Выбор веры

Зачем нам нужна вера? Почему мы – христиане? Верное ли решение принял в 988 году равноапостольный князь Владимир Киевский, выбрав в качестве государственной религии христианство по греческому обряду? Эти и другие вопросы разбирались на встрече-беседе преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Симеона (Мазаева) с прихожанами храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, которая состоялась 2 апреля 2017 года и была посвящена теме «Выбор веры».

История не знает случайного выбора – то, что кажется нам случайным, по сути своей закономерно. Это касается истории государств в той же мере, в какой и жизни обычного человека. Об этом я думал, слушая невероятно интересную лекцию отца Симеона. Его рассказ даже трудно назвать лекцией – скорее, размышления вслух, или дружеская беседа, по ходу которой он отвечал на задаваемые вопросы. При этом отец Симеон говорил так просто, образно и доступно, что многие сложные философско-богословские моменты были понятны и пожилым, и молодым – всем прихожанам, которые в тот вечер после вечернего богослужения собрались в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Любая беседа, касающаяся Крещения Руси, обязательно затрагивает исторические легенды о том, как равноапостольный князь Владимир выбирал религию: как беседовал с волжскими булгарами, предложившими ислам, с немцами-посланцами Римского Папы, с хазарскими иудеями, уговаривавшими князя принять иудаизм, и наконец с византийским философом и богословом, который поведал князю Владимиру о христианской вере.

Вспоминая эту историю, заложившую основы христианства и определившую духовное развитие России, иеромонах Симеон заметил, что у людей часто возникает вопрос: «Насильно крестив Русь, не лишил ли князь Владимир людей свободы выбора?» И отсюда – второй вопрос: «Не лишаем ли и мы сегодня права выбора веры ребенка, когда в младенчестве крестим его?»

Объясняя события X века и решение князя Владимира, отец Симеон попросил прихожан задуматься над тем, чем система воспитания разумного родителя отличается от действий неразумного. Мудрый родитель часто вынужден насильно побуждать своего ребенка учиться, скажем, музыке или иностранным языкам. Напротив, неразумный родитель пускает воспитание на самотек, позволяя чаду гулять, развлекаться и не принуждая его к учебе.

Что же в итоге? Ребенок, которого заставляли учиться, став взрослым, получает возможность выбора: он может говорить на нескольких иностранных языках, играть или не играть на музыкальных инструментах. Сами приобретенные знания и умения дарят ему эту возможность выбора. Тогда как ребенок, который рос сам по себе, не принуждаемый и не понуждаемый нерадивым родителем к знаниям, усидчивости, упорству в получении знаний, в итоге не только не имеет знаний, но даже лишен самой возможности выбора использовать эти знания. Поэтому, по мнению отца Симеона, князь Владимир, в 988 году насильно крестив Русь, поступил как мудрый и прозорливый родитель.

Зато сегодня каждый крещеный человек должен подтверждать и выбор своих родителей, и решение князя Владимира, принятое тысячу лет назад. Более того, как подчеркнул отец Симеон, выбор веры мы, христиане, должны подтверждать каждый день. А если мы этого не делаем, то по сути выпадаем из церковного общения. Перестать быть христианином очень легко, заметил батюшка – достаточно просто перейти к бездеятельности в религиозном отношении.

Следующий аспект в выборе веры: а почему христианство? Почему не ислам? Не иудаизм? На первый взгляд, князь Владимир должен был бы выбрать ислам – ведь эта религия разрешает многоженство, а известно, что князь был человеком весьма «любвеобильным» и до Крещения имел несколько сот наложниц. Казалось бы, рассуждал отец Симеон, идея многоженства должна была бы прийтись князю по сердцу. Но нет…

Всё дело в том, как подчеркнул батюшка, веру нельзя выбирать как костюм или платье – по фигуре. Это одежда не должна жать, а вера, напротив, должна, по словам священника, «жать». Иначе теряется весь ее смысл. Выбирая веру, человек выбирает тот закон, который будет его судить, ту степень боли и стыда, которую он испытает, видя свое несовершенство.

В качестве следующего шага в понимании выбора веры отец Симеон предложил слушателям сравнить различные веры – христианство, иудаизм, ислам, – взяв при анализе за основу два главных критерия. Первый – это вопрос: «Что Бог сделал для человека, что Он ему дал?» И второе – вопрос человека, обращенный к самому себе: «Что я могу в ответ сделать для Бога?» Почему так важен этот второй вопрос, с которым человек в зависимости от религии, которую он исповедует, обращается к священнику, раввину или имаму? По мнению батюшки, главной движущей пружиной взаимоотношений человека с Господом является чувство благодарности. Именно поэтому христианство, дающее картину того, как Слово стало плотью, имеет, если можно так выразиться, самую сложную драматургию.

…Конечно, пересказывать философски глубокую и многогранную двухчасовую беседу в небольшой заметке – дело неблагодарное. Рассказывая историю того, как князь Владимир крестил Русь, отец Симеон по сути передавал слушателям основы христианства. Он разъяснил смысл смерти и Воскресения с точки зрения православного вероучения, рассказал о темной ночи души – состоянии богооставленности. Идущего на Крест Христа отец Симеон сравнил с врачом, в момент страшной эпидемии принимающим удар на себя. Врачом, который специально заражается болезнью, чтобы на себе испытать лекарство, прежде чем дать его больным.

«Представьте себе, – обратился к слушателям отец Симеон, – Христос – это Бог, Он совершенен благодаря Своей Божественной природе. Он не может болеть или страдать физическими недугами, Своей силой Он исцеляет любые недуги и врачует любые раны. Но что происходит в момент Рождества? Христос по сути заражает Себя человеческой болезнью – Бог становится смертным. Он испытывает холод, голод, нужду и в конце концов умирает самой страшной смертью. Ради чего? Чтобы дать людям единственно верное "лекарство"».

Отец Симеон рассказал о великом Таинстве Евхаристии, непостижимом явлении, когда по молитве священника вино и хлеб в алтаре превращаются в Кровь и Тело Христово, становясь тем «лекарством», которое Христос подарил смертному человеку.

Подводя итог своим размышлениям о выборе веры, отец Симеон задал слушателям главный вопрос: «Какая вера сложнее? Какая священная история способна сильнее нагрузить пружину благодарности?» Ответ напрашивается сам собой: конечно же, христианство, ибо в этом случае Бог ради спасения людей принес Себя в Жертву.

«И как же нам благодарить Господа за Его Жертву, которая стала основой человеческого спасения?» – спросил батюшка. И добавил: «Вы знаете, какой грех хуже убийства?» Ответ: «Неблагодарность!» Но именно это, по словам священника, делают верующие, когда по своей лености пропускают Евхаристию.

Иеромонах Симеон (Мазаев) напомнил слушателям цитату из знаменитого фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»: «Любовь – это теорема, которую надо доказывать каждый день». И добавил, что эти слова в полной мере относятся и к вере: «Вера – это теорема, которую истинный христианин должен доказывать каждый день». Именно поэтому главное Таинство в Церкви называется Евхаристия – «Благодарение». Именно поэтому, если мы выбрали для себя веру во Христа как единственно верную, если считаем себя христианами, то мы должны благодарить Господа за то, что пользуемся плодами Его победы над смертью и всегда быть готовы принять Чашу с Телом и Кровью Христовой, которую предлагает нам Сам Господь.

В настоящее время постоянный автор интернет-журнала «Прихожанин» иеромонах Симеон (Мазаев) является настоятелем строящегося Александро-Невского храма деревни Бузланово Красногорского района Московской области.

Приглашаем всех читателей поучаствовать в строительстве!

Давайте вместе сделаем доброе дело.

Средства можно перечислять на карту Сбербанка: 4276 4000 6924 8467

Петр Селинов

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить