«Наследники»: фильм, «недостатки» которого – серьезность и глубина

 
Алексей Ордынский

«Наследники» – так называется новый фильм Владимира Хотиненко, снятый всего за 19 съемочных дней и ставший для него «самым капризным и непредсказуемым ребенком». Сделанный в непривычном для автора жанре ток-шоу, чем отдаленно напоминает картину другого мэтра отечественного кинематографа Никиту Михалкова «Двенадцать». Все события фильма заключены в «скорлупке» телецентра за исключением первой сцены жестокого избиения кавказца скинхэдами. Однако автору удается рассечь замкнутое пространство телестудии яркими актуальными диалогами, историями из жизни главных персонажей и острыми вопросами, обращенными больше к личности зрителя, чем к участникам ток-шоу.

Владимир Хотиненко признается потом, что ему не сразу удалось нащупать нерв картины; фильм поначалу не складывался, несмотря на талантливый актерский состав. И, может быть, как раз этим объясняется появление первой сцены, мало вписывающейся в общий контекст картины. Но, по мере того как разворачивается сюжет, зритель видит, что автору удалось с этим справиться и фильм постепенно больше притягивает внимание. «Трудности я привык воспринимать как возможности», – пояснит автор.

Фильм Владимира Хотиненко «Наследники» - кадр из фильма

Несмотря на то, что спикеры и зрители ток-шоу обсуждают личность преподобного Сергия Радонежского в ключе исторических событий, актуальность сюжету придает их искренняя оценка с позиции современности. Очевидно то, что режиссер был поставлен в жесткие финансовые и временные рамки, и это не дает ему возможности на проходные диалоги. Короткие фразы, которыми обмениваются главные герои,  очень точно характеризуют каждого из них. И возникает ощущение, что это не они оценивают поступки святого, жившего 700 лет назад, а он оценивает их, задавая высшую шкалу оценки каждого человека с позиции Вечности – святость. И одновременно через верующих участников шоу указывает направление движения к ней. «Это фильм не о религии, а о нас с вами, – пояснят Владимир Хотиненко. – Я не знаю как снимать религиозные фильмы. Вера – это тайна, это очень личное». «Это умный серьезный фильм, но это его недостаток», – приведет он позже слова одного из своих критиков.

Сюжет «Наследников» незамысловат и наглядно показывает закулисную жизнь телевидения. Популярный, амбициозный и самовлюбленный ведущий телешоу «Наследники» Глеб Трегубов (Леонид Бичевин) в разгар съемки  узнает, что его ток-шоу хотят закрыть. Но больше всего его бесит даже не это, а то, что об этом никто ему не сказал заранее, даже его пассия в лице начальницы. И тогда он решает отступить от сценария и начать говорить то, что он думает о преподобном на самом деле. Зная, что это не прямой эфир и передача может вообще не выйти в свет, Трегубов с помощью гаджета – «волшебной» шариковой ручки – транслирует все происходящее в интернет.

О чем же спорят спикеры ток-шоу, поддаваясь на провокацию ведущего? О том, что по последним научным данным, на которых настаивает ученый историк (Александр Коротков), общепринятая дата Куликовской битвы неверная и прп. Сергий благословил Димитрия Донского совсем на другую битву. Что русского народа до XVI века вообще как такового не было, что люди привыкли гордиться мифами, не озадачиваясь поиском исторической правды. О том, что был ли ошибкой выбор русским народом Православия, о взаимоотношениях Церковной и светской власти и как относиться к поступку прп. Сергия, когда он отказался от сана митрополита. И вслед за репликами героев и фактами, которыми каждый жонглирует в силу своего интеллекта и знаний, смущение в мыслях и душе происходит и у зрителя. Стройная историческая картина, сложившаяся в голове после прочтения десятка исторических книг, вдруг ломается как первый лед, земля уходит из-под ног, и ты чувствуешь, как «половодье» мыслей и новых фактов закручивает тебя в прорубь. И уже потом, размышляя над картиной, вдруг понимаешь, что это фильм-провокация, своего рода экзамен на способность думать и сопоставлять известные с детства факты.

Одновременно режиссер точными короткими мазками рисует портреты своих героев. Мы узнаем, что среди них нет, за исключением, может быть, монаха Троице-Сергиевой лавры Киприана (Сергей Качанов), практически, ни одного счастливого человека и что каждый по шею увяз в каких-то личных проблемах. Казалось, зачем и причем тут это, если речь идет о преподобном Сергии? А при том, что жизнь не имеет смысла, если в ней нет счастья, нет радости, нет любви и понимания близких. Без этого она ненастоящая. Закрученные в вихре ложных представлений и глянцевой, выдуманной псевдореальности с ее вымышленными идеалами, герои фильма несутся по жизни сломя голову, не осознавая, что с ними происходит на самом деле и где тот ров, который оборвет этот бессмысленный бег в никуда. Своеобразным указателем для тех, кто в силах это увидеть, становится смиренный монах Киприан, тихо и неуверенно размышляющий в ответ на обращенные к нему вопросы жаждущей разрешения спора аудитории. Один из них: зачем святые выбирают путь мученичества, если мученичества можно избежать? Потому что они ищут совсем другой правды и другой жизни, чем обычные люди.  «Может быть, история Сергия не о выборе между добром и злом, а между выбором правды для меня, правды для людей и правды для Бога», – пытается он объяснить, отвечая на вопрос, почему священник и философ Павел Флоренский отказался от возможности покинуть Россию и умер в заключении.

И происходит парадоксальная вещь: рейтинг передачи, идущей в интернете, собирает миллионную аудиторию. Казалось бы, мало кого волнующие, по мнению телередакции, духовно-исторические вопросы вдруг привлекают к экрану сотни тысяч людей и по-прежнему являются актуальными. Однако, так ли это на самом деле, Владимир Хотиненко предлагает каждому из нас решить самому. Сделать это можно будет 4 ноября в 12 часов дня в кинотеатрах «Звездный», «Сатурн», «Спутник», «Факел», где фильм «Наследники» будет показан совершенно бесплатно.

Подробнее: сайт http://www.mos-kino.ru


Фото: bucwar.ru     
kinopoisk.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить