Вторая профессия

Мария Сараджишвили

Группа выпускников, успешных, пришла в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными, и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть.

Притча о счастье

– ...Может, Вам фонарь принести, батоно Серго? У меня хороший, с радио.
– Нет, спасибо, у меня свой, простой.
– Не хотите ли что-нибудь, уважаемый Серго?
– Не беспокойтесь, все, что нужно, я взял.
– С Вашего разрешения покину Вас, уважаемый.
– Конечно, батоно Омар, до вечера!

Эта учтивая беседа происходила во дворе многоэтажного дома между Омаром, одним из жильцов, и пришлым незнакомцем рано утром. По всей видимости, это был чернорабочий, так как был в рабочей куртке, с тачкой и мотком веревки.

На четвертом этаже этот невинный разговор вызвал между тем небывалый ажиотаж.

– Назико, иди сюда быстро! – крикнул Нугзар с балкона вглубь комнаты своей жене. – Смотри, что творится.

Назико вышла и свесилась с перил, подозрительно осматривая двор. Там ровным счетом ничего не происходило.

Омар уже сел в свой джип и отъехал. Рабочий скрылся в подвале.

Нугзар ввел жену в курс дела.

– Омар, наверное, с утра пораньше головой где-то ударился. С рабочим на «Вы» разговаривает.

Назико смерила мужа красноречивым взглядом и вернулась к прерванным делам, бурча по дороге.

– Мне б твои проблемы!

Хотя будь она в другом настроении, тоже бы отметила, что для резко разбогатевшего Омара вежливость явно не характерна. Что поделаешь: затемненные стекла джипов меняют мировоззрение людей не в лучшую сторону.

А Нугзар продолжал дедуктировать.

Все-таки, странный он какой-то, этот Серго. Не похож на тех лбов, кто собирает металлолом и режет батареи по квартирам. Одет в старье, а вид как в смокинге. Еще работать не начал, а уже в рукавицах. И лицо слишком уж какое-то такое… Нугзар не смог найти подходящего определения. Потом выругался и зашел в дом. Какие иной раз глупости лезут в голову!

Серго работал быстро и качественно. Отделил книги от хлама, разобрал металлолом, нашел два ламповых телевизора «Иверия» – редкая удача. Потом он их разберет и сдаст медь куда надо по хорошей цене.

Вдруг какой-то ржавый гвоздь прорвал рукавицу и распорол руку до крови.
Что ты будешь делать? Бывают же такие мелкие неприятности на жизненном горизонте, которые резко меняют наши планы на неделю вперед!

Рука эта была не раз травмирована. Из-за нее фактически вся жизнь пошла по другому пути. Но он ни о чем не жалеет. Что ни делается, все к лучшему.

Но из-за этого дурацкого гвоздя придется отменять мероприятие, к которому Серго готовился целый месяц.

Он достал из верхнего кармана куртки свой джентельменский набор: бинт и перекись. Без них он не ходил на работу. Остановил кровь. Ерунда, конечно, но так и рассекретиться недолго. Дети, они наблюдательней взрослых. И так уже один шустрый мальчишка на днях спрашивал:

– Как часто вы, Серго-мас, руки режете... Хоть бы наняли женщину, чтоб готовила вам обеды…

Вот, все знают: и что сам готовит, и что руки режет.

Серго тогда отшутился. Свалил на что-то безобидное, но по глазам мальчишки понял, что тот не поверил. Не скажешь же детям, что он уже давно ведет двойную жизнь.....

...Пять дней в неделю он, Серго Ломоури, директор единственной музыкальной школы на высокогорье, проводит уроки игры на скрипке. А в выходные, одевшись как обычный муша[1], едет в Тбилиси и разгребает захламленные подвалы. Денег за работу не берет. Единственное условие – дать ему весь хлам на самовывоз.

Люди охотно соглашаются: кому охота рыться в кучах мусора полувековой давности. Самим убрать надо, но руки не доходят, а нанимать кого-то – где лишние деньги у безработного населения.

Удивительное дело: как ни пытался Серго скрыть свое положение, работодатели все ж узнавали, кто у них работает, и вели себя соответственно – в душу не лезли.

Серго любил музыку без памяти. Но все же предпочел овладеть второй специальностью. Откуда знать, как жизнь сложится. Поэтому делал малярные работы и шил сумки, косметички. Родители его были музыкантами и хотели, чтобы он продолжил их дело, приняв бремя директора музыкальной школы. Он не хотел. Позже он прочел в книжке, которую дал ему духовник, одно изречение святых Отцов: «На должность надо назначать людей, которые не стремятся к должности». Прочтя это, он успокоился. Тут надо отметить, что сыграла роль и сама манера поведения его духовника. Дело в том, что Серго ходил к старцу, в свое время отсидевшему за веру. Батюшка был очень простой в общении и в то же время требовательный к себе. Своим духовным чадам он никогда не читал морали, как надо и как не надо, но многие вещи усваивались сами собой.

И вот теперь Серго жил скрипкой и своими учениками. Музыкальная школа забирала все его время без остатка. Уроки, репетиции, мероприятия – раз и навсегда выбранный им образ жизни.

На себя у него никогда не хватало времени. Разговоры друзей о женитьбе только раздражали своей нелепостью:

– Потом, потом, – твердил он. – Сейчас у меня времени совсем нет.

И начинал перечислять насущные проблемы:

– ... Опять нот не хватает. Вот позарез «Ксерокс» нужен. У многих моих ребят нет денег на копии. Все из бедных семей. И еще новые диски с записями нужны. Недавно усилитель полетел...

Друзья закатывали глаза и меняли тему разговора.

Государство выделяло на школу крайне мало. Считалось, что искусство – это не предмет первой необходимости. Потому раз уж хотите занимать свое место под солнцем, то и существуйте на самофинансировании. Поэтому Серго был необходим источник дохода – подвалы.

Во-первых, это был «Клондайк». Во-вторых, физический труд необходим человеку. А то, что при этом часто приходилось делать большие марш-броски, Серго нисколько не смущало. Еще в начале 90-х, когда транспорт работал чисто символически, Серго привык ходить пешком из одного конца города в другой, чтобы провести один единственный урок. Когда у человека есть цель, все остальные сопутствующие трудности воспринимаются только как фон.

В физическом, или материальном, плане его альтернативная работа доставляла огромный простор для фантазии. В хламе Серго часто находил целые нотные сборники и множество вполне приличных книг. Так при школе собралась внушительная библиотека. Ведь его ученики должны быть всесторонне образованными и к тому же иметь хороший вкус.

Еще Серго вел занятия по музыкальной литературе. Для этого у него имелись внушительные альбомы с тематическими вырезками из журналов, подобраны интересные случаи из жизни композиторов и музыкантов. Особый акцент делался в них на бескорыстном служении людям своими способностями.

Везде, где только можно, Серго развешивал плакаты с биографиями своих кумиров и их фотографии. Расчет делался на зрительное восприятие: не хочешь да запомнишь хоть что-то. Выглядело это примерно так: «Илико Курхули – грузинский скрипач (1885–1954 гг.), провел 40 лет своей жизни в беспокойном хождении по миру, обойдя многие города и села Грузии, России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Финляндии, Турции, Греции, Франции, Болгарии. Он исполнял известные классические произведения на улицах и во дворах, чтобы приобщить людей к искусству». А внизу красным шрифтом – слова бродячего музыканта: «Музыка, как молитва, должна быть достоянием всех!»

Серго особенно почитал прп. Евфимия (Кереселидзе), собравшего и сохранившего множество нот с древними грузинскими песнопениями. Да еще когда – в годы богоборчества!

Директора-универсала многие знали в своем кругу. Серго вел уроки по скайпу для учеников из Германии. Педагогический талант не нуждался в рекламе. Иногда он задумывался, как пошла бы его жизнь, если бы не та травма правой руки в армии. Его ждала блестящая карьера скрипача, возможно, даже мировая известность. Но Господь отвел. Ведь слава всегда сопутствует тщеславию. А тут, в высокогорной школе, он на своем месте. Это ведь редкое счастье – осознавать, что ты именно там, где надо. Сколько людей меняют специальности, переезжают из страны в страну и не могут найти себя. А тут и искать не надо.

По ночам Серго трудился над собственной методикой обучения игры на скрипке и пианино. Сделано было много, и результаты получены прекрасные, но все не хватало времени систематизировать и привести свой труд в достойный вид. Вот в эту субботу он точно даст себе маленький отдых и засядет за бумаги.
Ответом на его мысли был звонок мобильного телефона. Незнакомый голос диктовал адрес. Еще подвал! И ждут его уже в ближайшие выходные, те самые! Обещали много металлолома. Нет, это никак нельзя упустить!

А бумаги – ну что ж, подождут других выходных. Или нет, лучше перенести их на следующий месяц...

----------------------------------------------

Вечером того же дня Нугзар с балкона наблюдал прием работы подозрительного чистильщика.
Омар тряс ему руку:

– Большое спасибо, батоно Серго.
– Да что вы, не стоит.
– Может, Вас подвести, батоно Серго?
– Если Вас не затруднит, буду очень благодарен.

И Омар, нелюбимый соседями за свою заносчивость, стал грузить мешки с хламом в огромное чрево джипа.

– Назико-о-о! – раздалось с четвертого этажа.

Назико появилась на балконе как раз к концу погрузки.

Омар развернул свое громоздкое транспортное средство и плавно выехал на трассу.

– Назико, – комментировал детектив-любитель, – тут дело нечисто. Либо это не наш Омар, либо муша – князь Багратион-Мухранский.

...... ...... ......

В реальной жизни прототип героя носит другое имя. Одно из его достоинств – скромность и глубокое смирение. Только поэтому пришлось изменить его имя. Не хочется лишать его заслуженной награды у Царя Небесного. Если найдется спонсор, чтобы издать уникальную методику преподавания, свяжитесь с автором рассказа и получите контактную информацию.

Примечание:

1.Чернорабочий (груз.).


Фото с сайта: newsru.com

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить