«Вот Агнец Божий…»

В канун Крещения Господня «Прихожанин» решил поговорить об этом святом празднике языком живописи. Известно, что Богоявлению посвящали свои творения многие великие художники: Леонардо да Винчи, Тициан, Эль Греко, Тинторетто, Пуссен, Перуджино; из русских – Поленов, Нестеров, Гагарин… Список великих можно продолжать, но для многих праздник Крещения Господня ассоциируется лишь с одним поистине великим живописным полотном – картиной русского живописца Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

20 лет жизни художника, свыше 600 эскизов – в итоге мы имеем теперь возможность любоваться гениальным шедевром, изображающим один из самых знаменитых евангельских сюжетов – Богоявление.

Картина «Явление Христа народу»

Портрет Александра Андреевича Иванова.
Художник – Сергей Постников

Но прежде чем рассказывать о картине, необходимо напомнить читателям некоторые факты из биографии самого художника. Будущий гениальный живописец Александр Иванов родился в семье известного художника, профессора Императорской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. Кстати, следует сказать, что, помимо классической живописи, Андрей Иванович Иванов занимался иконографией, и созданные им многочисленные иконы можно увидеть в Казанском соборе, Смольном монастыре, в церкви Спаса Нерукотворного в Санкт-Петербурге и ряде других церквей.

Андрей Иванович Иванов,
отец знаменитого живописца

Андрей Иванович рано разглядел у своего сына Александра недюжинные художественные способности. Поначалу профессор академии занимался с сыном дома, потихоньку обучая его азам рисунка и основам живописи, а когда Александру исполнилось 11 лет, помог зачислить его в академию художеств в статусе «вольноприходящего ученика», что давало Александру возможность жить дома и посещать занятия по мере необходимости.

Надо добавить, что талант живописца так стремительно проявился у молодого Александра Иванова, что злые языки за его спиной поговаривали, что рисовать ему помогает его отец. В 18 лет Александр Иванов получает малую золотую медаль за картину на сюжет из «Илиады» Гомера «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора».

Картина «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»

В 1827 году по окончании Академии художеств он рисует экзаменационную работу – картину «Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию». За нее он получает Большую золотую медаль. Правда, эта картина чуть не сыграла с художником злую шутку. Академическое начальство обвинило Александра Иванова в политической неблагонадежности: мол, Иосиф на полотне, предсказывая хлебодару несчастливую судьбу, ожидающую его, пальцем указывает на барельеф, на котором изображена египетская казнь.

«Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию»

Академики сочли, что тем самым Александр Иванов хотел напомнить зрителю недавний расстрел декабристов. Как писал позднее сам художник, «дело чуть не кончилось ссылкой в Сибирь». Хотя начальство Императорской академии художеств и наградило Александра Иванова Большой золотой медалью и дало официальное звание художника XIV класса, но потребовало, чтобы живописец немедленно написал другую картину на более нейтральную классическую тему  – «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», что художник и сделал в 1829 году.

«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры»

А через год, в 1830-м, Общество поощрения художников, покровительствовавшее Александру Иванову на протяжении всей его учебы в Академии художеств, направило художника за свой счет совершенствовать свое мастерство за границу – в Италию.

Александр Иванов спешит отправиться в путь. Остановившись на короткое время в Дрездене, художник наконец достигает цели своего путешествия – Рима, где сходятся пути-дороги величайших итальянских мастеров. Здесь он поначалу тщательно копирует одну из знаменитых фресок Микеланджело «Сотворение мира» на потолке Сикстинской капеллы, а потом начинает искать свой путь, свой живописный язык, набрасывая эскизы на библейские темы. Избрав библейское направление основным в своем творчестве, Александр Иванов глубоко погружается в изучение Священного Писания, в частности его новозаветных текстов.

Постепенно у художника возникает решение создать большую многофигурную картину на тему, которая его глубоко волнует, – Крещение Христа, или Богоявление. О своей задумке он пишет отцу, а также в Общество поощрения художников, которое направило его в качестве пенсионера в Италию.

Но прежде, чем приступить к реализации своего великого замысла, в качестве подготовительного этапа художник решает написать иную картину на новозаветную тему с двухфигурной композицией – «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения».

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения»

Это художественное произведение было закончено в 1835 году. В начале 1836 году картина была показана на Капитолийском холме на выставке, где, кроме Александра Иванова, среди русских работ демонстрировались полотна Ореста Кипренского и Михаила Лебедева. Как писал впоследствии Александр Иванов своему отцу, «на мою картину смотрели более художники. Торвальдсен в особенности объявил всем свое о ней довольство. Это лестно! Заслужить похвалу Торвальдсена нелегко. Купить ее нельзя ни деньгами, ни подлостью».

Позже художник отправил картину «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» в Россию в Общество поощрения художников как отчет о своей римской работе. В Петербурге картину оценили невероятно высоко. За этот шедевр Императорская академия художеств присвоила Александру Иванову звание академика, а саму картину Общество поощрения художников преподнесло в дар императору Николаю I, и она была помещена в Русскую галерею Эрмитажа. 

В 1836 году Александр Иванов приступил к созданию своего главного шедевра, работа над которым растянулась на 21 год! Решив полностью посвятить себя работе над картиной, художник выбрал, если можно так выразиться, своеобразный аскетический подвиг: он закрыл от всех свою римскую мастерскую, пуская туда лишь избранных и очень ему близких людей, жил в уединении и бедности, всё время отдавая эскизам, наброскам… Как писал о нем Николай Васильевич Гоголь, с которым художник сдружился в Риме и для которого он сделал исключение, общаясь с ним в своей мастерской и обсуждая различные вопросы веры, Иванов «не только не ищет профессорского жеста и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».

…Момент, воспроизведенный на картине, описан, в частности, в Евангелии от Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: “за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31).

Вполне вероятно, что Александр Иванов особое значение придавал этому моменту в новозаветной истории, считая его поворотным в истории христианства. Бог идет навстречу человеку, чтобы принять на Себя бремя грехов человеческих. Более того, человек обращается лицом к Господу, принимая новую веру – христианство.

Поначалу Александр Иванов начинает работать на холсте обычного размера, потом, понимая, что на таком полотне он не сможет в полной мере выразить свои мысли и чувства, художник  берет холст в 7 раз больше и заново начинает рисовать. Картина «Явление Христа народу» считается великой не только по смысловому значению – это одна из самых больших картин в мире по размеру: высота – 5,4 метра, ширина – 7,5 метра.

Поскольку у художника не было денег, чтобы отправиться в Палестину, он вынужден был искать Иорданскую пустыню в итальянских окрестностях. Он ездил и делал бесчисленные зарисовки из самых разных мест. Поэтому на полотне в пейзаже, изображающем реку Иордан в районе библейской Вифавары, соединились окрестности Тиволи и Субиако, Понтийские болота и Аппиева дорога, а долина Ариччи подарила картине оливковое дерево, что нависает над водой.

Как ни парадоксально, на картине «Явление Христа народу» есть две центральные точки, две главные фигуры, почти одновременно притягивающие к себе взгляд зрителя: Иоанн Креститель в одежде из верблюжьего волоса, держащий в руке крест и словно бы говорящий окружающим его людям: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1, 36), – и Христос, в одиночестве неспешно идущий к людям…

Как я уже упоминал выше, художник Александр Иванов сделал сотни набросков разных людей. С одной стороны, ему нужно было найти лица, максимально похожие на древних иудеев, с другой стороны, на картине должны были быть представлены люди разных типов, возрастов, социального положения, характеров, настроения…

За спиной Иоанна Крестителя стоят будущие четыре апостола, четыре ученика Христа. Ближе всего к Иоанну Крестителю Иоанн Богослов, за ним – Петр, он опустил глаза и словно бы застыл, вслушиваясь в слова Иоанна Предтечи. Далее Иаков, спокойный, задумчивый и как бы анализирующий всё услышанное. Последний, в голубой одежде и с опущенными долу глазами, Нафанаил – тот, кто поначалу засомневается, услышав весть о явлении Мессии, и в сомнениях своих произнесет: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1, 46); тот, о ком Христос скажет: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1, 47).

Апостолы Иоанн, Петр, Иаков и Нафанаил

Чуть ниже будущих апостолов возле самой воды старик и мальчик, вылезающий из воды, – символы старозаветного Израиля и аллегория молодого Израиля, услышавшего и принявшего весть о христианстве.

И кругом на берегу мы видим такими удивительно характерными разные, разные, разные типажи. У ног Крестителя сидит спиной к зрителю обнаженный старик, перед ним его раб с веревкой на шее. Он должен был подать своему господину одежду после омовения, но остановился, услышав слова Иоанна Предтечи. Он вслушивается в слова Крестителя и еще не может до конца поверить в то, что наконец грядет свобода. За ними старик и молодой человек. Рядом еще один явно богатый и знатный эллин, позабывший свою одежду в стремлении выпрямиться во весь рост и увидеть своими глазами Мессию. Подле него замерзли и дрожат то ли от холода, то ли от волнения мальчик и его отец. Все эти люди – старик и юноша, раб и его господин, отец и сын – напряженно прислушиваются к словам проповеди Иоанна Предтечи. Им и радостно, и хочется поверить, и в то же время боязно – а вдруг это всё неправда?

А Креститель, обращаясь ко всем собравшимся на берегу Иордана, продолжает говорить: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “На кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 32–34).

…Контрастом по отношению к первой группе людей, которые ждут прихода Мессии, написана группа иудейских священников – книжников и фарисеев, те, к кому Иоанн Креститель обращался со словами: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 7–8). Эти пришли не креститься, а наблюдать. Они не верят Иоанну Крестителю, как не верят и в приход Спасителя. Поэтому на картине их лица написаны с опущенными вниз глазами. Они не поворачивают головы, всем своим видом выражая презрение. Они пренебрежительно относятся к словам Иоанна Крестителя, и лишь себя в гордыне собственной считают Законом. Именно поэтому, когда первая группа у воды начинает движение навстречу Христу, книжники и фарисеи словно бы удаляются от Него. Молодой юноша из той группы смотрит на Христа и даже словно хочет протянуть к Нему руки, но старый священник удерживает его, как бы увещевая: «Ну что ты! Какой Спаситель! Верь только нам! Лишь нам, книжникам, ведом закон Моисея».

Написал Александр Иванов на этой картине и себя. Вот он под левой рукой Иоанна Крестителя в образе путешественника – в темно-синей блузе и шляпе конусом. А в конце очереди на самом коротком расстоянии от Христа художник поместил своего близкого друга писателя Николая Гоголя. На протяжении этих долгих 20 лет они не раз беседовали о путях Промысла Божия. Иванов решил передать возможные сомнения Гоголя: тот стоит в шеренге людей, которые уходят от Христа, но в последнее мгновение, словно прозревая что-то, писатель поворачивается лицом к Богу.

Художник Александр Иванов самого себя изобразил на картине в образе странника

Летом 1857 года Александр Иванов открыл двери своей мастерской для итальянской публики, и картина «Явление Христа народу» произвела в Риме небывалый фурор: итальянцы, избалованные художественными шедеврами, были поистине потрясены, увидев картину чужестранного мастера, который на протяжении 20 лет в тиши и уединении творил свой шедевр. Летом 1857 года Рим только и говорил что о русском художнике и его грандиозной картине.

В  мае 1858 года художник решил переправить полотно в Россию. Деньги на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. «Явление Христа народу» доставили на корабле, а Иванов плыл вместе со своим шедевром.

Картину вместе с несколькими эскизами и этюдами выставили в самом большом зале Императорской академии художеств. Выставка произвела сильное впечатление на русского зрителя, хотя и не столь большое, как на итальянского.

3 (15) июля, за две недели до своего рождения, художник Александр Андреевич Иванов умер от холеры. Через 3 часа после его смерти в его дом прибыл специальный курьер от императора с известием, что Александр II покупает картину «Явление Христа народу» за 15 тысяч рублей. Немалая сумма по тем временам. На эти деньги любой русской художник мог бы безбедно жить несколько лет.

Но что деньги, если настоящий художник сумел претворить в жизнь главное дело, которое определил для него Господь.

Император Александр II, купив картину, преподнес ее в подарок Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву в дом Пашкова, где для великого шедевра художника Иванова был специально построен отдельный павильон. Уже после революции, когда этот музей был расформирован, картина Александра Иванова «Явление Христа народу» была передана Государственной Третьяковской галерее, где она и находится поныне.

В 1834 году Николай Васильевич Гоголь написал повесть «Портрет». Считается, что фраза из этого произведения  «Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление» относится именно к картине «Явление Христа народу», над которой еще только-только начинал работать великий русский живописец Александр Андреевич Иванов.

Петр Селинов


Комментарии   

0 # Нина 20.01.2018 09:30
Спасибо за статью!
Именно эта картина впечатлила нас больше всего при посещении Третьяковской галерии, просто выгравировалась в памяти и душе.
В суете ежедневной мы забываем о важном, том, что выгравировано в душе, не помним, что хотелось узнать побольше, вникнуть в чувства, смыслы, вот Вы и помогли.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору