеон, но Вы же понимаете, что нельзя мужчине стать мужественным, лишь прочитав книгу…

Согласен с вами – нельзя. Но, прочитав книгу, можно развить в себе вкус к философии, к размышлениям над жизнью, над миром. Понять, что, прежде чем что-либо начинать делать, надо думать, анализировать, взвешивать, а не действовать наугад.

Я не случайно сказал, что предлагаю своему читателю некую «карту местности». Полагаю, что всякий человек, который отправляется в житейское «плавание» во время бури, должен иметь под рукой «карту морей и проливов». Тогда он сможет увереннее ориентироваться в бурных житейских «водах».

Вы считаете, что России сегодня не хватает мужественных людей?

Почему только России? Всей европейской культуре не хватает мужественных, уверенных в себе людей. В этом наша проблема. Современному человеку сегодня не хватает ясности прежде всего в мыслях, в оценке нравственных ценностей. Ему не хватает личного кодекса. Именно поэтому я считаю, что каждому мужчине сегодня просто необходимо проделать над собой серьезную философскую работу.

В начале нашей беседы я говорил, что настоящий мужчина – это ребенок, играющий в бытие. Особей мужского пола, играющих в разные игры, всяких разных экстремалов, любителей острых ощущений вокруг нас предостаточно. Человек мужского пола постоянно чувствует тягу к игре, только эти игры не достигают ранга бытия.

Показная храбрость российских бандитов в 90-х годах – это не мужество, а всего лишь жажда наживы, стремление к обогащению. Всякого рода экстремальные приключения – это тоже не игра в бытие. Одно дело прыгнуть с парашютом, чтобы пощекотать себе нервы. И совсем другое прыжок, который совершает десантник во время боевых действий. В первом случае это баловство, во втором – история. Игра в пейнтбол и опасная работа группы «Альфа», где стреляют не понарошку и офицеры могут погибнуть взаправду, отличаются друг от друга.

Для того чтобы наши игры приобретали ранг бытия, они должны находиться в режиме следования долгу.

Беседовал Петр Селинов

В настоящее время постоянный автор интернет-журнала «Прихожанин» иеромонах Симеон (Мазаев) является настоятелем строящегося Александро-Невского храма деревни Бузланово Красногорского района Московской области.

Приглашаем всех читателей поучаствовать в строительстве!

Давайте вместе сделаем доброе дело.

Средства можно перечислять на карту Сбербанка: 4276 4000 6924 8467