О чем говорят в Киеве

Иван Тихомиров

Мы прошлись по Киеву и его храмам и послушали, о чем говорят простые православные — местные жители и приезжие паломники. Для верующих людей Украины к традиционным для стран СНГ сложностям добавляются еще и  проблемы, связанные с расколом. Читателям «Прихожанина», которые еще только собираются посетить Малороссию, мы предлагаем, отправляясь в поездку, хотя бы коротко познакомиться с ними.  А научиться разбираться в вопросах веры поможет соответствующее образование, которое можно получить хотя бы на приходских богословских курсах.

Владимирский собор (Киевский Патриархат), паломница:
— Вот и дожила до того дня, когда не в каждом храме могу помолиться. То есть, приехала сюда в Киев, зашла во Владимирский собор, поразилась его дивной красоте и внутреннему убранству, приложилась к мощам и иконам, и уже на выходе поняла, что храм-то под юрисдикцией Киевского Патриархата, то есть, «раскольнический». К счастью, Бог отвел от участия в совместной молитве — когда зашла, служба уже закончилась, а то бы еще и согрешила. А может, и так согрешила, молившись перед иконами, кто разберет? Конечно, направляясь в Киев, я знала, что часть храмов тут «филаретовские» и Владимирский собор среди них кафедральный. Но об этом я и толкую: раньше просто заходили в храм и от всего сердца молились Богу, а теперь, перед входом, нужно еще понять, можно тут молиться или нельзя…

Комментарий «Прихожанина»: Церковный раскол на Украине ведет свою историю с 1992 года. Тогда часть иерархов во главе с тогдашним митрополитом Филаретом (Денисенко) объявили о полной самостоятельности Украинской Церкви. Сам Филарет в 1995 году провозгласил себя Патриархом. Причины произошедшего трудно оценить однозначно — о них можно было бы написать целую книгу. В частности, «филаретовцы» аппелируют к истории: до 1686 год Киевская Митрополия была частью Константинопольской юрисдикции, и переход под юрисдикцию Московского Патриархата они считают незаконным.

УПЦ КП  до сих пор не признана ни одной из канонических Православных Церквей. При этом, на сегодняшний день под ее юрисдикцией находится четверть всех религиозных общин в Украине (4 700 из 19 000 — данные Министерства Культуры Украины на 2013 г.). Участвовать в общих молитвах в раскольнических церквях православным нельзя.

Киево-Печерская Лавра, верующая:
— А ведь старцы еще до раскола предупреждали Филарета, что станет он отступником. Прямо ему говорили: умрешь «иудой». Благообразная внешность, образованность, умение говорить — глубоко верующие и понимающие на это не купились, а вот, кто неглубоко воцерковлен, те — да, — пошли за ним. Он же сыграл на национальных чувствах — у части украинского населения они всегда были сильны. Но настоящие верующие остались с Москвой.

Комментарий «Прихожанина»: Истории о том, что старцы предсказывали Филарету отступничество берут свое начало из воспоминаний почитаемого на Украине старца Зосимы. Это его духовный наставник схиигумен Валентин сообщил Филарету страшное пророчество. Дело было в середине прошлого века.

«Однажды в Лавру, — вспоминал схиархимандрит Зосима (Сокур), — нагрянули "кагэбэшники" с архимандритом Филаретом (Денисенко) и сразу набросились на монахов: "Лавра закрывается на ремонт, освобождайте помещение. Быстренько, вас переселяют в Почаев". Старцы плачут, знают, что никакого ремонта, никакого там Почаева им не будет […] А мой старец смелый такой был, подходит к Филарету и говорит: "Помни, ты за нечестие свое отступишь от Бога и будешь врагом Церкви, придет время — ты предателем Церкви будешь. И помни: за твое нечестие, что Лавру закрыл, тебе Бог не даст нормальной смерти — умрешь ты, как Иуда-предатель…"».

Книжная лавка православного храма, продавец:
— Практически весь ассортимент — из Москвы. Мы все заказываем там, а издателей православных книг в Украине — раз-два и обчелся. Кто-то просто перепечатывает уже изданные российские бестселлеры вроде «Несвятые Святые». Хотя, вот, например, вышла недавно большая красивая книга игумена афонского монастыря Дохиар — «Люди Церкви, которых я знал». Но и она скоро уже закончится — издали, ведь, только 200 экзепляров.

Комментарий «Прихожанина»: Книжный рынок Украины — в тяжелом состоянии. Это касается не только православной литературы. Даже директор департамента издательского дела и прессы Госкомтелерадио Алексей Кононенко признался недавно: «Украина фактически утратила национальный книжный рынок. Система книгораспространения разрушена». А вот как объяснил ситуацию в интервью «Радио Свобода» совладелец издательства «Зеленый пес» Виталий Капранов: «Наивно конкурировать с русскими в искусстве издавать книжки. Поэтому Украина в основном питается книжным секонд-хендом. Кое-какие новинки, конечно, и у нас есть, но основную часть рынка занимают книги, снятые с русских прилавков, поскольку с ними украинским издателям сложно конкурировать — начиная от цены и заканчивая масштабом производства и рекламы. Украинские издатели вынуждены мигрировать в ту крошечную часть рынка, которая не может быть захвачена российскими издателями: этнография, национальная литература, вопросы истории Украины».

На вопрос, насколько крупным можно считать книжный рынок Киева, Виталий Капранов сказал, что он «беднее рынка Тулы или Воронежа».

Киево-Печерская Лавра, тоннель между Дальними и Ближними пещерами:
— Берешь грибы. Если сушеные — замачиваешь на ночь, потом режешь баклажаны, помидоры, лук и перец. Выкладываешь все вместе с грибами на противень — стараешься выкладывать слоями. И запекаешь. Объедение!

Комментарий «Прихожанина»: Это, кстати, один из самых безобидных разговоров, который можно услышать в старейшем православном монастыре Руси. Спокойных бесед о вере или Христе почти не слышно. Отчасти потому, что те, кто приехали в Лавру за молитвой, не разговаривают, а молятся. А отчасти потому, что Киево-Печерская  Лавра это достопримечательность национального масштаба и «случайных» туристов-зевак здесь очень много. Поэтому на «основных маршрутах следования» — суета и праздные разговоры. Особенно многолюдно в выходные. Ну, а в дни, когда на территории Лавры проходит, например, всеукраинская православная выставка-ярмарка, неукрепленным в вере лучше и не заходить — подальше от искушений.

Киево-Печерская Лавра, Дальние пещеры, экскурсовод:
— А сейчас прошу обратить внимание на эти мощи. Это мощи Онуфрия Молчаливого. Молчание это такая благодать! Это такая добродетель для монаха! К молчанию стремились, многие хотели, но не все могли назвать себя молчальниками…

Комментарий «Прихожанина»: Собственно говоря, быть экскурсоводом это не только работа, но и дар. Ну, и, конечно же, направляя туристов, нужно знать тему. В противном случае, будет много слов, которые вроде бы и по делу, а по сути ни о чем.

Кирилловская Церковь, район Дорогожичи, прихожанка:
— Вот говорят: какие у вас красивые старинные фрески, как же они за 800 лет сохранились? А я отвечаю: это чудо, что мы о них вообще знаем — до XIX века они были скрыты под слоем штукатурки. Судьба-то у храма была тяжелая. Да и сейчас ему непросто. Вот, «приписан» к сумасшедшему дому.

Комментарий «Прихожанина»: На самом деле этот красивейший храм XII века находится на территории известной психоневрологической больницы им. Павлова, и некоторые пациенты приходят иногда на службы. Сейчас вокруг храма устроен маленький монастырь. Вернее, изначально Кирилловская церковь как раз-то и была частью монастыря, который расформировали в XIX веке, а здания передали богадельне. В этой обители был пострижен святитель Димитрий Ростовский, поэтому сейчас ему каждую пятницу служат здесь молебен.
А вообще, конечно, участь храма незавидна — он до сих пор является музеем, и службы в нем проводятся только по субботам и воскресениям. В церкви запрещено жечь свечи — чтобы не пострадали фрески. Многим, правда, так даже больше нравится — аскетичная обстановка.

Киево-Печерская Лавра, у выхода из «трапезного» храма, две женщины:
— Вот приехала и такое непривычное, по сравнению с Москвой, пение. И манера служить у батюшек...
— Когда я дома, в Киеве, мне тоже больше нравится слушать хор русского Валаамского монастыря — какое-то оно более тихое и спокойное, «молитвенное», что ли. А наше, «киевское», кажется слишком задорным. Но когда уезжаю куда-нибудь, то быстро начинаю скучать — и даже прошу певчих, если это можно, спеть что-нибудь «по-киевски».

Комментарий «Прихожанина»: Манера петь и служить на Украине, действительно, немного отличается от «московской», и для кого-то может звучать «не достаточно аскетично». Но это — лишь внешняя часть духовной жизни, по которой, как мы знаем, не стоит судить о ее внутреннем содержании. Аскетов и настоящих подвижников на Украине достаточно — и манера служить к этому не имеет никакого отношения.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить