Остров Кос: паломничество по святым местам

Максим Терехов

Лето – хорошее время для паломнических поездок по святым местам. «Прихожанин» предлагает своим читателям впечатления нашего автора Максима Терехова о поездке на греческий остров Кос.

…Мы подумали, что было бы обидно, оказавшись на греческом острове Кос, ограничиться лишь купанием в море с перерывом на обильное питание по системе «все включено». Поэтому решили, затянув потуже пояса, потратиться на паломническую поездку по святыням острова. Садимся в хороший автобус и в течение получаса объезжаем другие отели, собирая русских паломников. Экскурсию ведет грек Стефан, несколько лет бывший послушником на Афоне. По-русски он говорит хорошо, без акцента и горячо любит Православие.

Начинаем с города Кос, одноименной столицы острова, где находится, пожалуй, самый большой храм – в честь Святителя Николая. Он считается покровителем острова. В храме есть стулья и стасидии для молящихся. Спрашиваю Стефана, сидят ли греки во время службы. «Лишь некоторую часть службы, – отвечает он, – Правда, службы здесь могут идти всю ночь». Наверху – специальный балкон, на который могут подниматься женщины, если в храме слишком тесно. Как и в России, женщин на греческих службах больше, чем мужчин.

Недалеко от храма находится резиденция епископа острова Кос. Местные жители записываются к нему на прием, чтобы договориться о Крещении, венчании или обсудить церковные вопросы. Кроме того, на острове много маленьких храмов, многие из которых – частные. Такие храмы греки строят на своей земле и по престольным праздникам приглашают туда священников для службы.

Рядом с резиденцией Владыки находится старейшее здание на острове – баня. А чуть подальше еще одна главная достопримечательность острова Кос – дерево Гиппократа. Именно здесь основал свою школу знаменитый врач древности. Срок жизни платана 800 лет, несколько могучих отростков являются потомками того самого дерева, под которым некогда сидели ученики Гиппократа.

…Мы вновь садимся в автобус и по тесным улицам города пробираемся к женскому монастырю. Как рассказывает Стефан, мужских монастырей в Греции не так уж много, и православные греки, желающие стать монахами, как правило, отправляются на Афон. Именно поэтому на острове Кос всего один монастырь – женский в честь Святого Нектария. Он находится за пределами города: невысокая монастырская стена, чудесный садик внутри.

Навстречу нам выходит игумения. Такое происходит нечасто, и мы рады ее благословению. Заходим в храмы монастыря. На аналое лежит Тихвинская икона Божией Матери, привезенная из России. Ее почитают здесь особо. Интересный момент: у греков много своих, греческих, святых, но они почитают и наши, российские. Поэтому здесь часто можно увидеть иконы преподобного Серафима Саровского, святого и праведного Иоанна Кронштадтского, особо в Греции почитают святителя Луку, архиепископа Симферопольского.

Подсвечников под иконами нет, свечи ставят только в одном месте храма. Стефан помогает нам написать записки.

Наши дети своим появлением страшно напугали монастырских павлинов. Спасаясь, павлины запрыгивают на ограду, а потом перебегают на другую сторону сада. Игумения с видимой радостью раздает детям из нашей группы павлиньи перья. Получив такое благословение, мы покидаем монастырь и едем в горы.

Когда-то в горах находилась древняя столица острова. Сейчас там живут только пастухи. Поднимаясь по узкому серпантину дороги, наш автобус едва разминулся со встречной малолитражкой. Водитель вплотную прижимается к скале, и колеса встречной машины проходят в двух сантиметрах от пропасти. Желание брать здесь машину напрокат мгновенно оставляет нас. Наконец наш автобус останавливается на неудобной горной парковке. Дальше мы идем наверх пешком.

Остров Кос имеет особое стратегическое значение: из всех греческих островов он ближе всего к Турции. Владея им, можно было контролировать пролив Босфор. Желающих контролировать всегда хватало, и из-за этого местному населению приходилось нелегко. Разве от хорошей жизни полезешь жить в эти камни и делать запасы пищи в пещерах отвесных скал? Остались лишь закрытые древние храмы и фрески XIV века, на которых туристы пишут свои имена и названия команд, за которые болеют.

Храмовые ключи находятся у епископа, и в самих храмах служат лишь на престольные праздники. Окон в храмах нет. И это неслучайно – чтобы свет ночью не выдал врагам местоположение столицы. Кроме того, считалось, что богослужение освящается иным, неземным, светом. На металлической конструкции висит колокол с длинной веревкой. Вот и вся колокольня.

Фотографируемся на память рядом с пропастью и начинаем спускаться вниз. Козы пасутся здесь сами: волков на острове нет, и козы без боязни ходят по горам, гремя импровизированными колокольчиками из консервных банок. Вода в горах есть, и для коз сделаны специальные поилки, куда она поступает из горных родников по специальным желобам.

Автобус каким-то чудом разворачивается на маленьком пятачке горной стоянки, и мы едем дальше – в крепость ордена госпитальеров. Рыцари не любили православных, но, когда пришли турки, они пустили местное население жить в крепости и тем самым увеличили число ее защитников. Так в крепости появились православные храмы. Они уцелели, и в престольные праздники в них тоже идут службы.

Сейчас в крепости живет всего один грек, который одевается в национальную одежду и фотографируется с туристами за пожертвование. Сама крепость постепенно приходит в упадок, но реставрировать ее не собираются. «Туристам эти развалины нравятся», – поясняет Стефан.

Одна стена крепости полукругом примыкает к обрыву, и с этой стороны крепость неприступна. А внизу расстилается море, сады и греческие поселения. Греки стараются жить на равнине. Почти во всех домах нагревательные баки для воды и солнечные элементы для выработки электричества.

Едем дальше. Впереди – узкая часть острова: море слева, море справа. Толщина перешейка всего два километра. А вот и конечная цель нашей поездки – остатки древней христианской базилики V века. Ее чуть-чуть отреставрировали итальянцы, которые в начале XX века владели островом. Рядом – море и необитаемая часть острова.

Перед нами маленький островок с храмом. Сюда приезжают православные со всего света. Венчаться. Они договариваются со священником, у которого ключи, и вместе с ним на лодке отправляются в путь… на многие годы семейной жизни. Ведь так романтично приплыть обратно мужем и женой.

Наши дети не выдерживают жары и окунают ноги в море. Песок прилипает к сандалиям, и водитель просит детей пройти в автобус босиком. Сандалии он собирает в пакет и оставляет его на входе в автобус. «Будете выходить – отдаст», – поясняет Стефан.

Вот и весь остров. Мы отправляемся в обратный путь. По дороге видим маленькие макеты храмов. «Эти места здесь стоят неслучайно, – поясняет Стефан. – В этих местах либо погибли люди, и там внутри написаны их имена для поминовения, либо, наоборот, они здесь спаслись, и там внутри письмо с их благодарностью Богу за чудесное избавление».

…Смотрим по сторонам. Заборов почти нет. Маленькие оградки. Даже воинская часть всего лишь огорожена прочной металлической сеткой с колючей проволокой сверху. Мы видели греческие танки. Что поделаешь – суровая необходимость: рядом недружелюбная Турция.

Любопытный факт: все солдаты в Греции соблюдают православные посты. На столах стоит постное масло, и военные сами решают, поститься с ним или без него. Некоторые греки постятся по средам и пятницам с постным маслом. «Говорят, работа тяжелая», – сокрушается Стефан. В его словах чувствуется Афон. Про наше постовое усердие я стыдливо молчу.

А вот и наш отель. Мы сердечно прощаемся со Стефаном. «Даст Бог, увидимся», – говорит он на прощание. Дай Бог здоровья Стефану, показавшему нам остров Кос, открывшему в наших сердцах частичку православной Греции и подарившему нам кусочек духовного света Горы Афон.

 


Стасидия – кресла с откидными сидениями и небольшим местом для стояния, распространенные в православных храмах Греции, Кипра, Сирии, Египта, Турции, Болгарии и ряда других стран.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить